приводятся методы и формы уроков, различия методов, приводятся примеры классификации методов, формы работы, признаки активных методов обучения, дается определение интерактивного метода обучения и его задачи, методы и приемы интерактивного обучения, типы уроков по ФГОС. Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться.презентация
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ
В помощь учителю
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ
Пассивные: когда учитель доминирует, а
учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках
ФГОС признаны наименее эффективными, хотя
используются на отдельных уроках обучающего
типа. Самый распространенный прием пассивных
методов — лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик
выступают как равноправные участники урока,
взаимодействие происходит по вектору учитель
ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные
методы, при которых ученики взаимодействуют не
только с учителем, но и друг с другом. Вектор:
учитель ученик ученик.
ПРИЗНАКИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Активные методы строятся на схемах
взаимодействия «учитель = ученик». То есть
учитель привлекает детей к процессу обучения.
активизация мышления, причем учащийся
вынужден быть активным;
длительное время активности — учащийся
работает не эпизодически, а в течение всего
учебного процесса;
самостоятельность в выработке и поиске
решений поставленных задач;
мотивированность к обучению.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках.
Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
Кейстехнологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на
анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем
различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск
одногоединственного правильного решения поставленной задачи. Европейская
школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время
проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не
преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему.
Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия
у учеников определенного опыта логических рассуждений.
Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры
регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для
решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам
обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игрыпутешествия,
спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так
как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
Баскетметод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен
выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его
задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО
МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ЗАДАЧИ
Интерактивные методы строятся на схемах
взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик".
То есть теперь не только учитель привлекает детей к
процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя
друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика.
Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача —
создать условия для инициативы детей.
Задачи :
Научить самостоятельному поиску, анализу информации
и выработке правильного решения ситуации.
Научить работе в команде: уважать чужое мнение,
проявлять толерантность к другой точке зрения.
Научить формировать собственное мнение, опирающееся
на определенные факты.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной
теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после
проведения штурма.
Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по
определенной минитеме.
Интерактивный урок с применением аудио и видеоматериалов, ИКТ. Например,
тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами,
учебными сайтами.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает
коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и
совместный поиск решения.
Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно
популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры
учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные
профессии.
Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалитишоу. При
этом заданную ситуацию обыгрывают 23 участника. Остальные наблюдают со стороны и
анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его
защита.
BarCamp, или антиконференция. Метод предложил вебмастер Тим О´Рейли. Суть его в
том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции.
Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной
теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
РАМКАХ
ФГОС
ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ
В
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ
МЕТОДОВ,
И
ЭФФЕКТИВНЫХ
Кейсметод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к
БОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫХ
КАК
реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее
разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и
умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет
исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации,
проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных
ситуаций (вопросов, явлений).
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме
конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только
здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать
исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в
дидактические блокимодули. Размер каждого модуля определяется темой, целями
обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС
Тип "урок усвоения новых знаний".
Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок
закрепление)".
Тип "урок актуализации знания и умений (урок
повторение).
Тип "урок обобщения и систематизации".
Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".
Тип "урок коррекции ЗУН".
Тип "комбинированный урок" — может сочетать
в себе несколько типов уроков, соответственно
— и форм проведения.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ УРОКОВ
Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир,
дуэль.
Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок
откровение, урокдублер, урок мудрости, творческий отчет.
Уроки, напоминающие по форме публичные выступления:
конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия,
репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок
следствие, ученый совет, уроксуд.
Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия,
прогулки, ролевые игры.
Урокифантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
Интегрированные уроки.
ВЫБОР МЕТОДА ЗАВИСИТ ОТ МНОГИХ УСЛОВИЙ:
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности
учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор
приемов, которые помогают наиболее эффективно
реализовать метод на практике.
Все активные и интерактивные методы
обучения призваны решать главную задачу,
сформулированную в ФГОС — научить ребенка
учиться.
Необходимо развивать критическое мышление,
основанное на анализе ситуации,
самостоятельном поиске информации,
построению логической цепочки и принятию
взвешенного и аргументированного решения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
http://
pedsovet.su/metodika/6328_naglyadnye_metody_
obuchenia_v_pedagogike
http://
pedsovet.su/metodika/6045_typy_i_vidy_urokov
http://pedsovet.su/publ/205105763
http://
pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaste
r_na_uroke