Тест как метод — технология измерения уровня подготовленности обучающихся, которая состоит из разработанной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения тестирования, методов статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов.
Тест как инструмент — система заданий (в большинстве случаев возрастающей трудности) специфической формы, которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков учащихся.Педагогические тесты
Педагогические
тесты
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Тест как метод — технология измерения
уровня подготовленности обучающихся,
которая состоит из разработанной системы
тестовых заданий, стандартизированной
процедуры проведения тестирования,
методов статистической обработки, анализа
и интерпретации полученных результатов.
Тест как инструмент — система заданий (в
большинстве случаев возрастающей
трудности) специфической формы, которая
позволяет качественно и эффективно
измерить уровень знаний, умений и навыков
учащихся. Это понятие используется на
практике при применении и выполнении
тестовых заданий.
Основные особенности теста
• На стадии разработки теста отбирается
содержание, которое подвергается проверке, а
также планируется форма заданий, их количество
и расположение. Содержательный план теста
анализируется экспертами.
• В тестах форма заданий стандартизирована и по
форме предъявления, и по форме записи ответов.
• В тестовых заданиях имеются статистические
характеристики, т. е. известно, какова трудность
предлагаемого задания, будет ли оно одинаково
выполняться слабыми и сильными испытуемыми
или нет (дифференцирующая способность) и др.
• По специальным шкалам, которые соотнесены со
стандартизированными нормами, анализируются
результаты тестирования.
• Критериальноориентированный тест
служит для определения уровня освоения
учащимся содержания какоголибо предмета,
дисциплины, раздела, темы. В основе такого
теста лежит сопоставление продемонстриро
ванных знаний и умений испытуемого
(правильно выполненные задания) с
планируемым объемом знаний и умений в
какойлибо конкретной области содержания,
предмета, темы, раздела.
• Критерий оценки, т. е. сколько процентов
заданий по каждому разделу должно быть
выполнено правильно, задается экспертами на
основе образовательных стандартов.
Критериальноориентированный тест позволяет:
� получать полную и объективную информацию об
учебных достижениях каждого учащегося и
группы учеников;
� сравнивать знания, умения и навыки ученика с
требованиями, определенными в государственных
образовательных стандартах;
� отбирать учеников, достигших планируемого
уровня подготовленности;
� оценивать эффективность различных программ
обучения.
• Нормативноориентированный подход
предназначен для определения
сравнительного уровня подготовки
испытуемых между собой. Основная задача
этого теста — дифференциация испытуемых.
• Нормативноориентированный тест для
определенной области содержания (учебная
программа, образовательный стандарт)
формируется только из тестовых заданий,
обладающих дифференцирующей
способностью.
• Нормативноориентированный тест не
допускает содержательной вариативности —
все испытуемые должны выполнять одни и те
же задания.
По средствам предъявления педагогические
тесты делятся:
� на бланочные — испытуемые отмечают или
вписывают правильные ответы на бланке;
� компьютерные — задания высвечиваются на
мониторе компьютера.
По степени однородности содержания:
� гомогенные — предназначены для контроля
знаний и умений по одному предмету или
дисциплине;
� гетерогенные — измеряют уровень
подготовленности по нескольким учебным
предметам.
Требования к заданиям закрытого типа:
• Инструкция, основное содержание задания и варианты
ответов должны быть хорошо понятны испытуемым.
• Вопросы в задании должны быть четко сформулированными,
краткими и недвусмысленными, соответствовать правилам
русского языка.
• Основное содержание задания должно состоять из
максимального количества информации, относящейся к
проблеме. Из вариантов ответов исключаются
повторяющиеся слова и выражения посредством ввода их в
основной текст задания.
• В тексте задания не допускается двойное отрицание.
• Среди вариантов ответа должен быть только один
правильный или наиболее правильный ответ.
• Варианты ответов должны быть краткими, иметь примерно
одинаковое количество знаков.
• В ответах не рекомендуется употреблять слова «все», «ни
одного», «никогда», «всегда» и выражения типа «все
перечисленные», «ни один из перечисленных». Они
способствуют угадыванию правильного ответа.
• Задания множественного выбора более
сложны, чем традиционные задания
закрытого типа. Учащийся должен не
только выбрать правильный ответ, но и
самостоятельно определить их количество.
• Задания восстановления соответствия —
это такие задания, в которых испытуемый
определяет соответствие между элементами
двух множеств. Эти задания используются
для проверки классификационных,
систематических и фактических знаний, т. е.
ученики должны понимать взаимосвязи
между различными предметами, явлениями,
законами, формулами, классами и др.
• Задания на восстановление
последовательности предназначены для
проверки знаний последовательности
определенных действий, процессов,
алгоритмов выполнения, последовательности
событий во времени и др.
• В задании испытуемый должен установить
правильный порядок предложенных
элементов, связанных определенной задачей.
Порядок указывается с помощью цифр.
Инструкция к заданию на восстановление
последовательности имеет следующий вид:
«Установите правильную
последовательность».
• Задания свободного изложения
заключаются в представлении ответа в
развернутом виде, свободной форме.
• Эти задания похожи на традиционные
письменные контрольные задания. Они
позволяют проверить и оценить различные
уровни познавательной деятельности
испытуемых. Проверяется не только знание
фактического материала, но и умение
выражать свои мысли, логичность,
оригинальность выражения (гуманитарная
сфера) и др.
Занимательные формы контроля
• возбуждают познавательный интерес,
обостряют эмоциональномыслительные
процессы, заставляют более пристально
всматриваться в предмет, окружающую
среду, наблюдать, догадываться,
вспоминать, сравнивать, искать в
имеющихся знаниях объяснения и пр.
• на уроках в качестве занимательных форм
контроля применяют вербальные
головоломки, кроссворды, чайнворды,
ребусы, загадки и др.
При использовании занимательных
форм контроля учитель должен:
� последовательно переходить от
простых задач к сложным;
� учитывать индивидуальные качества
учащегося, подбирать варианты задач
различной степени сложности;
� направлять ученика к правильному
решению;
� разбирать правильные ответы.
Прочтите название русской народной
сказки:
Прочтите название русской народной сказки:
Прочитайте имя сказочного персонажа:
Для разгадывания современных ребусов нужно знать следующие
• Названия всех изображенных предметов читаются только в
именительном падеже.
• Если изображение предмета перевернуто, то слово следует читать справа
правила:
налево.
• Если около рисунков стоят запятые, то, в зависимости от их количества и
расположения (в начале или в конце), от слова нужно отнять одну или
несколько букв.
• Если из слова нужно убрать букву или заменить ее на другую, то ее
помещают возле слова в перечеркнутом виде или ставят знак замены «=».
• Цифры возле изображения указывают на порядок, в котором нужно
переставить буквы.
• Изображения нот нужно заменять соответствующими словами.
• Предметы могут быть изображены один над другим или буквы
разделены горизонтальной линией (т. е. изображение имеет вид дроби). В
этом случае, соединяя слова, обозначающие изображенные предметы
или буквы, нужно использовать по смыслу предлог «на» («над») или
«под».
• Если на поверхности одной буквы размещены другие, то следует
добавить слог «по».
• Если в ребусе встречаются буквы (отдельные или объединенные в
слоги), они читаются как обычно.
• Если фрагменты предмета изображены пунктирными линиями, то на них
не следует обращать внимания.
Педагогические требования к организации контроля
1. Индивидуальный характер — контроль за работой каждого
ученика, не допускающий подмены результатов учения
отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот.
2. Системность и регулярность на всех этапах обучения.
3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение
обучающей, развивающей и воспитывающей функции
контроля, повышение интереса учащихся к его результатам.
4. Всесторонность, т. е. контроль должен охватывать все разделы
учебной программы.
5. Объективность.
6. Дифференцированный подход: учитываются специфические
особенности каждого учебного предмета, а также
индивидуальные качества учащихся.
7. Единство требований учителей, осуществляющих контроль за
учебной работой учащихся в данном классе.
Задание
• Составить тест со всеми
видами заданий
• Составить кроссворд,
чайнворд
• Составить ребус