Дискуссия - как форма
Дискуссия - как форма
организации учебного
организации учебного
процесса.
процесса.
Подготовила:
Ложкина И.П., учитель
географии МОБУ СОШ №20
им. Е.А. Красильникова
Истина не рождается и не
находится в голове отдельного
человека, она рождается
между людьми, совместно
ищущими истину, в процессе
их диалогического общения
Традиционное обучение
монолог
М.М. Бахтин
Современное обучение
диалог
–
форма
Дискуссия
урока,
точек
выявляющая многообразие
зрения участников на какую-либо
проблему
проводящая
всесторонний анализ каждой из них.
и
Ведущий метод обучения при
коммукативной
использовании
технологии – общение, обучение в
диалоге и полилоге
Двумя
важнейшими
дискуссии
характеристиками
являются публичность (наличие
аудитории)
и
аргументированность.
Одна точка
зрения
Предмет
спора
(конфликт)
Другая
точка
зрения
Доказательс
тва
(аргументы)
(аргументы)
Аргументы – мысли, суждения
в защиту точки зрения
Доказательс
тва
факты ссылки на
авторитеты и
истинные суждения
Структура дискуссии
Структура дискуссии
•Выявление и формулирование
противоречия, проблемы.
•Обмен мнениями, поиск общего и отличий
в позициях; отбор информации по
проблеме, анализ информации, обсуждение
возможных решений проблемы,
формулирование мнения группы и его
коррекция по необходимости.
•Коллективное обсуждение проблемы.
•Экспертиза. Подведение итогов дискуссии.
•Рефлексия.
Правила проведения
Правила проведения
Выбор модератора (ведущего).
дискуссии
дискуссии
Строго соблюдается регламент на всех
этапах дискуссии.
Каждый участник имеет право высказать
свое мнение. Точка зрения должна быть
подкреплена убедительными
аргументами.
Высказывание только по теме.
Диалог строится на этических нормах.
Не повторять формулировок.
Стремиться к разностороннему
исследованию проблемы.
Функции модератора
Функции модератора
Организует дискуссию и осуществляет общий
контроль над ее ходом.
Задает вопросы члену любой команды (группы)
или зрителю и предлагает обсудить их с
остальными участниками дискуссии.
Следит за регламентом и вправе прервать
выступающего (члена группы или зрителя),
исчерпавшего время на выступление.
При нарушении Правил дискуссии делает
замечания и (или) лишает выступающего слова на
определенное время, штрафует.
Не вмешивается в содержательную сторону
дискуссии.
Подводит итог дискуссии.
Алгоритм психолого педагогического сопровождения учебной
деятельности при дискуссионной форме обучения (схема 1)
Роли участников
Роли участников
дискуссии
дискуссии
все
Ведущий – решает
задачи организации
обсуждения вопроса, вовлекает в обсуждение всех
членов группы,
Аналитик (критик) – задает вопросы участникам по
ходу обсуждения проблемы, подвергает сомнению
высказанные предложения, идеи и мысли.
Протоколист (секретарь) – фиксирует все, что
обычно
относится
представляет мнение группы для всего класса.
Наблюдатель – оценивает участие каждого члена
группы в дискуссии на основе выделенных заранее
(учителем) критериев.
Хранитель времени – соблюдает временные рамки
обсуждения. В зависимости от формы и целей
дискуссии возможны и другие роли.
проблемы,
к
решению
Формы дискуссии
Формы дискуссии
Круглый стол – беседа, в которой на равных участвует
небольшие
группы учащихся (5 человек), которые
последовательно обсуждают
поставленные вопросы;
Форум – обсуждение, в ходе которого эта группа вступает в
обмен
мнениями с «аудиторией» (классом);
Симпозиум –участники выступают с сообщениями
(рефератами), представляющими их точки зрения, после
чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).
Симпозиум эффективен для обобщающего урока.
Дебаты – явно формализованное обсуждение,
построенное на основе заранее фиксированных
выступлений участников – представителей двух
противостоящих, соперничающих команд (групп), – и
опровержений.
Темы учебных дискуссий в курсах
Темы учебных дискуссий в курсах
школьной географии
школьной географии
6 класс
6 класс
Чей вклад в географическое
познание Земли весомее: Х.
Колумба или Ф. Магеллана?
План важнее карты.
Жить в умеренном поясе лучше,
чем в тропическом.
Жить в городе лучше, чем в селе.
Могу ли я участвовать в охране
окружающей среды?
Темы учебных дискуссий в курсах
Темы учебных дискуссий в курсах
школьной географии
школьной географии
10 класс
10 класс
Информатизация и глобализация –
благо для современного мира.
Мегаполис портит человека.
Глобальные проблемы
человечества разрешимы.
Сила государства в национальной
культуре.
Ресурсообеспеченность определяет
уровень экономического развития.
Тема «Электроэнергетика», 8 класс
Тема «Электроэнергетика», 8 класс
Дискуссия «Проблемы атомной электроэнергетики»
Точки зрения:
1. Путь на развитие АЭС ошибочен. Вследствие аварий
возможны катастрофические бедствия. Развитие АЭС
необходимо запретить.
2. АЭС – наиболее чистые в экологическом отношении
источники энергии. Строительство АЭС возможно
практически в любом месте. При тщательном
соблюдении мер предосторожности АЭС безвредны. За
АЭС будущее энергетики.
3.
Человечество
поразительную
недальновидность, слабо используя альтернативные
источники энергии. Им принадлежит будущее.
проявляет
Какую точку зрения в этом споре разделяете Вы?
Ответ аргументируйте.
Алгоритм, позволяющий выбирать свою
Алгоритм, позволяющий выбирать свою
позицию в споре и осуществлять
позицию в споре и осуществлять
общечеловеческих ценностей
общечеловеческих ценностей
обсуждение с учётом
обсуждение с учётом
Какие потребности человека удовлетворяются в
результате строительства электростанций?
Интересы каких социальных
создание электростанций?
групп отражает
Каковы масштабы воздействия электростанций на
Как деятельность электростанций отражается на
окружающую среду?
здоровье человека?
страны?
Каков экономический эффект для хозяйства
Выдаётся дополнительный материал для дискуссии.
Дискуссия – обмен мнениями,
ценностными суждениями.
дискуссии
Необходима
учащихся,
Возможные риски
•Ход
трудно
прогнозировать, легко можно
перейти к бесполезному спору.
•
подготовка
знаний для делового диалога.
• Некоторые учащиеся трудно
вовлекаются
дискуссию,
нервничают.
• Несколько учащихся могут
завладеть
а
остальные в этом случае будут
молчать
хорошая
запас
дискуссией,
в
Т.о., дискуссии на уроках
развивают у учащихся:
коммуникативные умения;
мышление;
устную речь;
ораторские умения;
умение доказательного спора;
интерес к предмету.