Цель – создать альбом, способствующий быстрому и прочному запоминанию правил, необходимых для проверки чередующихся гласных в корнях. Задачи:1. Систематизировать знания о составе слова.2. Изучить историю мнемотехники и работать с литературой на тему «Мнемотехнические приемы изучения русского языка».3. Проанализировать орфограммы с чередующимися гласными. 4. Оформить альбом.Цель – создать альбом, способствующий быстрому и прочному запоминанию правил, необходимых для проверки чередующихся гласных в корнях. Задачи:1. Систематизировать знания о составе слова.2. Изучить историю мнемотехники и работать с литературой на тему «Мнемотехнические приемы изучения русского языка».3. Проанализировать орфограммы с чередующимися гласными. 4. Оформить альбом.
Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Гимназия №7 (полного дня)
Научно-практическая конференция исследовательских
работ учащихся
Секция: гуманитарная
Тема: «Альбом правил русского языка: «Кто
командует корнями?»
Гаврилова Дарья Денисовна
2 Б класс
МОАУ «Гимназия № 7» (полного дня)
Руководитель проекта:
Белоусова Ольга Юрьевна
Учитель начальных классов
МОАУ «Гимназия № 7» (полного дня)
Оренбург, 2017
Знаете ли Вы орфограммы с
чередующимися гласными в корне
слова?
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
Знаете ли Вы орфограммы с чередующимися гласными в корне слова?
0
общее количество учеников,%
знают орфограммы и умеют ими
пользоваться, %
пишут грамотно, но не могут
объяснить, %
не знают орфограмм и допускают
ошибки, %
Цель – создать альбом, способствующий
быстрому и прочному запоминанию правил,
необходимых для проверки чередующихся
гласных в корнях.
Задачи:
1. Систематизировать знания о составе слова.
2. Изучить историю мнемотехники и работать
с литературой на тему «Мнемотехнические
приемы изучения русского языка».
3. Проанализировать орфограммы с
чередующимися гласными.
4. Оформить альбом.
Гипотеза:
1) существуют различные способы
правописания корней;
2) мнемотехника помогает повысить
грамотность письма.
Объект исследования:
орфографическая грамотность на уроках
русского языка.
Предмет исследования :
орфограммы с чередующимися гласными.
Методы исследования:
1) справочно-информационный;
2) поисковой;
3) анализ и систематизация;
4) опрос.
Что такое мнемоника?
Мнемоника (то же, что мнемотехника) –
искусство запоминания, совокупность
приемов и способов, облегчающих
запоминание и увеличивающих объем
памяти путем образования искусственных
ассоциаций.
Приёмы мнемотехники на уроках
русского языка:
- ассоциативные рисунки (или графический
способ)
- звуковые ассоциации (или метод ключевых
слов) комбинированный метод
- «буквы-образы»
- метод списка
- рифмовки
- отнесенность к одному
словообразовательному типу
- сказки – ассоциации
- схематично – рисуночная мнемоника
- «материальная», «пальчиковая»
мнемотехника
Рифмовки
Иван (именительный падеж)
Родил (родительный падеж)
Девчонку (дательный падеж)
Велел (винительный падеж)
Тащить (творительный падеж)
Пеленки (предложный падеж)
Парашют, жюри, брошюра,
Ты всегда пиши, как Юра.
Корни с чередующимися гласными
1) корни с чередованием полногласных и
неполногласных сочетаний,
2) корни, которыми командует суффикс –а-,
3) корни, которыми командует ударение,
4) корни, в которых командуют согласные ,
5) корни, в которых чередованием гласных
командует смысл.
Полногласные и неполногласные
сочетания
-оро- - -ра-
-оло- - -ла-
-ере- - -ре-
-оло- - -ле-
ворота –
врата
голова –
глава
дерево –
древо
молоко –
млеко
О полногласии или
неполногласии мы говорим
тогда, когда у слова есть пара
Командует суффикс –а–
Если после корня – А
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
с -а-
Командует суффикс –а–
-блиста-
-стила-
-жига-
-чита-
без -а-
-блест-
-стел-
-жег-
-чет-
И…А
Если за корнем А, в корне
пиши И.
Командует суффикс –а–
сжать – сжимать
смять – сминать
начать – начинать
И…А
Командует суффикс –а–
Корень ЛАГ на корень
ЛОЖ
Очень даже не
похож:
В корне ЛАГ мы
пишем А!
Это знает вся страна!
В корне ЛОЖ мы
Я пока
предполагала,
В корне букву А
писала.
А когда
предположила,
Букву О
Командует ударение
без ударения
гореть
-гор-
Мы под удареньем
склонил
-клон-
пишем
творить
-твор-
Без сомненья то, что
заря
-зар-
слышим.
плавучий
-плав-
Если ж звук без
ударенья,
Исключения: утварь, зоревать, зорянка,
Вызывает он сомненья.
пловец, пловчиха.
Заря, зарница, озаренный,
озарять -
По слову зарево я буду
проверять.
Командуют согласные
звуки
подрастать
выращенный
водоросли, поросль
-раст-
(-ращ-)
-рос-
Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик,
отрасль.
Командуют согласные
звуки
-скак-
-скоч-
поскакать
подскочить
СКАК напишем только так
СКОЧ без О писать невмочь.
Исключения: скачок, скачу.
Командует смысл
ʹчто-то
одинаковоеʹ
равновесие
равный
равнодушный
ʹровное (гладкое, прямое)ʹ
сровнять
выровнять
подровнять
Исключение:
равнина ʹровная поверхность земли без гор и
холмовʹ.
Командует смысл
ʹокунать в жидкостьʹ
макать
обмакнуть
ʹпропиталось жидкостьюʹ
промокать
непромокаемый
Приводим наши знания в порядок
Определяем, есть ли какое-либо сочетание в корне и
суффиксе
да
полногла
с-ные и
неполно-
гласные
-оро- -
-оло- -
-ере- -
-оло- -
-ра-
-ла-
-ре-
-ле-
с суффиксом –
а-
с -а-
-ира-
-иста-
-ила-
-ига-
-ита-
-има-
-ина-
-каса-
-лага-
без -а-
-ер-
-ест-
-ел-
-ег-
-ет-
-а-, -я-
-кос-
-лож-
связанн
ые с
ударени
ем
-гор-
-клон-
-твор-
Но
-зар-
-плав-
Помню
исключ
е-ния!
связанн
ые с
согласн
ым
звуком
-раст-
-ращ-
-скоч-
-скак-
Помню
исключ
ения!
нет
пока
не
знае
м
связанные
значением
со
слова
-равн-
(одинаковы
й)
-ровн-
(прямой,
ровный)
-мок-
ся
)
(пропитать
жидкостью
-мак-
(опускать в
жидкость)
Проверь себя!
1. Образуйте слова с сочетаниями –ира- от следующих слов.
Вымерли, заберу, придерется, протер, запер.
2. От данных слов образуйте слова с сочетаниями –има-, -ина-.
Снять, обнять, понять, припомнить, поднять.
3. Выпишите из данных примеров слова с корнями –раст- (-ращ-),
-рос-.
1) растущий, простейший, сращение.
2) простачок, выросли, оросили.
3) роскошный, расти, растаять.
4) возрастной, расталкивать, растолстеть.
4. Найдите ошибки в данных словах и исправьте их.
Скокуны, выскачка, подскокал, скочок, прискокать.
5. Вставьте пропущенные буквы.
Пром…кашка, вым…кнуть в поле, обм…кнуться в море, р…вны
по весу, ср…внять с землей.
6. Обозначьте корни в данных словах, вставьте буквы.
Оз…рение, г…рение, пл…вление, скл…нение, стихотв…рение,
укл…няться, заг…р.
Практическая значимость:
для быстрого и прочного запоминания
орфограмм с чередующимися гласными
альбомом могут воспользоваться
учителя и ученики не только начальных
классов, но и средней школы.