Арттехнологии в воспитательном процессе.
На современном этапе большой интерес представляют арттехнологии, сущность которых
заключается в применении различных техник разных видов искусств в учебновоспитательном
процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития будущего
специалиста. Основными формами проведения арттехнологий являются: минилекции, ролевые и
деловые игры, видеообсуждение, концепты, групповые дискуссии.
Минилекции короткие (до 15 мин.) информационные модули, в которых в сжатой форме
преподавателем излагаются теоретические положения рассматриваемой проблемы. Ролевые и
деловые игры проигрывание участниками конкретной профессиональной ситуации.
Концепты – осознанное усвоение теории, понимание всех причинноследственных и иных связей в
той картине мира, которая задается данной теорией; способность многоаспектно
проанализировать реальность.
Инструменты овладение участниками новыми приемами и способами действия в той
содержательной области, которой посвящен тренинг; освоение инструментария, применяемого в
модельных ситуациях, ролевых и деловых играх.
В зависимости от вида художественнотворческой деятельности выделяют следующие
направления арттехнологий: библиотерапия, музыкотерапия, драматерапия, сказкотерапия,
изотерапия.
Библиотерапия направление арттерапии, основанное на исцеляющем воздействии слова, то
есть самовыражение через творческое сочинение.
Основные техники, которые можно применять на различных занятиях с учетом специфики
изучаемой дисциплины, это: использование готовых произведений любого жанра, письма (коллеге,
начальнику, конкуренту и т. п.), стихи (использование размера без рифм), написание любого
литературного произведения, рассказ на заданную (выбранную) тему, автобиография в виде
литературного произведения, переписка субличностей, сочинение архетипических легенд,
сочинение сказки, сочинение по кругу, драматургия, сенквейн.
Ценность данной техники заключается в том, что личность может изменить нежелательное
состояние, в которое человек регулярно попадает. Своего рода саморегуляция через
раскодирование словестных метафор. Также данную технику можно использовать в раскрытии
сущности понятий предметов изучения конкретной науки.
Драматерапия вид игровой деятельности, ориентированный на процесс и на удовольствие в
этом процессе, связана со способностью выражать события и переживания ярко и точно;
способность посмотреть на них другими глазами. Направлена на развитие спонтанности,
импровизационности, пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной), харизматичности;
расширению поведенческих реакций, возможности переиграть жизненные сценарии.
Основные техники драматерапии: сценическая пластика (пантомима, пластические этюды,
сценический танец), работа с голосом («озвучка» фрагментов знакомых фильмов, сказок,
жизненых сюжетов), беспредметные и предметные этюды, театр импровизации («История театра»,
«Национальные традиции»), драматизация художественных произведений, драматизация фантазий
философских категорий, эмоциональных состояний (добра,зла, красоты и т.п.), театр абсурда,
кукол и др.
Сказкотерапия использование сказки в целях психодиагностики развития и креативности
личности как расширение спектра альтернативных решений. Виды: рецептурные сказки, использование архетипа сказки, сочинение сказок, драматерапия
сказки, рисование сказки, сказочное путешествие.
Изотерапия применение художественноизобразительных средств с целью коррекции и развития
личности.
Виды: рисунок, коллаж, лепка, скульптура, готовые произведения художественного искусства.
Техники использования рисунка:
Рисунок по кругу (групповая динамика, система взаимоотношений и стилей поведения в
команде);
Общий рисунок на заданную (свободную) тему;
«Триптих» («Я какой есть», «Я глазами других», «Я каким хочу быть» и др.);
Автопортрет (портрет группы);
«Моя группа», «Мой университет», диалогрисунок «Почта» («Я хочу тебе сказать», «Я
боюсь тебе сказать», «Я не хочу, чтобы ты знал», «Письморисунок преподавателю» и т.п.);
Рисование стихов, музыки (снятие напряжения);
Рисование своих чувств, эмоций, переживаний, настроений и др. членов группы («Мой
стресс»);
Свободный рисунок «Язима, лето, осень, весна»;
Ассоциативное рисование;
Рисование гербов (персональный, профессии, статуса, должность, группы, организации.
Музыкотерапия воздействие музыки на психические структуры личности посредством:
сочинения музыки (импровизации), рисование музыки; вокалотерапия с драматизацией;
импровизация на различных музыкальных инструментах; слушание музыки и обсуждение
возникших ассоциаций; сочинение рассказов, стихов после прослушивания музыки и т.п.
И так, применяя арттехнологии в целостном образовательном процессе вуза будет
способствовать созданию благоприятного социальнопсихологического микроклимата; снижению
напряженности; повышению стрессоустойчивости у субъектов педагогического процесса;
личности.
формированию
экопсихологической
культуры
Данный вид технологий создаёт условия для творчества, развития, раскрепощённости и
уверенности в себе. Иными словами, арттехнология – это обучение интеллектуальной
деятельности средствами художественного творчества. Эффективность арттехнологий
заключается в стабилизации психологического микроклимата класса,
потому что
психологическая помощь ученикам позволяет им более полно реализовать возможности
личностного развития, повысить свою самооценку и помочь ученикам контролировать свое
поведение. Арттехнологии подходят для работы с учащимися с различными способностями и в
группах с их смешанным уровнем, поскольку они позволяют каждому ученику работать на
собственном уровне быть оценённым за свой вклад индивидуально
Презентация "Арт-технология"
Презентация "Арт-технология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.