Презентация. Аллегория. Иносказание. Эзопов язык.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 25.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное предлагаемое пособие - это учебная методическая презентация для учителей и учащихся, собравшая теоретический и практический (примеры из текстов, названия произведений, имена авторов... ) материал по изучению изобразительных средств языка поэтических и прозаических произведений, а именно: аллегории, иносказания, эзопова языка.Первый слайд.
Иконка файла материала Презентация. Аллегория. Иносказание. Эзопов язык..pptx

Презентация
Аллегория. Иносказание.
Эзопов язык.







Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар

Язык — это оружие литератора, как ружье — солдата. Чем лучше оружие — тем сильнее воин… Максим Горький

АЛЛЕГОРИЯ 

АЛЛЕГОРИЯ  (греч. allegoria - иносказание) – образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами). В аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).

Аллего́рия  (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное представление  идей  (понятий) посредством конкретного художественного образа  или диалога. Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите.

Способ изображения аллегории - обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что получают переносное значение. Пример: правосудие — Фемида (женщина с весами).

Аллегория — художественное обособление понятий с помощью  конкретных  представлений.  Религия, любовь, душа, правда, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть … изображаются и представляются как живые существа.

АЛЛЕГО́РИЯ  (греч. allēgoría — иносказание),  литературный прием или  тип  образности, основой которого  является иносказание:  запечатление умозрительной  идеи в предметном образе

В аллегории  присутствуют  два плана:  1. образнопредметный  и  2. смысловой,  но  смысловой план  первичен:  образ фиксирует уже   заданную мысль. 

В аллегории конкретный образ приобретает абстрактное значение. Он обобщается. Понятие созерцается через этот образ. Данный элемент абстрактного содержания, который делает конкретное изображение служебным по отношению к суждению или понятию, скрывающемуся за ним, составляет у аллегории ее характерную черту.

При аллегории под внешним слоем скрывается философский, более глубокий смысл, имеет несколько значений: сказка «Премудрый пискарь» ( М. Салтыков-Щедрин), в которой изображен под видом маленькой рыбешки тип умеренного либерала.

Аллегория выражает, что под ежеминутным, актуальным смыслом скрываются общечеловеческие глубокие идеи. Пример: басня "Волк и Ягненок", изображающая отношения между народом и властью, современные автору, - это взаимодействие между подчиненными и всесильными.

Выражение мыслей с помощью аллегории иносказательно.

Иносказание

Иносказание – это выражение отвлечённого понятия в конкретном художественном образе, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём. Иносказа́ние —  выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный  приём.

Виды иносказания


ирония

комическое использование слов в противоположном значении:
И. А. Крылов – «умная голова»
по отношению к Ослу


эзопов язык


передача того содержания, которое хочет
донести автор, через образы животных :
«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина


аллегория

передача отвлечённой мысли через конкретные
образы:
использование образов античных богов в
торжественных одах 18 в. –
Марс как аллегория войны,
Венера как аллегория любви


символ

образ, передающий одновременно и конкретное, и
абстрактное содержание:
пёс как символ старого мира в поэме
А. А. Блока «Двенадцать»

Цели употребления иносказания


ирония


создаёт комический
эффект

эзопов язык

необходим в связи с
политическими условиями,
невозможностью прямо сказать то, что нужно

аллегория

отсылает к
общекультурному
контексту

символ

показывает многогранную связь между предметами

Иносказательными могут быть целые произведения — басни, сказки, рассказы (например, В. М. Гаршина), романы. Поэзия всегда - иносказание ( ἀλληγορία ) в обширном смысле слова.

 

Эзо́пов язык 

Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым.

Эзо́пов язык  (по имени баснописца Эзопа) — тайнопись в литературе,  иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора.

ЭЗОПОВ ЯЗЫК - это  композиционный прием  древнего баснослагателя Эзопа  (VI в. до нашей эры),  скрывавшего под именами  животных характеры и  взаимоотношения людей. 

ЭЗОПОВ ЯЗЫК (от имени др.-греч. баснописца Эзопа) – особый стиль изложения, имеющий целью замаскировать (прежде всего для цензуры в условиях антидемократического строя) прямое, непосредственное выражение идей, взглядов, противоречащих официальной политике, идеологии или господствующим в обществе представлениям, но сравнительно легко дешифруемое внимательным читателем.

Эзопов язык – совокупность приёмов иносказания : аллегория, перифраза, фигура умолчания, «говорящие» псевдонимы, разного рода аллюзии, басенные и фольклорные персонажи, наделённые социально - культурной коннотацией, элементы сказочной фантастики … .

 М. Е. Салтыков –Щедрин писал: «…привычке писать  иносказательно я обязан цензурному  ведомству…  Создалась особенная, рабская  манера писать, которая может быть  названа эзоповской, – манера,  обнаруживающая замечательную  изворотливость в изобретении  оговорок, недомолвок, иносказаний и  прочих обманных средств».

Язык Эзопа всегда о двух смыслах:  одним — своим наружным смыслом  он повернут к правящим,  другим — прикровенным —  к управляемым; «буквой»  - к цензору, «духом» — к читателю. 

Иносказательный стиль, не называющий прямо мишень сатиры, своей «буквой» словно обращен к жесткому цензору, а «духом» – к читателю.

Эзопов язык складывался прежде всего в жанрах публицистики, политической сатиры (прозаической и стихотворной), в гражданской поэзии. Мастерами эзопова языка были Н Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, В. С. Курочкин, М. Салтыков-Щедрин.

Удачи в работе над текстом!!!