Перед педагогом возникает задача - обучать детей таким образом, чтобы они были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.
Важнейшим приоритетом современного урока становится формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет успешность всего последующего обучения.
Одним из способов, которые могут обеспечить подъем системы образования на новый уровень в решении задач образования является проблемный подход.В презентации дан теоретический и практический материал по теме.
Если хочешь воспитать в детях смелость
ума, интерес к серьезной
интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества, то
создавай такие условия, чтобы искорки их
мыслей образовывали царство мыслей,
дай им возможность почувствовать себя в
нем властелинами.
Ш. А. Амонашвили
Цель мастер класса:
показать эффективность технологии проблемного
обучения.
Задачи :
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ( познакомить коллег с данной
технологией обучения)
РАЗВИВАЮЩАЯ ( расширить методическую базу учителей)
По содержанию решаемых проблем
различают три вида проблемного обучения:
решение научных проблем ( научное творчество) –
теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие обучаемым
нового правила, закона, доказательства: в основе этого вида
проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических
учебных проблем;
решение практических проблем ( практическое
творчество) – поиск практического решения, т.е. способа
применения известного знания в новой ситуации, конструирование,
изобретение; в основе этого вида проблемного обучения –
постановка и решение практических учебных проблем;
создание художественных решений ( художественное
творчество) – худ. отображение действительности на основе
творческого воображения, включающее рисование, игру,
музицирование…
Технологическая схема проблемного
обучения.
( постановка и разрешение проблемной ситуации)
новые ЗУН, СУД
новые ЗУН,
развитые СУД
информация
решение проблемы
помощь
проблема
осознания
неизвестного
педагогическая
проблемная
ситуация
психологическая
проблемная
ситуация
Сущность проблемного обучения
обучение —
обучения,
это тип
Проблемное
развивающего
содержание
которого представлено системой проблемных
задач различного уровня
в
процессе
учащиеся
овладевают новыми знаниями и способами
происходит
действия,
а
формирование
способностей:
воображения,
продуктивного
познавательной мотивации, интеллектуальных
эмоций
через
творческих
мышления,
сложности,
решения
которых
это
(М.И. Махмутов)
Сущность проблемной ситуации
Проблемная ситуация – это интеллектуальное
затруднение человека, возникающее в случае,
когда он не знает, как объяснить факт, явление
или процесс действительности, не может достичь
цели известными ему способами действий.
Проблемная ситуация по сути является:
• закономерностью
продуктивной,
творческой
познавательной деятельности;
• причиной, побуждающей человека искать новый
способ объяснения или действий.
Методы проблемного обучения
По способу решения проблемных задач выделяют четыре
метода:
проблемное изложение (педагог самостоятельно
ставит проблему и самостоятельно решает ее);
совместное обучение (педагог самостоятельно
ставит проблему, а решение достигается
совместно с учащимися);
исследование (педагог ставит проблему, а
решение достигается учащимися самостоятельно);
творческое обучение (учащиеся и формулируют
проблему и находят ее решение).
Примеры проблемных ситуаций
1)Используем подводящий к теме диалог:
Даем задание:
Прочитайте слова: Дарья, Софья, Илья.
Что они обозначают? (имена)
Что надо помнить при написании имён? (пишем их с
заглавной буквы)
Что общего в этих словах? (разделительный Ь)
В каких случаях пишется разделительный Ь? (середине
слова между согласной и гласной)
Какая же будет тема урока? (повторение написания
заглавной буквы в именах и разделительного Ь)
Примеры проблемных ситуаций
2) Даем невыполнимое задание вообще, например, задаем
вопрос:
Что такое склонение? (изменение по падежам)
Побуждаем к осознанию:
Какие части речи мы научились склонять? (имена
существительные и прилагательные).
Побуждение к проблеме:
Попробуйте просклонять глагол прыгать (испытывают
затруднения, проблемная ситуация)
Получилось? (нет).
В чем затруднение? (глаголы не склоняются)
Какой возникает вопрос? (как изменяются глаголы?
учебная проблема на вопрос.)
Примеры проблемных ситуаций
3) Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Сегодня мы познакомимся с падежом, про который
Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина,
сказал:«…Такой падеж, как………
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чемнибудь
С друзьями не люблю!...»
Кто догадался, о каком падеже идёт речь? (о
дательном)
Назовите тему нашего урока.
Примеры проблемных ситуаций
4) Работая по теме непроизносимые согласные в корне слова
представляем ученикам противоречивые факты:
На доске записаны слова: вестник, весть, известие, известный.
Представляем первый факт: прочитайте эти слова
орфографически.(читают).
Представляем второй факт: прочитайте эти слова орфоэпически.
(испытывают затруднение, возникает проблемная ситуация)
Что вас удивило? Что интересного заметили? (везде «т»
пишется, но не везде произносится)
Какой же у вас возникает вопрос? (почему в некоторых словах
«т» не произносится?
1)Урок «Русского языка»
Тема: «Составление предложений по схемам»
На доске изображены схемы: ______
_________ ________ _________ _________ .
– Что изображено на доске? (Схема слова и схема предложения.)
– Как вы их различили? (В схеме слова нет большой буквы, нет знака в
конце предложения; в схеме предложения несколько слов, первое – с
большой буквы, в конце предложения – точка.)
– К какому из записанных на доске и в тетрадях предложений подходит
эта схема? (1 и 2.) Почему? (В них четыре слова.)
– Попробуйте самостоятельно составить предложение по такой же
схеме. (Из дома выскочила собака. На улице идёт дождь.)
– Чем же отличается схема от конкретного предложения? (Схема одна, а
предложений к ней можно составить много.)
– Сформулируйте тему урока. («Схема слова и предложения.
Составление предложений по схемам».)
– Какие действия будем выполнять, какие умения развивать?
(Составлять схемы слов, предложений; составлять предложения по
схемам.)
Задания для детей Решите
примеры. Вспомните алгоритм.
367 – 143 534 – 216 328 – 174
- А теперь решите ещё один пример: 400-172
(фронтально на листочках)
- Какие получились ответы? (разные)
- Почему? (мы еще не решали такие примеры)
- Чем этот пример отличается от
предыдущих?
- Какие примеры мы будем учиться решать?
(где в уменьшаемом отсутствуют десятки и
единицы)
Задания для детей в группах
Лена и мама на зимние каникулы поедут в
Санкт-Петербург, а Миша и папа в
Австралию. Помогите им собрать вещи.
-Посмотрим как группы выполнили задание.
Задание вам дано одно, а вариантов ответа
много.(побуждение к осознанию
противоречия)
- Почему так вышло? Чего мы не знаем?
(побуждение к формулированию проблемы)
- Какая сейчас погода в Австралии?
(проблема как вопрос)
Прием использования технологии «яркого
пятна» Математика. 1 класс.
Тема: Числовой отрезок
-В одном большом-пребольшом городе жил-был
маленький Паровозик. Дома все его любили, и
Паровозику жилось хорошо. Только одна была у
него беда – он не умел считать, не умел
складывать и вычитать числа. И вот тогда
старый умный Паровоз посоветовал ему
отправиться в путешествие и пронумеровать
станции, которые Паровозик будет
проезжать.»Ты построишь, - сказал он, -
волшебный отрезок, который называется
«числовым отрезком». Он станет твоим верным
другом и помощником и научит решать даже
самые трудные примеры».
ВАРИАНТАМИ проблемного обучения являются поисковые и
исследовательские
методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный
поиск и исследование проблем, творчески добывают и
применяют знания.
Тема расследования:
« Почему айсберг не тонет ? »
план работы:
Айсберг – что это такое и с чем это «едят».
Эксперименты.
Выводы.
Эксперимент №1
Почему айсберг не тонет?
Версия:
Вес вытесняемой воды больше,
чем собственный вес айсберга,
поэтому айсберг не тонет
Методические приемы создания
проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и
предлагает им самим найти способ его решения;
- сталкивает противоречия практической
деятельности;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения,
выводы из ситуаций, сопоставлять факты
- ставит конкретные вопросы ( на обобщение,
обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения)
-определяет проблемные теоретические и практические
задания
( например: исследовательские)
- ставит проблемные задачи ( например: с
недостаточными или избыточными исходными данными,
с неопределенностью в постановке вопроса, с
противоречивыми данными, с заведомо допущенными
ошибками…)
Урок литературного чтения.
Л. Н. Толстой
Девиз урока: Читать книгу – это значит открывать в ней то, о чем
прямо не сказано.
артиллерист
мальчики
мы (все)
палуба
артиллерист
фитиль
ропот
решительный
находчивый
отважный
опытный
мудрый
бывалый
Матросы опустили лодку на воду, сели в нее и, сгибая весла,
поплыли к мальчикам.
Девиз урока: Читать книгу – это значит открывать в ней то, о
чем прямо не сказано.
Л. Н. Толстой
артиллерист
мальчики
мы (все)
палуба
артиллерист
фитиль
ропот
решительный
находчивый
отважный
опытный
мудрый
бывалый
Матросы опустили лодку на воду, сели в нее и, сгибая весла,
поплыли к мальчикам.
В.А. Сухомлинский
«Важнейшее условие духовного роста
педагога – это прежде всего время – свободное время
учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя
свободного времени, чем больше он загружен
всевозможными планами, отчетами, заседаниями,
тем больше опустошается его духовный мир, тем
скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю
уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время –
ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное
богатство учителя… Педагогическое творчество –
сложный труд, требующий огромной затраты сил, и,
если силы не будут восстанавливаться, учитель
выдохнется и не сможет работать».
УЧИТЕЛЮ посвящается:
Учитель, сколько же терпенья
Таите вы в своей душе,
Волненья, думы и сомненья –
Все пережили вы уже.
Какая ж быть должна любовь,
Чтоб ее детям посвящать!
У каждого характер свой,
И каждый нужно понимать.
Ведь детям нужно отдавать
От сердца своего частицу,
Им каждый день добра желать,
О них и думать, и молиться.
Им нужно знания давать,
И научить, к чему стремиться,
Когда им трудно, поддержать,
Не дать страдать, не дать лениться.
Действительно ли важно применять на уроках
проблемные ситуации?
Какой этап мастер – класса
показался вам самым интересным?
Каковы ваши пожелания
для следующих мастер – классов?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.