Рабочая программа внеурочной деятельности «По тропинкам открытий» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности по научно-познавательному направлению в 5-9классах. Программа направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию; формирование методологических качеств учащихся (способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение); развитие креативных качеств (вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения); развитие коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми и объектами окружающего мира; умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.Данная программа является самостоятельной исследовательской практикой. Особую значимость данный курс имеет для учащихся, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя им широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. Программа реализуется в рамках неурочной деятельности с еженедельными занятиями, занятиями «Интенсив» (раз в полугодие по каждому модулю с участием всех классов параллели (слеты, школы актива, «погружения», фестивали, соревнования, встречи с интересными людьми, ярмарки профессий)), реализацией профориентационного выбора девятиклассников и ИОТ, тьюторской поддержкой учителей-предметников
«Наш разговор о проблемах перехода
на новые ФГОС будет неполным, если
мы не расскажем об одной из самых
главных проблем, которую решают
абсолютно все школы, и ни одна не
может похвалиться стопроцентным
успехом. Речь о внеурочной
деятельности, к которой обязывает
новый стандарт»
Татьяна Масликова,
«Учительская газета»
ФГОС общего образования определяет:
до 1750 часов часов, отводимых на внеурочную
на уровне основного общего образования;
внеурочная деятельность является
обязательной;
формы ее организации школа определяет
самостоятельно, с учетом интересов и запросов
учащихся и их родителей (законных
представителей);
право выбора направлений и форм внеурочной
деятельности имеют родители (законные
представители) обучающегося при учете его
мнения до завершения получения ребенком
основного общего образования.
Курс внеурочной
деятельности
«По тропинкам
открытий»
Хван
Марина Алексеевна
СОШ №7
г.Лянтор,
ХМАОЮгра
1 этап: переходный
он объединяет подростков 10–12 лет, учеников
56 классов)
2 этап: этап становления и самоопределения
подростки 12–15 лет, ученики 79 классов.
«Каким содержанием
необходимо наполнить
внеурочную деятельность в
каждой параллели классов?»
Технология «world cafe» или
«мирового кафе»
5 модулей: «Моё здоровье»,
«Моя будущая профессия», «Мои
проекты», «Мои исследования»,
«Самоуправление».
Еженедельные занятия
«Интенсив» (раз в полугодие по каждому
модулю с участием всех классов параллели
(слеты, школы актива, «погружения», фестивали,
соревнования, встречи с интересными людьми,
ярмарки профессий))
профориентационный выбор девятиклассников
реализация ИОТ
тьюторская поддержка учителейпредметников
5 класс. Мы задаем вопросы.
Любое исследование начинается с
вопроса. Уровень задаваемых вопросов
определяет уровень нашего мышления.
Цель: формирование умения
работать с вопросами.
Учащиеся выбирают предмет (объект) и
описывают его с помощью вопросов.
ВИЗИТКА + Устная презентация:
необходимо представить результаты своего
исследования, отвечая на вопросы, не
называя сам предмет (объект). Принцип
«черного ящика».
6 класс. Наблюдение.
Цель: формирование умения
целенаправленного сбора фактов для их
последующего анализа.
Задача учащихся:
поставить цель наблюдения;
выбрать объект и ситуацию наблюдения;
разработать план;
осуществлять наблюдение систематически;
фиксировать результаты;
попытаться объяснить причины наблюдаемого
явления.
ПРОЕКТ + Устная презентация:
необходимо представить результаты своего
исследования, отразив в выступлении самые
яркие и интересные его моменты
7 класс. Эксперимент.
Цель: формирование умения сбора
фактов в специально созданных
условиях.
Задача учащихся:
раскрыть причинноследственную связь
показать зависимость изучаемого явления от
известных контролируемых условий;
активная позиция самого исследователя, его
вмешательство в процесс (условия меняет сам
экспериментатор);
наличие гипотезы, которую должен
подтвердить или опровергнуть эксперимент.
ИССЛЕДОВАНИЕ + Устная презентация:
формулирование выводов, практическая значимость
полученных результатов.
8 класс. Научная литература.
Цель: умение выполнять анализ и синтез
научной информации.
Задача учащегося:
выбрать научнопопулярную статью для
изучения
вычленить в статье главную проблему, сжато
передать содержание статьи;
дополнить статью 35 источниками по проблеме;
провести синтез полученной информации;
сформулировать выводы
РЕФЕРАТ + Устная презентация:
важно определиться, с какой из точек зрения
на проблему учащийся согласен, и обосновать,
в чем он видит ее преимущество.
9 класс. Научные открытия.
Цель: изучение истории и методов
научных открытий.
Задача учащегося:
изучить историю одного научного
открытия, «повторить» путь ученого,
который решил какуюто научную проблему
или «историю вопроса».
ДОКЛАД + Устная презентация:
описание значения данного открытия: для
человечества, для дальнейшего развития
науки (какие новые открытия были сделаны
на его основе).
Объекты контроля и анализа:
познавательная активность;
сформированность нравственных и
эмоциональноценностных ориентаций и
отношений к учению, себе, миру;
применение правил и способов поведения в
реальных жизненных ситуациях;
участие в различной социально значимой
деятельности, в том числе творческого
характера;
выполнение учащимися различных
социальных ролей, в том числе связанных со
школьной системой взаимоотношений
Учитель: контроль участия во
внеурочной деятельности, посещаемости
курсов и событий внеурочной
деятельности учащимися.
Ученик: самооценка образовательной
деятельности (технология «Портфолио»).
Служба сопровождения:
сформированность нравственных и
эстетических чувств, эмоционально
ценностных ориентаций и отношений к
учению, себе, миру
«Звезды и созвездия»
накопительная система оценки
текущего контроля (отдельно по
каждому модулю):
посещение занятия – белые звёзды;
белые звёзды;
активная деятельность на занятии –
жёлтые звёзды;
жёлтые звёзды;
участие в событии, запланированном в
синие звёзды;
модуле –синие звёзды;
активное участие в проведении события –
красные звёзды. .
красные звёзды
Возможные ошибки при реализации:
Возможные ошибки при реализации:
формальность в разработке, выполнении и
оценивании заданий;
игнорирование родительской общественности
и взаимодействия с коллегами;
принуждение учащихся к обязательному
участию в событиях.
Основные достоинства данного курса:
Основные достоинства данного курса:
объединяет учеников, родителей, учителей;
возможность включиться на любом этапе
привлечёт малоактивных учащихся;
применение разнообразных видов
деятельности
Каким образом должна быть организована
внеурочная деятельность, чтобы решить
главную поставленную перед ней задачу
обучение учащихся по основной
образовательной программе и
формирование универсальных учебных
действий в соответствии ожиданиям
учеников, родителей, учителей, общества?
Как формировать уклад школьной
жизни, в котором «второе дыхание»
школы «открывается» со звонком с
последнего урока ?...
…решать нам, учителя!