Кружковые занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.
Так, например, сегодня кружок направлен на достижение следующих целей:
• развитие логического мышления;
• раскрытие творческих способностей ребенка;
• воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
• привитие интереса к предмету.
Кроме того, кружковые занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
• адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
• работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
МКОУ «Ирганайская СОШ имени
МКОУ «Ирганайская СОШ имени
Учитель математики: Магомедова
Учитель математики: Магомедова
М.А.Заргалаева»
М.А.Заргалаева»
Маймунат Магомедовна.
Маймунат Магомедовна.
Деятельностный
Деятельностный
Деятельностный
Деятельностный
подход в
подход в
подход в
подход в
обучении
обучении
обучении
обучении
математике
математике
математике
математике
Целевой возраст-5-8 классы
Целевой возраст-5-8 классы
Целевой возраст-5-8 классы
Целевой возраст-5-8 классы
В математике есть своя
В математике есть своя
красота, как в живописи и
красота, как в живописи и
поэзии. ( Н. Е. Жуковский)
поэзии. ( Н. Е. Жуковский)
увлекатель
ная
полезная
точная
изящная
интересна
я
красивая
Девиз-””обучение должно быть
обучение должно быть
Девиз-
победным!””
победным!
Технология развивающего
обучения, как средство
осуществления индивидуального
подхода к учащимся.
–“ Кто не знает , в какую гавань
он плывёт, для того нет
попутного ветра “ (Сенека Л. А.)
Цель педагогической
деятельности.
• Создать условия для получения
знаний, умений и навыков;
• Развить индивидуальные
познавательные способности каждого
ребёнка;
самоопределиться и
самореализоваться , а не
формировать заранее заданные
свойства.
• Помочь личности познать себя,
Математики, опыт которых
использовался в работе.
И.П. Волков- педагог новатор,
заслуженный учитель Р.Ф. Им
разработана и осуществлена
технология Р.О.
И.С. Якиманская- доктор
психологических наук, профессор,
руководитель лаборатории Р.О.
Особенности методики.
средством развития.
• Знания являются не конечной целью обучения ,а
• Р.О. происходит в зоне ближайшего развития
ребёнка.
• Педагогика сотрудничества ученика и учителя.
• Ребёнок чувствует себя раскованно, не чувствует
подчинения учителю.
• Применения методик коллективной работы:
мозговая атака, организационно- деятельностная
игра, свободная творческая дискуссия.
Стремление личности к творчеству, к
самовыражению, самоутверждению,
самореализации.
Базовая модель урока,
направленного на развитие
творческих способностей.
“Не мыслям надо учить, а
учить мыслить.”(Э.Кант)
У каждого ребёнка есть способности и
таланты. Дети от природы любознательны
и полны желания учиться.
Нужно умное руководство со стороны
взрослых.
Р.О. -это обучение, при котором учащиеся не
только запоминают факты и правила, но и
обучаются рациональным приёмам
применения знаний на практике.
4 этапа урока, направленного на
развитие творческих способностей
детей.
1 этап.
Разминка.
(Ограничение во времени +”обманные “ задания).
Пример:
1.Какое сегодня число?
2.У стола 4 угла. Один отпилили. Сколько осталось? (ответ 5)
3. Как правильно сказать 5+7 равно одиннадцать или
одиннадцати? (ответ: 12)
4.Какая буква третья в слове ”вокзал“? А четвёртая в слове
5.Сколько будет 6+6:6 (Ответ:7)
6.Может ли муж жениться на сестре своей вдовы? (ответ:
“солнце“?
нет) и т.д.
2 этап
Развитие психических механизмов (Памяти, внимания,
воображения, наблюдательности).
На этом этапе необходимо заниматься работой по
формированию рациональных способов запоминания.
Задания на развитие:
а) зрительной памяти.
мама
Доброт
а
Человек Брат
Мужчина Ребёнок
Дети
Тётя
Вопросы:
1) Сколько букв в первом слове? (ответ
4)
2) Сколько слов состояло лишь из
одного слога? (ответ 1)
3) Назовите последнее слово (ответ:
ребенок) и т. д.
б) слуховой памяти (прослушать текст и ответить на
вопросы).
в) внимания
1) Какие числа от 1 до 20
пропущены? Отследить
глазами. (ответ:3,6,11,17)
1
12
20
7
16
9
4
15
8
19
14
10
13
2
18
5
2) а) Прослушать:5
12 10 3
82
б) Прослушать
Записать числа.
3 2
1
1
0
1
1
48 6
1
5
Назвать самое большое и самое маленькое
1
6
(ответ: 48;3).
3 этап
Решение частично-поисковых задач
разного уровня.
1)По какому признаку можно
объединить числа :
12
1
2
4
0
9
31
22
(По сумме цифр)
20
(По начальной букве)
1
5
7
(По количеству букв)
2)Проанализируйте и продолжите1 3 4 7 1
1
7 4
2
8
3
18
…
6…
3)Найдите принцип и
вставьте число:
4
6
8
3
8
20
8
2
6
4
6
15
6
4
?
5
10
?
(6)
(25)
(Теорема Пифагора )
А В С Д
4)Назвать все
отрезки
5)Ребусы :
1очк
а
1бор ш3о
т
ф1а
по2л
2д
4 этап
Решение творческих задач.
1)Как используя два знака + и
цифры 9,2,9 изобразить сумму
20 ? (ответ:9+2+9=20)
Сумму 14?
2)Развивающие каноны:
0
п
?
80
90
100
Ответ: (т)
4
2
?
4
?
4
5
2
?
Ответ: (1)
Ответ:(3)
Ответ:(2)
Диагностистические процедуры.
1)Запоминание слуховое.
2)Зрительное запоминание.
3)Моторно-слуховое запоминание.
4)Зрительно- слухово- моторное
Пример:
1
Дирижабль
лампа
яблоко
карандаш
гроза
5/10
2
Самолет
чайник
бабочка
ноги
бревно
свеча
тачка
журнал
машина
столб
1
3
Пароход
Собака
Парта
Сапоги
Калач
Сковорода
сено
4
Волк
Бочка
Коньки
Самовар
Пила
Загадка
книга
7/10
7/10