презентация "«Альбом правил русского языка: «Кто командует корнями?»" 2 класс

  • Исследовательские работы
  • pptx
  • 02.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель – создать альбом, способствующий быстрому и прочному запоминанию правил, необходимых для проверки чередующихся гласных в корнях. Задачи: 1. Систематизировать знания о составе слова. 2. Изучить историю мнемотехники и работать с литературой на тему «Мнемотехнические приемы изучения русского языка». 3. Проанализировать орфограммы с чередующимися гласными. 4. Оформить альбом.Цель – создать альбом, способствующий быстрому и прочному запоминанию правил, необходимых для проверки чередующихся гласных в корнях. Задачи: 1. Систематизировать знания о составе слова. 2. Изучить историю мнемотехники и работать с литературой на тему «Мнемотехнические приемы изучения русского языка». 3. Проанализировать орфограммы с чередующимися гласными. 4. Оформить альбом.
Иконка файла материала Гаврилова Дарья 2 Б.pptx
Муниципальное образовательное автономное учреждение «Гимназия №7 (полного дня) Научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся Секция: гуманитарная Тема: «Альбом правил русского языка: «Кто командует корнями?» Гаврилова Дарья Денисовна 2 Б класс МОАУ «Гимназия № 7» (полного дня) Руководитель проекта: Белоусова Ольга Юрьевна Учитель начальных классов МОАУ «Гимназия № 7» (полного дня) Оренбург, 2017
Знаете ли Вы орфограммы с чередующимися гласными в корне слова? 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 Знаете ли Вы орфограммы с чередующимися гласными в корне слова? 0 общее количество учеников,% знают орфограммы и умеют ими пользоваться, % пишут грамотно, но не могут объяснить, % не знают орфограмм и допускают ошибки, %
Цель – создать альбом, способствующий быстрому и прочному запоминанию правил, необходимых для проверки чередующихся гласных в корнях. Задачи: 1. Систематизировать знания о составе слова. 2. Изучить историю мнемотехники и работать с литературой на тему «Мнемотехнические приемы изучения русского языка». 3. Проанализировать орфограммы с чередующимися гласными. 4. Оформить альбом.
Гипотеза: 1) существуют различные способы правописания корней; 2) мнемотехника помогает повысить грамотность письма.
Объект исследования: орфографическая грамотность на уроках русского языка. Предмет исследования : орфограммы с чередующимися гласными. Методы исследования: 1) справочно-информационный; 2) поисковой; 3) анализ и систематизация; 4) опрос.
Из чего строятся слова?
Что такое мнемоника? Мнемоника (то же, что мнемотехника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Приёмы мнемотехники на уроках русского языка: - ассоциативные рисунки (или графический способ) - звуковые ассоциации (или метод ключевых слов) комбинированный метод - «буквы-образы» - метод списка - рифмовки - отнесенность к одному словообразовательному типу - сказки – ассоциации - схематично – рисуночная мнемоника - «материальная», «пальчиковая» мнемотехника
Ассоциативные рисунки
Рифмовки Иван (именительный падеж) Родил (родительный падеж) Девчонку (дательный падеж) Велел (винительный падеж) Тащить (творительный падеж) Пеленки (предложный падеж) Парашют, жюри, брошюра, Ты всегда пиши, как Юра.
Корни с чередующимися гласными 1) корни с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний, 2) корни, которыми командует суффикс –а-, 3) корни, которыми командует ударение, 4) корни, в которых командуют согласные , 5) корни, в которых чередованием гласных командует смысл.
Полногласные и неполногласные сочетания -оро- - -ра- -оло- - -ла- -ере- - -ре- -оло- - -ле- ворота – врата голова – глава дерево – древо молоко – млеко
О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара
Командует суффикс –а– Если после корня – А В корне будет И всегда! Вот пример, запоминай: «Ноги вытер? Вытирай!» Собирать, стирать, задира – Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква И.
с -а- Командует суффикс –а– -блиста- -стила- -жига- -чита- без -а- -блест- -стел- -жег- -чет- И…А Если за корнем А, в корне пиши И.
Командует суффикс –а– сжать – сжимать смять – сминать начать – начинать И…А
Командует суффикс –а– Корень ЛАГ на корень ЛОЖ Очень даже не похож: В корне ЛАГ мы пишем А! Это знает вся страна! В корне ЛОЖ мы Я пока предполагала, В корне букву А писала. А когда предположила, Букву О
Командует ударение без ударения гореть -гор- Мы под удареньем склонил -клон- пишем творить -твор- Без сомненья то, что заря -зар- слышим. плавучий -плав- Если ж звук без ударенья, Исключения: утварь, зоревать, зорянка, Вызывает он сомненья. пловец, пловчиха. Заря, зарница, озаренный, озарять - По слову зарево я буду проверять.
Командуют согласные звуки подрастать выращенный водоросли, поросль -раст- (-ращ-) -рос- Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.
Командуют согласные звуки -скак- -скоч- поскакать подскочить СКАК напишем только так СКОЧ без О писать невмочь. Исключения: скачок, скачу.
Командует смысл ʹчто-то одинаковоеʹ равновесие равный равнодушный ʹровное (гладкое, прямое)ʹ сровнять выровнять подровнять Исключение: равнина ʹровная поверхность земли без гор и холмовʹ.
Командует смысл ʹокунать в жидкостьʹ макать обмакнуть ʹпропиталось жидкостьюʹ промокать непромокаемый
Приводим наши знания в порядок Определяем, есть ли какое-либо сочетание в корне и суффиксе да полногла с-ные и неполно- гласные -оро- - -оло- - -ере- - -оло- - -ра- -ла- -ре- -ле- с суффиксом – а- с -а- -ира- -иста- -ила- -ига- -ита- -има- -ина- -каса- -лага- без -а- -ер- -ест- -ел- -ег- -ет- -а-, -я- -кос- -лож- связанн ые с ударени ем -гор- -клон- -твор- Но -зар- -плав- Помню исключ е-ния! связанн ые с согласн ым звуком -раст- -ращ- -скоч- -скак- Помню исключ ения! нет пока не знае м связанные значением со слова -равн- (одинаковы й) -ровн- (прямой, ровный) -мок- ся ) (пропитать жидкостью -мак- (опускать в жидкость)
Проверь себя! 1. Образуйте слова с сочетаниями –ира- от следующих слов. Вымерли, заберу, придерется, протер, запер. 2. От данных слов образуйте слова с сочетаниями –има-, -ина-. Снять, обнять, понять, припомнить, поднять. 3. Выпишите из данных примеров слова с корнями –раст- (-ращ-), -рос-. 1) растущий, простейший, сращение. 2) простачок, выросли, оросили. 3) роскошный, расти, растаять. 4) возрастной, расталкивать, растолстеть. 4. Найдите ошибки в данных словах и исправьте их. Скокуны, выскачка, подскокал, скочок, прискокать. 5. Вставьте пропущенные буквы. Пром…кашка, вым…кнуть в поле, обм…кнуться в море, р…вны по весу, ср…внять с землей. 6. Обозначьте корни в данных словах, вставьте буквы. Оз…рение, г…рение, пл…вление, скл…нение, стихотв…рение, укл…няться, заг…р.
Практическая значимость: для быстрого и прочного запоминания орфограмм с чередующимися гласными альбомом могут воспользоваться учителя и ученики не только начальных классов, но и средней школы.
Спасибо за внимание!