Программа внеурочной деятельности «По тропинкам открытий»

  • Разработки курсов
  • ppt
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа внеурочной деятельности «По тропинкам открытий» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности по научно-познавательному направлению в 5-9классах. Программа направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию; формирование методологических качеств учащихся (способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение); развитие креативных качеств (вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения); развитие коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми и объектами окружающего мира; умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.Данная программа является самостоятельной исследовательской практикой. Особую значимость данный курс имеет для учащихся, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя им широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. Программа реализуется в рамках неурочной деятельности с еженедельными занятиями, занятиями «Интенсив» (раз в полугодие по каждому модулю с участием всех классов параллели (слеты, школы актива, «погружения», фестивали, соревнования, встречи с интересными людьми, ярмарки профессий)), реализацией профориентационного выбора девятиклассников и ИОТ, тьюторской поддержкой учителей-предметников
Иконка файла материала По тропинкам открытий.ppt
«Наш разговор о проблемах перехода  на новые ФГОС будет неполным, если  мы не расскажем об одной из самых  главных проблем, которую решают  абсолютно все школы, и ни одна не  может похвалиться стопроцентным  успехом. Речь о внеурочной  деятельности, к которой обязывает  новый стандарт»  Татьяна Масликова,  «Учительская газета»
ФГОС общего образования определяет:   до 1750 часов часов, отводимых на внеурочную  на уровне основного общего образования;  внеурочная деятельность является  обязательной;  формы ее организации школа определяет  самостоятельно, с учетом интересов и запросов  учащихся и их родителей (законных  представителей);  право выбора направлений и форм внеурочной  деятельности имеют родители (законные  представители) обучающегося при учете его  мнения до завершения получения ребенком  основного общего образования.
Курс внеурочной  деятельности  «По тропинкам  открытий»                                                                                                                            Хван  Марина Алексеевна СОШ №7 г.Лянтор,  ХМАО­Югра
1 этап: переходный   он объединяет подростков 10–12 лет,             учеников  5­6 классов)  2 этап:  этап  становления и самоопределения  подростки 12–15 лет, ученики 7­9 классов.  «Каким содержанием  необходимо наполнить  внеурочную деятельность в  каждой параллели классов?» Технология «world cafe» или  «мирового кафе»
5 модулей: «Моё здоровье»,          «Моя будущая профессия», «Мои  проекты», «Мои исследования»,  «Самоуправление».  Еженедельные занятия  «Интенсив» (раз в полугодие по каждому  модулю с участием всех классов параллели  (слеты, школы актива, «погружения», фестивали,  соревнования, встречи с интересными людьми,  ярмарки профессий))  профориентационный выбор девятиклассников  реализация ИОТ тьюторская поддержка учителей­предметников
5 класс. Мы задаем вопросы.       Любое исследование начинается с  вопроса. Уровень задаваемых вопросов  определяет уровень нашего мышления.   Цель: формирование умения  работать с вопросами. Учащиеся выбирают предмет (объект) и  описывают его с помощью вопросов.  ВИЗИТКА + Устная презентация: необходимо представить результаты своего  исследования, отвечая на вопросы, не  называя сам предмет (объект). Принцип  «черного ящика».
6 класс. Наблюдение. Цель: формирование умения  целенаправленного сбора фактов для их  последующего анализа.  Задача учащихся:  ­ поставить цель наблюдения;  ­  выбрать объект и ситуацию наблюдения;   ­ разработать план;  ­  осуществлять наблюдение систематически;  ­  фиксировать результаты;  ­ попытаться объяснить причины наблюдаемого  явления. ПРОЕКТ + Устная презентация: необходимо представить результаты своего  исследования, отразив в выступлении самые  яркие и интересные его моменты
7 класс. Эксперимент. Цель: формирование умения  сбора  фактов в специально созданных  условиях.  Задача учащихся:  ­ раскрыть причинно­следственную связь  показать зависимость изучаемого явления от  известных контролируемых условий; ­ активная позиция самого исследователя, его  вмешательство в процесс (условия меняет сам  экспериментатор); ­наличие гипотезы, которую должен  подтвердить или опровергнуть эксперимент. ИССЛЕДОВАНИЕ + Устная презентация: формулирование выводов, практическая значимость  полученных результатов.
8 класс. Научная литература. Цель:  умение выполнять анализ и синтез  научной информации. Задача учащегося:  ­ выбрать научно­популярную статью для  изучения  ­ вычленить в статье главную проблему, сжато  передать содержание статьи; ­ дополнить статью 3­5 источниками по проблеме; ­ провести синтез полученной информации; ­ сформулировать выводы РЕФЕРАТ + Устная презентация: важно определиться, с какой из точек зрения  на проблему учащийся согласен, и обосновать,  в чем он видит ее преимущество.
9 класс. Научные открытия. Цель: изучение истории и методов  научных открытий. Задача учащегося:  ­ изучить историю одного научного  открытия, «повторить» путь ученого,  который решил какую­то научную проблему  или «историю вопроса». ДОКЛАД + Устная презентация: описание значения данного открытия: для  человечества, для дальнейшего развития  науки (какие новые открытия были сделаны  на его основе).
Объекты контроля и анализа:  ­ познавательная активность;  ­ сформированность нравственных и  эмоционально­ценностных ориентаций и  отношений к учению, себе, миру;  ­ применение правил и способов поведения в  реальных жизненных ситуациях;   ­участие в различной социально значимой  деятельности, в том числе творческого  характера;   ­ выполнение учащимися различных  социальных ролей, в том числе связанных со  школьной системой взаимоотношений
Учитель:  контроль участия во  внеурочной деятельности, посещаемости  курсов и событий внеурочной  деятельности учащимися. Ученик: самооценка образовательной  деятельности (технология «Портфолио»). Служба сопровождения:  сформированность нравственных и  эстетических чувств, эмоционально­ ценностных ориентаций и отношений к  учению, себе, миру
«Звезды и созвездия» ­  накопительная система оценки  текущего контроля (отдельно по  каждому модулю): посещение занятия – белые звёзды;  белые звёзды;  активная деятельность на занятии –  жёлтые звёзды;  жёлтые звёзды;  участие в событии, запланированном в  синие звёзды;  модуле –синие звёзды;  активное участие в проведении события –  красные  звёзды. .  красные  звёзды
Возможные ошибки  при реализации:   Возможные ошибки  при реализации:   формальность в разработке, выполнении и  оценивании заданий;  игнорирование родительской общественности  и взаимодействия с коллегами;  принуждение учащихся  к обязательному  участию в событиях.  Основные достоинства данного курса:  Основные достоинства данного курса:  объединяет учеников, родителей, учителей;   возможность включиться на любом этапе  привлечёт малоактивных учащихся;  применение разнообразных видов  деятельности
Каким образом должна быть организована  внеурочная деятельность, чтобы решить  главную поставленную перед ней задачу ­  обучение учащихся по основной  образовательной программе и  формирование универсальных учебных  действий в соответствии ожиданиям  учеников, родителей, учителей, общества?  Как формировать уклад школьной  жизни, в котором «второе дыхание»  школы «открывается» со звонком с  последнего урока ?...   …решать нам, учителя!