Презентация для педагогических работников О.О. на тему : "Нетрадиционные уроки в современной школе"

  • Научные работы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 16.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образование человека – это время его просвещения и становления как личности. Современная жизнь предъявляет сегодня жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, нестандартное мышление, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Большие изменения коснулись сферы образования: сокращается программа по предметам естественного циклаНетрадиционные уроки в современной школе
Иконка файла материала 1. Нетрадиционные уроки в современной школе.doc
1                       Нетрадиционные уроки в современной школе Преподаватель­организатор ОБЖ высшей категории Дегтярёв А.И.   1. Особенности современного образования Образование человека – это время его просвещения и становления как   личности.   Современная   жизнь   предъявляет   сегодня   жёсткие требования  –  это высокое  качество   образования,  коммуникабельность, целеустремленность,   нестандартное   мышление,   креативность,   а   самое главное   –   умение   ориентироваться   в   большом   потоке   информации. Большие изменения коснулись сферы образования: сокращается программа по предметам естественного цикла. Все меньше отводится программных часов для   преподавания   географии,   биологии,   химии,   физики,   ОБЖ   и   т.д. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Возникает вопрос: как дать   необходимый   уровень   образования   современным   школьникам,   за которыми   наше   будущее!   Современная   школа   должна   не   только2 сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Весь учебный процесс в настоящее время построен на урочной деятельности ученика. Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания,   учащихся   форма   организации   деятельности   за   определенный отрезок времени. Уроки классифицируются по темам предмета, способам проведения,   основным   этапам   учебного   процесса.   В   ходе   урока обязательно   должен   быть   результат:   поэтапный   и   итоговый.  На   уроке решаются задачи разного масштаба и направления. Используются различные методы учебной деятельности учащихся для закрепления и развития знаний, умений и навыков.  В соответствии с этим подходом выделяют следующие типы уроков:   уроки изучения нового учебного материала;  уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);     уроки обобщения и систематизации знаний; комбинированные уроки;  уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;  ОБЖ,   как   предмет   особенный,  охватывает   все   стороны   нашей   жизни, затрагивает   все   предметы   общеобразовательной   организации,   имеет интегрированную   связь   со   многими   предметами   школьного   уровня, базируется на научной основе, предполагает гипотетические представления и прогнозирование   по   многим   вопросам.   Поэтому   и   преподавание   данного предмета в школе особенное. Необходимым условием развития и расширение ЗУН является активизация учебно­познавательной деятельности школьников за счет использования нетрадиционных форм уроков.  2. Нетрадиционный урок: форма, цели задачи  Использование   традиционных   форм   обучения   привело   к   тому,   что школьникам   стало   скучно   учиться,   стала   развиваться   тенденция невыполнения домашнего задания, на уроках все меньше происходит диалогов и   бесед,   объяснения   учителя   во   время   урока   стали   заменять   активность учащихся,   у   них   нет   возможности   в   процессе   обучения   реализовать   свои потребности   в   самовыражении,   самопознании   и   самоутверждении. Комбинированный урок как вариант смены деятельности на уроке направлен в основном   на   пассивное   усвоение   предлагаемого   учителем   материала,   без учета   способностей,   склонностей,   интересов   учащихся.  Формирование3  нетрадиционную  разносторонней   личности   невозможно   без   активного   овладения   знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный   процесс,   от   его   творчества   и   постоянного   поиска   новых   форм   и приемов   обучения.   Педагогическое   творчество   учителя,   освобождаясь   от шаблона,   создает   интересные   примеры   нестандартных   форм   обучения,   что позволяет   учителю   вернуть   утраченный   интерес   к   изучению   предметов школьной программы. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут   предоставить   педагогу   готовую   схему   урока.   Он   должен   сам сконструировать   его,   учитывая   оснащение   кабинета,   состав   учащихся, уровень образованности каждого класса. При создании новой формы обучения –   нетрадиционного   урока   или   отдельных   его   элементов,   учителю   нужно отойти от шаблона стандартного урока, придумать и предложить некие новые варианты получения знаний, которые заинтересовали бы учеников, привлекли бы   их   внимание,   активизировали   деятельность,  заставили   мыслить,   искать, действовать,   принимать   важные   решения.  Нетрадиционный   урок  –   это нестандартный  урок  –   это   урок,   непохожий   по   своей   форме   проведения. Нетрадиционный   урок   –   это   иногда   импровизированное   учебное   занятие, имеющее (строго   не   установленную)   структуру. Нетрадиционный урок включает  в себя приемы и методы различных форм обучения.   Он   основан   на   совместной   деятельности   учителя   и   учащихся, совместном   поиске,   отработки   новых   форм   деятельности,   что   в   конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и   повышение   эффективности   преподавания.  В   настоящее   время   ФГОС несколько   изменил   вектор   обучения.   Теперь   приоритетная   роль   отводится деятельности   учащихся.   Поэтому   происходит   все   большее   отступление   от традиционных   уроков   и   предлагаются   варианты   нетрадиционных   уроков. ФГОС предлагает новую классификацию типов уроков. Формы их проведения выбираются свободно.  Это такие уроки как:   урок­дублер, урок мудрости, творческий отчет.  интервью, панорама, телемост, диспут.   ролевые игры.  Уроки: деловая игра, следствие, ученый совет. Уроки   в   форме   мероприятий:   экскурсии,   путешествия,   прогулки, Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль. Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок­откровение, Урок­конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж,4 Урок­соревнование.   Такие   формы   уроков   актуальны   при   повторении   Урок­игра.   Эта   форма   урока   подойдет   при   обобщении   и   Урок­путешествие. Уроки­фантазии: сказка, спектакль, сюрприз. Интегрированные уроки.    К   вышеперечисленным   вариантам   можно   внести   дополнение.   Это   такие формы нетрадиционных уроков, как:  пройденного материала в конце учебного года.  систематизации знаний по теме.    Можно   использовать   разные   примеры мультфильмов   для   объяснения   природных   явлений.   Это   развлекательно, познавательно,   интересно   и   нетрадиционно.   При   таком   проведении   урока каждый   из   ребят   имеет   возможность   получить   хорошую   оценку,  при   этом показав свои знания.  Урок­проблема.   Для   этой   формы   урока   характерно   поступательное движение.   Знакомить   ребят   с   такой   формой   проведения   уроков   нужно постепенно, начиная с предложения небольших проблем в среднем звене и усложняя   проблему   в   старших   классах.   К   тому   же   есть   разные   варианты представления и объяснения проблем, ее путей решения. Все это делает урок нетрадиционным, познавательным и глубоким.   Урок­представление. Это форма урока, когда предлагается включить все   свои   органы   чувств   и   представить   конкретную   ситуацию   изнутри.   Мы часто забываем, что у человека 5 органов чувств и еще интуиция. Необходимо создать   условия,   при   котором   у   ребенка   сложится   образ   и   ощущения конкретной   ситуации.   Он   должен   почувствовать!   Результат   такого   урока может   быть  выражен   любым  творческим   вариантом:   описанием,  рисунком, видео, аппликацией и т.д. Такие формы урока важны в любом возрасте. Этим мы подтверждаем правило: «Чувства развиваются с детства».   Урок­устный иллюстрированный журнал. Такая форма урока интересна в   разных   своих   проявлениях,   начиная   с   фрагментарного   представления   и заканчивая представлением публичным, показательным.  Нетрадиционный урок требует немалой подготовки, даже, порой, более значительной, чем обычный урок. Цели и задачи такого урока могут совпадать или отличаться от обычного урока.  Цели нетрадиционных уроков: ­   отработка   новых   методов,   способов,   форм,   приемов   и   средств обучения;5 ­   усвоение   программного   материала   более   качественно   и   в   полном объеме; ­ разнообразие учебной деятельности; ­   выход   за   рамки   учебника,   обогащение   новыми   знаниями   и возможностями.  Любая   цель   урока  ведет   к  реализации   основного  закона   педагогики  – Развивающая – выделение главного, развитие мышления, сопоставления Обучающая   –   формирование   специальных   умений   и   общенаучных закона об активности обучения. Нетрадиционные уроки имеют и свои задачи. Задачи нетрадиционных уроков: 1) знаний, навыков. Формирование научного мировоззрения. 2) фактов и умение делать выводы, решать проблемы, развивать речь. 3) отношений. 4) Творческая – проявление инициативы, раскрытие своих возможностей на разных этапах  урока, в разных сферах  деятельности, выражение своего эмоционального отношения.  Применение   нетрадиционных   уроков   в   учебном   и   воспитательном процессе приводят к:  Воспитательная – формирование системы нравственных, эстетических использованию коллективных форм работы; проявлению интереса к предмету; развитию умений и навыков самостоятельной работы; активизации деятельности учащихся; развитию творческого потенциала; расширению кругозора учащихся (при подготовке к уроку ребята       сами ищут интересный материал);  образовательной и развивающей целей обучения;  более   полному   осуществлению   практической,   воспитательной, становлению новых отношений между учителем и учениками. 3. Структура нетрадиционного урока Нетрадиционный урок готовится заранее, и, как уже отмечалось ранее, для нетрадиционного   урока   нет   готового   шаблона.   Особенностью   урока, проводимого в нетрадиционной форме, является: ­ выбор темы (часто тематика урока может выходить за рамки учебника, но быть приближена к изучаемой теме); ­  новая   форма   подачи   материала  (изучение   материала,   его   усвоение, обсуждение,   закрепление   проходят   в   разных   вариантах,   отличных   от6 традиционного   урока).   Это   позволяет   сделать   урок   насыщенным, информационно полезным, раскрепощенным;  ­   тщательный   подбор   форм   деятельности   ученика   и   учителя. Разграничения в деятельности ученика и учителя необходимы. На обычном уроке учитель играет центральную, ведущую роль. На нетрадиционном уроке учитель может занимать позицию слушателя, ненавязчиво руководя уроком и регулируя отведенное для урока время (уроки могут быть спаренными или проводится   по   модульному   методу).   Это   приводит   к   тому,   что   тема, рассматриваемая на данном уроке, изучается шире и глубже. Каждый ученик может проявлять себя в нескольких вопросах и иметь 2­3 позиции. Форма проведения нетрадиционного урока в разных классах будет меняться, так как уровень обучения и активность классов разная. Нетрадиционный урок гораздо глубже   и   сложнее   по   своей   сути,   нежели   обычный.   Это   связано   с   его подготовкой и проведением.  Подготовка урока в нетрадиционной форме включает три этапа: 1   этап:  Выбор   темы,   разработка   сценария   урока,   планирование этапов   урока,   предварительная   подготовка   групп   учащихся   (если необходимо).  Выбор темы, на которую будет проводиться нетрадиционный урок, очень важен. К выбранной теме всегда ставится конкретная цель, и выдвигаются задачи. Выбор темы, постановка цели и задач поможет грамотно спланировать ход урока, выделить периоды и продумать деятельность учеников и учителя. Конкретная цель урока не обязательно должна быть крупной и глобальной! Она может состоять из малых целей и быть поставлена к каждому пункту каждого этапа урока. По мере изучения материала и прохождения программы цели урока будут становиться сложнее!  Здесь   важно,   чтобы   нужную   информацию   ребенок   вспомнил   сам (услышал   от   товарищей   по   команде).  Первый   этап  нетрадиционного   урока требует   времени   учителя,   желания   учащихся   и   больших   возможностей   в подготовке и подборе раздаточного материала, дополнительной информации различного   характера,   заданий,   материала   для   оформления   урока,   подбор информационных средств.  Главный вопрос, на который учитель должен ответить, прежде всего, себе:    Что   вы   хотите   увидеть   на   уроке?   (Дружный   класс? Грамотных и активных ребят? Уровень знаний отдельных учащихся и класса в целом?)  Чего вы хотите добиться в ходе урока? (Полного изучения и усвоения материала? Объективности изложения материала? Обучения новым способам и методам работы?)7  Что   вы   хотите   раскрыть   в   ходе   урока?   (Тему?   Таланты учеников и их возможности? Пробелы в знаниях?) 2 этап: Подбор путей развития познавательного интереса. Особенностью нетрадиционных уроков является возможность не только вызывать повышенный интерес обучающихся к изучаемому предмету, науке, а также   развить   их   творческую   самостоятельность,   приблизить   к   работе   с различными и самыми необычными источниками знаний. Очень важно, чтобы урок   был   интересным   и   познавательным   по   содержанию   и   по   форме проведения.   В   процессе   подготовки   необходимо   заинтересовать   учащихся. Сообщить им заранее о теме и замысле урока. Обсудить ход урока. Выслушать их пожелания. Распределить задания различного характера группам учащихся – участников данного урока. На этом этапе урока учителю придется самому, а на   уроке   –   вместе   с   ребятами,   четко   выделить   границу   между   знанием   и незнанием.  Интерес   детей   –   это   колоссальная   сила.   Их   желание   изменить устоявшиеся традиции урока очень велико. И это учитель должен учесть при планировании   урока.   Ученики   с   готовностью   будут   искать   нужную информацию   по   теме:   предлагать   элементы   наглядности,   оформления, использовать   информационные   технологии.   Деятельность   учащихся   в   этом случае   носит   воспроизводящий   характер   (подбор   цифрового   материала   из таблиц, сведений из карт, текста и иллюстраций учебника, подтверждающих теоретические положения, высказанные учителем). Очень важно – обсуждение будущего урока с ребятами! Иными словами, учащиеся с помощью учителя воплощают   свои   пожелания,   создают   структуру   урока,   тем   самым, подсказывая учителю варианты, которыми может быть представлен урок.  Методы, часто используемые на нетрадиционном уроке.    ИКТ,   Формирование   УУД, Методы обучения  – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная   на   достижение   ими   образовательных   целей.   В   основную образовательную   программу   входит   несколько   межобразовательных дисциплинарных   программ:   проектно­ исследовательской деятельности, формирование умений смысловой работы с текстом. Добиться результатов всех четырех программ на уроках невозможно. «Умеет учить тот, кто учит интересно».  В рамках ФГОС предполагается использовать   активные   и   интерактивные   методы   как   более   действенные   и эффективные.  В интерактивном методе обучения активный метод обучения носит   поисковый,   творческий,   продуктивный   характер.   Сюда   относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных   задач,   мозговую   атаку,   и   др.   При   использовании   активных методов   ученик   превращается   в   активного   ученика   образовательного процесса. Это помогает формировать его личность как успешного человека в будущем! Поэтому методы, используемые в нетрадиционном уроке, являются активными и интерактивными. Рассмотрим некоторые из них.8  Кейс­метод.   Задается   ситуация   (реальная   или   максимально приближенная   к   реальности).   Ученики   должны   исследовать   ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации   и   умение   находить   решение   проблемы.   Проектный   метод объединяет   исследовательские,   поисковые,   творческие   методы   и   приемы обучения по ФГОС.    Метод   развития   критического   мышления   через   чтение   и письмо  (РКМЧП)   —   метод,   направленный   на   развитие   критического (самостоятельного,   творческого,   логического)   мышления.   В   методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления. Метод   модульного   обучения  —   содержание   обучения распределяется   в   дидактические   блоки­модули.   Размер   каждого   модуля определяется   темой,   целями   обучения,   профильной   дифференциацией учащихся, их выбором.  Выбор метода зависит от многих условий:  цели обучения; уровня подготовленности учащихся; возраста учащихся; времени, отведенного на изучение материала; оснащенности школы; теоретической и практической подготовленности учителя. Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.  Репродуктивный или частично–поисковый методы.  Если у учащихся есть определенный запас теоретических знаний и умений из предшествующих   тем   и   курсов   географии,   на   первое   место   выдвигается Репродуктивный   или   частично–поисковый   метод.   Он   включает   такие варианты   работ   как   самостоятельная   работа   на   уровне   применения учащимися знаний и умений в сходной ситуации, т.е. по образцу. Так же этот метод включает использование проблемных вопросов и заданий. Исходя из предложенных рассуждений и ответов на вопросы и задания, учитель может судить о глубине знаний учащихся, степени их познавательной активности, стремлении понять сущность рассматриваемых явлений, процессов. Также как одним из вариантов этого метода является эвристическая беседа.  Она основана на анализе различных явлений и процессов, принятии решений, находчивости,   изобретательности,   и   предложении   нестандартного   решения ситуации. Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель задает9 отдельным   учащимся   (группе   учащихся,   классу)   вопрос   или   представляет некоторую ситуацию и, помогая в логических рассуждениях, подводит их к определенным   выводам,   ответам.  При   этом   учитель   побуждает   учащихся воспроизводить   и   использовать   имеющиеся   у   них   теоретические   и практические знания, опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная   беседа   создает   атмосферу   общей   заинтересованности,   что   в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие творческого мышления. Эвристическая беседа предполагает знания и умения по другим предметам, что делает ее важным элементом и этапом нетрадиционного урока. В процессе беседы вопросы могут задавать не только учитель ученикам, но и ученики друг   другу,   ученики   –   учителю.   Эвристическая   беседа   как   метод самостоятельным этапом урока или важным дополнением. Исследовательский   метод  используется   в   том   случае,   если   на   уроке планируется   использовать   учебный   материал   для   создания   творческого задания,   соответствующего   возможностям   учащихся.   Задача   учеников   — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы или ситуации, описать ход работы и результат. Проблемный   метод  целесообразно   использовать   в   средней   и   старшей школе, в классах по уровню обученности выше среднего. Проблемный метод на первых этапах способствует и стимулирует процессу мышления, в ходе которого   решается   поставленная   проблема.   Главное   –   понять   проблему   и причины ее появления. На последующих уроках проблемный метод позволяет не   просто   понять   и   принять   проблему   как   свершившийся   факт,   но   и представить ее, предложить пути решения и спрогнозировать результат. Так. например, по ОБЖ очень важны причинно­следственные связи!  Перечисленные   далее   методы   и   приемы   удобны   и   деятельны   в процессе обучения:  Познавательные   задачи.  Этот   метод   интересен   своей тематикой,   когда   описывается   природный   фрагмент   (например,   поведение животных) и предлагается эту задачу объяснить. В данном случае необходимы знания,   смекалка   и   сообразительность.   Как   правило,   такие   задачи   очень хороши как предвестники проблемного метода в обучении.  Игровые моменты. Этот метод хорош в среднем звене, когда у ребят   проявляется   неустойчивое   внимание,   быстрая   утомляемость, пассивность.   Этот   метод   позволяет   учитывать   возрастные   особенности учеников. Методы должны быть отобраны с учетом планирования всей темы. Отбор средств обучения тщательно продумывается на каждом этапе урока. Особенно важно предусмотреть вопросы и задания, позволяющие учащимся самостоятельно   извлекать   знания   из   различных   средств   обучения   в   целях формирования   понятий,   представлений,   выявления   причинно­следственных10 связей,   развития   умений   работать   с   разнообразными   источниками информации.   Безусловно,   не   все   уроки   ОБЖ   можно   проводить   в нетрадиционной   форме.   Учеба   –   это   прежде   все   труд,   пусть   даже монотонный, привычный.  Предназначение нетрадиционного урока – это дать стимул   детям   и   учителю   в   изучении   предмета,   расширить   творческий потенциал   учителя   и   его   учеников.   Следовательно,   уроки   в   обычной   и нетрадиционной форме должны чередоваться. Достаточно в год провести 3­4 урока,   чтобы   оценить   результат   для   себя   и   ребят.   Конечно   же,   при планировании   будущих   уроков   учителю   важно   представить   его   и спрогнозировать   возможные   результаты.   Это   позволит   найти   золотую середину   в  каждом  классе   и  подобрать   темы   и  задания  соответствующего уровня. А также оценить важность урока. Его значимость и место в учебной программе по предмету. 3 этап. Подведение итогов. Поставив вместе с учащимися цель вначале   учитель   предлагает   ученикам   подумать   над подготовки   урока, предполагаемым конечным результатом. После проведения урока ­ сделать вывод и дать оценку своей деятельности. Рефлексия важна после каждого этапа   урока.  В   конце   проведенного   урока   нужно   сравнить   ожидаемые результаты   и   реальные.   Учитывается   все:   устные   ответы,   отчеты,   умение задавать вопросы, анализировать графики, схемы отдельными учащимися и классом   в   целом.   Самооценка   учеников   в   ходе   подготовки   и   проведения уроков   позволяет   им   реально   оценить   себя   и   своих   товарищей,   выделить удачи и неудачи, дать рекомендации на будущее: одноклассникам, учителю. Высказать  пожелания  относительно новых тем  по  предмету.  Важно, чтобы любой урок заканчивался на позитивной оценке класса и каждого ученика. Необходимо отметить все положительные моменты урока, потому что именно они   станут   залогом   будущего   успеха   Главное   понять,   что   неудачи   будут, победы будут! Надо идти вперед и стремиться к определенным вершинам, заметным на данном этапе! Любому уроку можно придать форму необычного, даже   уроку   обобщению.   Контрольной   работе,   уроку   изучения   нового материала. Не нужно бояться, что если новую тему изложит не учитель, то класс ничего не поймет. Или если изучение новой темы пройдет в форме игры, то это «пустой» урок. Это не так. На любом уроке сохраняется роль учителя – человека, руководящего учебным процессом, несущим ответственность за результат.   Но   если   в   обычном   уроке   роль   учителя   центральная,   то   в нетрадиционном уроке учитель – консультант. Соучастник процесса. Конечно, не с каждым классом такая работа получается, и даже не с каждым учеником в классе! Есть дети пассивные, со сниженной мотивацией к учебе, ленивые, безответственные   в   обычной   жизни.   Но   даже   такие   дети   рано   или   поздно загораются желанием сделать что­то для своей группы, поучаствовать в чем­ либо, проявить себя хоть чуть­чуть. И обычные традиционные уроки не всегда проходят гладко и успешно, не всегда дают качество и высокий результат!11 Данная форма уроков – это мой поиск путей повышения качества  знаний, умений  и  навыков   у   учащихся.  Считаю,  что  это   так   же  один  из  способов повышения   самооценки   у   учащихся.  Я   преподаватель­организатор   ОБЖ, поэтому   часто   мои   уроки   бывают   интегрированные.   Это   дает   мне возможность проявить себя как учителя в разных областях наук и приучить детей связывать имеющиеся знания по предметам между собой. 4. Как сделать урок нетрадиционным? 4.1.   Проблемные   вопросы   и   задачи   как   вариант   превращения   части традиционного урока в нетрадиционный. К обычному уроку, который проводится постоянно и регулярно, ребята привыкают   и   начинают   воспринимать   его   без   должного   внимания. Необязательно   весь   урок   должен   стать   нетрадиционным,   возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения.   Это   может   быть   использование   компьютерных   технологий   и проектной   методики,   нестандартных   форм   тестирования   и   многих   других приёмов на отдельных этапах уроков. Что бы разнообразить творческую и познавательную   деятельность   учащихся   можно   использовать  проблемные задачи и вопросы по разным темам.  Вопросы   ставят   в   тупик   и   заставляют   задуматься   о   проблеме. Пространственное   мышление   включается,   знания   систематизируются   и обобщаются.   Положительно   то,  что   ребята   начинают   обсуждать   проблему, задумываясь о причинах возникновения. Всегда важно понять суть вопроса, найти первопричину! Часто бывает так, что ответ на вопрос дают не группы учащихся, а ребята всего класса. Поэтому ответ получается сборным! Это тоже   хорошо   –   коллективное   мышление   и   достижение   итога   является положительным аспектом урока. Если говорить о познавательных задачах, то решить их для многих учеников становится не так­то просто. Для решения проблемных вопросов и задач требуется нестандартное мышление.  Таким   образом,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   всегда   полезно спровоцировать   учеников   на   размышления   по   тем   или   иным   темам. Проблемные   вопросы   и   задачи   помогут   мобилизовать   ребят   на   уроке, объединиться в группы, стать единомышленниками.12 В   старших   классах   мы   индивидуально   апробировали   новый информационный продукт – хронолайнер. Его предложила Компания ОС3 ­ российская   IT   компания,   разработчик   программных   инструментов, мультимедиа и веб­решений в сфере образования.  Хронолайнер Он удобен в использовании на уроках географии, химии, биологии, ОБЖ, окружающему миру   и   др.   С   помощью   хронолайнера   можно   совместить   хронологическое представление исторических событий и визуализировать его.  4.2. Игровые моменты на уроках. Игровые моменты  – это вариант сделать урок более и познавательным. Игровые   моменты   позволяют   раскрепоститься,   отдохнуть,   посмеяться   и, конечно, подумать. Даже игровые моменты на уроках решают важную задачу – осмысление полученного задания, его решение.    Это   всегда   интересно, Также   приветствуется   использование   на   уроках  устного иллюстрированного   журнала.   весело   и познавательно.   Устный   иллюстрированный   журнал   предполагает демонстрацию   некоторого   природного   явления.   В   демонстрации   участвует группа учеников. Желательно использовать элементы, отражающие явления. Для того чтобы грамотно представить перед классом или зрителями какое­ нибудь явление, необходимо четко знать и представлять весь процесс.  Таким образом, ученики смогут с интересом изучать предмет, научаться проявлять   себя   в   разных   формах   учебной   деятельности.   Также   это способствует   развитию   мышления,  проявление   уважения   друг   к   другу   и  к учителю.   Конечно,   подготовка   учителем   такого   фрагмента   урока   требует время, но результат порадует всех: учителя, учащихся и родителей.  4.3. Использование технологической карты как нетрадиционной формы  обучения. Технологическая   карта   может   быть   использована   в   любом   классе. Главное   –   это   подборка   таких   самостоятельных   форм   работы   и   заданий, которые   помогли   бы   учащимся   заработать   необходимые   баллы   и, следовательно,   оценки.   Технологическая   карта   удобна,   понятна   и продуктивна. Позволяет применять разноуровневые задания и использовать дифференцированный   подход   к   каждому   ученику   на   уроке.   При   таком планировании урока не может не быть результатов! Постоянное применение такой формы организации учебного процесса мобилизует учащихся на уроке, приучает   к   самостоятельности,   ответственности,   расширяет   кругозор   и13 способствует   формированию   самосознания,   вырабатывает   определенную систему ценностей урока.  В   ходе   работы   учащихся   по   технологической   карте   решаются   задачи: Образовательные  –   это  формирование   знаний   по   теме;   развитие   умений объяснять   существенные   признаки   понятий;   совершенствование   навыков работы в группе, умение работать с учебником и различными источниками информации; развитие мышления в процессе обучения, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, делать выводы, объяснять и разрешать проблемы.  Развивающие:  развитие   познавательных   интересов   учащихся,   умение творческие, работать   с   дополнительным   материалом; коммуникативные способности, воображение учащихся.   развивать  Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к природе планеты   Земля,   воспитание   культуры   общения.   Технологическая   карта предусматривает смену и форму деятельности. Так, например, за урок ребята успевают   поработать   со   схемами,   картинками,   терминами,   учебником. Варианты работ предусматривают индивидуальную и групповую деятельность (взаимопроверка на знание терминов, номенклатуры). Также каждый ученик имеет свой оценочный лист, в котором учитель и товарищи оценивают его знания по теме, выставляя оценки в отдельные графы. В конце изучения темы (это   несколько   уроков),   подсчитываются   общие   баллы,   и   засчитывается результат. Работа класса по технологической карте полезна и интересна своей самостоятельностью и вариацией. Кропотливый труд при выполнении разных образцов заданий всегда положительно сказывается на интеллекте учащихся. Идет   отработка   знаний,   умений   и   навыков,   закрепление   и   обобщение информации и практики по теме. Изучение отдельного учебного материала по технологической   карте   –   это   часть   современного   процесса   образования. Начинать   использовать   эту   методику   можно   начинать   с   5­6   классов. Постепенно усложняя задания, можно к  8­му классу добиться высоких результатов.  Очень   важно   при   использовании   технологической   карты   предполагать планируемые результаты: Предметные: Сформировать понятия по теме. Личностные:  осознание ценности данных объектов (самые­самые… и т.д.)14 Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить   задачи;   умение   вести   самостоятельный   поиск,   анализ,   отбор информации;   развивать   мотивы   и   интересы   своей   познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Выделить основные понятия: все термины и понятия по теме.  Определить межпредметные связи:  Биология, геология, экология, химия, ОБЖ, информатика итд. Ресурсы урока: Для учителя и учащихся учебник автора данной дисциплины и класса; тетрадь, ПК, проектор, презентация по теме. Формы урока: Фронтальная, групповая. Технологии:  Технология   проблемного   чтения, сотрудничестве.   обучение   в   ИКТ, 5. Варианты нетрадиционных уроков Каждый   урок   предполагает   предварительную   подготовку   и   создание некоторых заготовок к уроку (картинки, рисунки, сюжеты, высказывания и др.) Проблемный  урок.  Цель   такого   урока   –   это   постановка   проблемы   перед группой  учащихся,  ее обсуждение  и  пути  решения.  Для  проведения  таких уроков   необходимы,   прежде   всего,   знания   по   разным   темам   географии,   а также по другим предметам (например, биологии, химии, ОБЖ, истории  и т.д.). Поэтому подойдут уроки обобщения и коррекции знаний. В старших классах   проблемный   урок   можно   использовать   при   изучении   нового материала.  Урок­игра.  На   уроках   обобщения   и   систематизации   знаний целесообразно использовать урок – игру. Такая форма урока подойдет и для уроков   коррекции   знаний.   Пути   и   способы   реализации   уроков­обобщения, проводимых в игровой форме, должны быть творческими и эффективными. Они   проводятся  при   обязательном  участии  всех   учеников  класса,   а  также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности  (компьютерной   и   видеотехники,   выставок,   буклетов,   стендов, визитных карточек). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Обобщающие уроки   в   форме   игры   помогают   осуществлять   контроль   знаний,   умений   и навыков, учащихся по определённой теме или за год, расширяют кругозор, активизируют   деятельность   учащихся   на   уроке,   предусматривают минимальную деятельность учителя.15  Цели урока:  1.Повторить пройденный материал по предмету,  2.Расширить кругозор и повысить интеллект учеников 3.Усилить   познавательный   интерес   к   предмету.   Развивать   нестандартное мышление у учащихся 4.Продолжить развивать практические навыки работы в опасной ситуации; 5.Усовершенствовать групповую форму работы. Правила игры: Участие принимают 2­3 команды; Вопросы задаются для всех команд сразу. Отвечает команда, первой 1. 2. подготовившая ответ. Для этого поднимается рука!  3. 2 до 5 минут. 4. 1 балл. Выкрики и споры не засчитываются. На обсуждение вопросов дается от Подведение итогов. За каждый правильный ответ команде дается  В конце урока подсчитываются баллы. Побеждает команда, набравшая больше всего баллов. Она получает грамоту или благодарность. Все участники по возможности награждаются поощрительными призами. Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   нетрадиционные   уроки актуальны   в   настоящее   время.   Они   положительно   влияют   на   процесс обучения, т.к. : ­ более 70% информации усваивается на уроке и предполагает минимальное домашнее задание; ­ позволяют оценить большинство или даже всех учеников в классе;  ­ позволяют отработать различные формы, приемы и методы работы на уроке;  ­   выполняют   огромную   воспитательную   и   образовательную   функцию: расширяют кругозор детей, учат вести дискуссии, выбирать информацию и проводить сравнение, делать выводы и прогнозировать результат, проявлять инициативу при подготовке заданий индивидуально и в группе, уважать чужое мнение, проявлять лидерские способности и т.д. Используемая литература 1. http://pedsovet.su/fgos/6025_formy_i_metody_obuchenia_po_fgos 2. http://www.docme.ru/doc/274024/metody­obucheniya­po­fgos 3. http://osvarke.info/229­yevristicheskaya­beseda.html 4. http://zvonoknaurok.ru/blog/netradicionnye_formy_provedenija_uroko v/2012­08­23­104 5. http://festival.1september.ru/articles/500418/16 6. http://studopedia.ru/7_189414_novie­i­netraditsionnie­formi­ provedeniya­urokov.html