Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
Задачи:
Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Презентация
Классный
час
«Дети
Войны»
В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100
ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись
назад. 97 из 100! Вот она, война! 1 000 285 детей погибло в
ВОВ на оккупированных территориях Советского союза.
Война — это 1725 разрушенных и сожженных городов и
посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.
Война — это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65
тысяч километров железнодорожных путей.
Война — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда.
Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война — это 20 часов у станка в день. Это урожай,
выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли
на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
20 000 000 школьников трудились на полях , можно было
изготовить 100 000 000 снарядов из металла
выплавленном детьми.
Война – это 1 500 000 детей, вывезенных в Германию в качестве
рабов.
Война - от Бреста до Москвы — 1000 км, от Москвы до Берлина —
1600. Итого: 2600 км — это если считать по прямой.
Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот
перебежками и по-пластунски — 4 года 1418 дней.
подбили
50
фашистских
Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы
прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28
Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с
лишним вражеских танков. «Велика Россия, а отступать некуда.
Позади Москва». Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но
они
танков.
На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны,
создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту
женщины и дети.
Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных
заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с
концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили
войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то
подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в
столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у
бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком
тылу
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как
это
ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки
снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки.
Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или
двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть,
запомнить дети войны?» Много. Об этом смогут рассказать они
сами.
Воспоминания мальчика.
В начале войны мне было 12
лет. Моя семья из Москвы не
эвакуировалась. В первый год
войны школы не работали, но мы
не сидели, сложа руки. Мы
собирали медицинские пузырьки
и сдавали их в госпиталь. А
весной и летом нас вывозили на
сбор крапивы, из которой в
госпиталях варили щи. Мы, дети,
во время бомбежек дежурили на
крышах и тушили
зажигательные бомбы.
Воспоминания девочки. И вдруг война, страшная война. А мне –
14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен,
тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была
узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить
за всех погибших, за слезы матерей, детей. Я испытала и страх и
ужас, в плену прошла моя юность.
Мальчик. Война
застала нашу семью,
семью военного врача,
под Брестом 22 июня
1941 года. На моих
глазах погибли мать и
сестра. Мне было 9 с
половиной лет. Я был
подобран двумя
солдатами, и мы стали
выходить из
окружения, пробираясь
к своим. Мы перешли
фронт, и меня
зачислили
воспитанником- сыном
полка в специальную
разведроту при штабе
4-й Армии…
Сыны полка голодных и промерзших, их привозили в штабные
землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и
часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего
мальчишки молчали. Их все-таки отправляли. Но через неделю-
другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Многим из
них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И
суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат
сдавались, нарушая инструкции.
Дети блокадного Ленинграда…400000
детей осталось в блокадном
Ленинграде. После снятия блокады
их осталось меньше половины. Это
125 граммов хлеба в сутки с 20 ноября
по 25 декабря и 75г до конца блокады.
Они видели не только взрывы
снарядов, они жили рядом со
смертью, и она всем им заглянула в
глаза.
«Ленинградские дети»…
Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война
принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько,
что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских
плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном
городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди
падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.
Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться.
Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А
к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы.
Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но,
случалось, и прямо в классе.
Самые обездоленные дети войны
– маленькие узники фашистских
концлагерей и гетто. У них
отняли не только дом, хлеб,
материнскую ласку – у них отняли
Родину и свободу. В концлагерях
была своя «детская
специализация»: в одних- из
детей делали «легкую жженую
кость», в других выкачивали всю
кровь ,чтобы переливать раненым
фашистам, в третьих просто
убивали.
Из воспоминаний очевидцев. В Саласпилском лагере
военнопленных тысячи людей находились прямо под открытым
небом. Когда мороз сковал землю, люди стали прятаться в
вырытых в земле ямах, тесно прижимаясь друг к другу. Многие
умирали от голода. На территории концлагеря были построены
стационарные виселицы, которые находились недалеко от
здания комендатуры, из которой можно было смотреть
«спектакль», что и делали не только представители «высшей
расы» в блестящих кожаных сапогах, но и дамы в шляпах и
белых перчатках. Последнее судорожное содрогание тел,
раскачивание трупов на ветру – варвары наблюдали за всем
этим, словно за выступлением гимнастов в цирке.
Маленьких зачастую убивали просто палкой, чтобы зря не
расходовать патроны. Часть детей, отнятых у матерей, умерли
от дифтерии. Случалось, дети умирали от кислоты, которой
травили блох в бараках.
Невозможно простому человеку, не видевшему войны,
представить даже маленькую толику того, что видели дети,
оказавшиеся в оккупации.
Девочка. Мы жались к матерям. Они не всех убивали: не всю
деревню. Они взяли тех, кто справа стоял, и разделили: детей –
отдельно, и родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей
будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не
хотела жить без мамы… Я просилась и кричала. Как-то меня к ней
пропустили. Она увидела и кричит: «Это не моя дочь! Это не моя…»
Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей.
Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей,
стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума. Как
рассказать, что я пережила?
Мальчик. Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а
утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной
дороге, и пустили паровоз.
Девочка. Я видела, как у матерей штыками выбивали детей из рук
и бросали в огонь.
2 ведущий Саа́ласпилс (концлагерь «Куртенгоф») —
концентрационный лагерь созданный во время
Второй мировой войны на территории оккупированной
нацистской Германией Латвии. Существовал в 18 километрах от
Риги рядом с городом Саласпилс с октября 1941 года до конца
лета 1944 года.
Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за
содержания в нем малолетних узников, которых затем стали
использовать для отбора крови для раненых немецких солдат,
вследствие чего дети быстро погибали.
Детей в возрасте до 6 лет собирали в отдельном бараке, где не
заботились о лечении заболевших корью, а усугубляли болезнь
купанием, после умирали за 2—3 день.
Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми
полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где
заставляли их мыться холодной водой. Затем, таким же порядком
детей, старший, из которых не достигал ещё 12-ти-летнего
возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на
холоде по 5-6 суток.
4 ведущий Дети, начиная с грудного возраста, содержались
немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном
бараке находились в состоянии маленьких животных, лишённых
даже примитивного ухода.
За грудными младенцами присматривают 5-8
летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие
эпидемии кори, дизентерии, дифтерии
приводили к массовой гибели детей. Немецкая
охрана ежедневно в больших корзинах
выносила из детского барака окоченевшие
трупики погибших мучительной смертью
детей. Они сбрасывались в выгребные ямы,
сжигались за оградой лагеря и частично
закапывались в лесу вблизи лагеря.
Показания очевидцев раскрывают жуткую
действительность детского барака и истинные
причины массовой гибели несчастных детей.
Массовую беспрерывную смертность детей
вызывали те эксперименты, для которых в
роли лабораторных животных использовались
маленькие мученики Саласпилса.
Немецкие врачи — детоубийцы с докторскими дипломами больным
детям делают инъекции — впрыскивают разнообразные жидкости,
вводят в прямую кишку мочу, заставляют принимать вовнутрь
разные средства…
Из Акта об истреблении детей в Саласпилсском концлагере от
5 мая 1945 г:
В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5
лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года, тела были
частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном
кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались
выкачиванию крови.
В 1967 году на месте лагеря был создан Саласпилсский
мемориальный комплекс.
К 70-летию Великой победы издана книга, в которой собраны
35 дневников, написанных детьми в 1941-1945г г. Эти
дневники не просто показали войну глазами ребенка, а
протянули ниточку от сердца, пережившего войну к сердцу,
бьющемуся сейчас. И, может быть, она привяжет и удержит
нас, чтобы не оборвался хрупкий мир, в котором мы живем.