Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"
Оценка 4.7

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
ОБЗР +1
Взрослым
04.01.2018
Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"
Особенности построения образовательного процесса в старших классах Подготовка к школьным выпускным экзаменам и в особенности к ЕГЭ и ОГЭ– это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит результат моих обучающихся. Данная работа понимается мною как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.Роль преподавателя к подготовке к подготовке к ЕГЭ.
Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ.doc
Роль преподавателя к подготовке к подготовке к ЕГЭ. Преподаватель­организатор ОБЖ  Дегтярев А.И. Особенности построения образовательного процесса в старших классах Подготовка к школьным выпускным экзаменам и в особенности к ЕГЭ и ОГЭ– это всегда ответственный  процесс.  И  от  того,  насколько   грамотно  построен  будет  этот  процесс, зависит результат моих обучающихся. Данная работа понимается мною как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств,   позволяющих   успешно   выполнять   определенную   деятельность.   В   готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ я выделяю следующие составляющие:   информационная   готовность  (информированность   о   правилах   поведения   на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);   предметная   готовность  или   содержательная   (готовность   по   определенному предмету, умение решать тестовые задания);   психологическая   готовность  (состояние   готовности–"настрой",   внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).  Ориентируясь на данные компоненты, я отношу к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ следующие:  1. организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;  2. мониторинг качества;  3. психологическая подготовка к ЕГЭ.  Я пришёл к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся   к   ЕГЭ   способствует   повышению   эффективности   и   качества   результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом я понимаю целенаправленное сотрудничество  администрации   и учителей­предметников  (годовой план подготовки школы к ЕГЭ и ГИА ) Информационная  деятельность МБОУ г. Астрахани «СОШ № 51»  по вопросам ЕГЭ.  В информационной деятельности нашей школы по подготовке к ЕГЭ мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями. Содержание информационной работы с педагогами.  1 1) Информирование учителей на педагогических советах, совещаниях с: ­ нормативно­правовыми документами по ЕГЭ и ГИА; ­ о ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА в школе, в районе и области; 2) Включение в планы работы школьных УВЦ следующих вопросов: ­ проведение пробных ЕГЭ и ГИА, обсуждение результатов пробных ЕГЭ и ГИА; ­ выработка совместных рекомендаций учителю­предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся); ­ психологические особенности выпускников 9, 11 классов 3) Направление учителей на районные семинары и курсы по вопросам ЕГЭ и ОГЭ. Интеллектуально­психологическая готовность старшеклассника к ЕГЭ  Единый   Государственный   Экзамен   ­   это   испытание,   являющееся   обязательным   для выпускников   школ.   Практика   последних   лет   показала,   что   для   успешной   сдачи   ЕГЭ недостаточно   знания   предмета   и   процедуры   экзамена,   особую   роль   играет интеллектуально­психологическая готовность.  Исследователи   выделяют   следующие   наиболее   значимые   в   процессе   сдачи   ЕГЭ характеристики: 1. Четкость и структурированность мышления;  2. Высокая мобильность, переключаемость;  3. Высокий уровень организации деятельности;  4. Высокая и устойчивая работоспособность;  5. Сформированность внутреннего плана действий;  6. Высокий уровень концентрации внимания. Форма   тестирования   предполагает   умение   выделять   существенные   стороны   в   каждом вопросе и отделять их от второстепенных; умение оперировать фактами и положениями, вырванными   из   общего   контекста.   Традиционное   обучение   на   этом,   как   правило,   не заостряет   внимание.   Напротив,   акцент   делается   на   связности   изложения,   умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы. Таким   образом,   сама   форма   ЕГЭ   предъявляет   особые   требования   к   организации мыслительной   деятельности   выпускника.   Следовательно,   интеллектуальная   готовность учащегося к ЕГЭ должна включать в себя такие качества как эффективная умственная деятельность в непривычных условиях, анализ задания вне зависимости от привычных схем,  чувствительность   к   смысловым   нюансам   и   даже   умение   интуитивно   определить верное   направление   решения   или   ответ,   а   также   владение   приемами   активизации восприятия и концентрации внимания. 2 Поэтому на уроках русского языка и математики, у каждого ученика уже складывается свой   особый   стиль   учебной   деятельности,   основанный   на   особенностях   памяти, мышления,  работоспособности.  Знание   и   умение   учитывать   эти   особенности   помогает значительно облегчить подготовку к экзамену и повысить результат.  В   подготовке   к   ЕГЭ   значительную   роль   играет   общее   психофизическое   состояние подростка,   которое   во   многом   зависит   от   эмоционального   настроя,   уверенности   в собственных силах и возможностях, а также от умения управлять своим эмоциональным состоянием.  Таким   образом,   подготовка   старшеклассников   к   ЕГЭ   нами   рассматривается   как обеспечение развития мыслительных процессов, установление динамического равновесия между   интеллектуальной   и   эмоциональной   сферами   ученика,   помощь   в   преодолении стресса,  создание  условий для формирования индивидуальной  стратегии деятельности выпускника на экзамене. Надежды   на   улучшение   качества   образования   в   ближайшие   годы   я   связываю   с применением компьютерных обучающих программ. К настоящему времени разработано большое   их   число   по   разным   школьным   предметам.   Анализ   программ   показал,   что использование некоторых из них может способствовать лучшему осмыслению изучаемого материала,   развитию   самостоятельности   мышления,   творческого   отношения   к   учебе. Опыт учителей показал, что применение даже самых простых контролирующих программ может   принести   пользу.   Вместе   с   тем   стало   очевидно,   что   фигура   учителя   остается центральной в учебном процессе. У   педагогов   сложилась   определенная   система   подготовки   учащихся   к   итоговой аттестации.   Большое   внимание   в   своей   работе   они   уделяют   самообразованию   для грамотной и квалифицированной подготовки учащихся к ЕГЭ. Начиная с самого начала ведут мониторинг ЗУН ов учащихся по всем темам, начиная с 10  по  11 классы. Работа с детьми по ликвидации пробелов знаний, повышает успешность изучения математики и русского   языка   Программа   предусматривает   различные   виды   деятельности: организационно­методическую   работу,   повышение   профессиональной   компетентности педагога, изучение документов федеральных, региональных, Управления образования г. Астрахани, института развития образования Астраханской области, работу с учащимися и их родителями.          Одним   из   направлений   организационно­методической   работы   является   создание банка  тестовых  заданий,  подбор  учебно­методической  литературы.  За последние  годы пополнился банк тестовых технологий материалами для использования в разных классах с 10   по   11.   Приобретены   учебно­методические пособия   и   пособия,   авторами   которых являются разработчики контрольно­измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Составлять свои тестовые задания.   В   работе   используются   банк   открытых   задач,   демонстрационные   варианты, варианты репетиционных экзаменов. 3 Другое   направление   организационно­методической   работы–освоение   тестовых технологий. Использование этих технологий в практике позволяет существенно повысить уровень   подготовки   учащихся   к   ЕГЭ.   Задания   в   форме   тестов   имеют   свои   как положительные так и отрицательные стороны. Использование тестовой формы контроля не   всегда   даёт   представление   о   качестве   и   глубине   знаний,   о   математических способностях   ученика.   Тесты   должны   использоваться   умело   в   соответствии   с возрастными   особенностями   учащихся   в   нужном   месте   и   определённых   временных рамках.   Сами   тесты   должны   быть   грамотными,   поэтому   педагоги   школы тщательно подходят   к   их отбору   и   составлению,   разумно   сочетая   традиционные   и   тестовые технологии.        Используют тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления,   обобщения   и   проверки   знаний.   Применяют   различные   виды   тестов:   с выбором   ответов   и   без   выбора   ответов,   с   развёрнутым   ответом,   на   соответствие,   на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание. Так, при подготовке к единому государственному экзамену по математике, у нас применяются компьютерные технологии:   используя компьютерные обучающие и контролирующие программы,    применяя ресурсы сети Интернет. составляя самостоятельно тестовые задания, создавая мультимедийные презентации, Несомненным   достоинством   применения   компьютерных   технологий   при   подготовке   к ЕГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Компьютерные технологии на уроке:  экономят время;   дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний и умений;  повышают мотивацию;  усиливают интерес;  позволяют выбрать темп урока;  наглядно­красочно представляют материал. Компьютерный   контроль   уровня   знаний   даёт   существенные   преимущества,   которые позволяют   осуществить   индивидуализацию   процесса,   сэкономить   время,   делает результаты наглядными. Многие ученики, которые болезненно относятся к замечаниям учителя   на   глазах   у   класса,   в   диалоге   с   компьютером   чувствуют   себя   комфортно. Компьютер не читает нотаций, не считает количество неудачных попыток и даже может объяснить,   в   чём   ошибка.   Такое   применение   компьютерных   продуктов   стимулирует учащихся, вселяет в них веру в собственные силы, снимает психологические барьеры и страх перед предметом. Применение   компьютерных   продуктов   позволяет   решить   следующие   дидактические задачи:   усвоить базовые и углубленные знания по предмету 4 систематизировать усвоенные знания   психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена  натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы  подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков. Следует сказать ещё раз о значимости новых компьютерных технологий для развития системы   образования   в   условиях   её   модернизации.   Использование   компьютерных технологий в обучении обеспечивает:   интенсификацию всех уровней учебно­воспитательного процесса  многоаспектное развитие школьника  подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества  реализацию   социального   заказа,   обусловленного   процессами   глобальной информатизации. При реализации данного направления работы в нашей школе были проведены:  ­ педагогические советы «Анализ     государственной     итоговой аттестации учащихся в 2017   году»,   «Разъяснительная     работа     по     нормативно­правовому,   инструктивному обеспечению       проведения     ГИА     в    новой     форме     в     2016­2017    учебном     году», «Нормативно­правовое     и   организационно­техническое   обеспечение   ЕГЭ   и ОГЭ   в 2016­2017   учебном     году»,   «   Выбор   форм   и   утверждение   состава   экзаменационных комиссий при проведении государственной (итоговой) аттестации, организация щадящего режима»;  ­ совещания при директоре и заместителе директора;  ­ заседания УВЦ «Анализ   государственной   итоговой аттестации учащихся в 2017 году», «Анализ проверочных работ по русскому языку и математике в 9,11 классах», «Анализ проверочной   работы   по   географии   в   11   классе»,   «Анализ   проверочной   работы     по обществознанию в 11  классе», «Анализ проверочной  работы  по физике в 11  классе и биологии в 9 классах», «Анализ проверочной  работы  по русскому языку в 9 классах». Содержание информационной работы с учащимися. 1) Организация информационной работы в форме инструктажей учащихся:    ­ правила поведения на экзамене;  ­ правила заполнения бланков; ­ расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет). 2)   Информационный   стенд   для   учащихся:   нормативные   документы,   бланки,   правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ОГЭ. 3) Проведение занятий по заполнению бланков. 4) Пробные ЕГЭ и ОГЭ по различным предметам. 5 При реализации данного направления работы были проведены:      ­ собрания учащихся по вопросам подготовки и проведению ЕГЭ и ОГЭ; ­   консультации   с   учащимися   по   изучаемым   предметам   (согласно   графику консультаций);  ­ индивидуальные консультации с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях (по необходимости;                                                                                                         ­ оформлен информационный стенд для учащихся и родителей. Содержание информационной работы с родителями учащихся 1) Родительские собрания: ­   информирование   родителей   о   процедуре   ЕГЭ   и   ОГЭ,   особенностях   подготовки   к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет; ­ информирование о результатах пробных ЕГЭ и ОГЭ 2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители). При реализации данного направления работы были проведены:  ­   родительские   собрания   по   вопросам   подготовки   и   проведению   ЕГЭ   и   ОГЭ, индивидуальные беседы с родителями по результативности выполнения работ учащимися, индивидуальные   консультации   с   родителями   с   педагогами   по   вопросам   подготовки учащихся к сдаче экзаменов. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ  В психолого­педагогической литературе можно найти многочисленные рекомендации как помочь   ребенку   в   период   подготовки   и   сдачи   экзаменов.   Например,   по   организации полноценного   и   правильного   питания,   оптимального   режима   занятий,   а   также   по снижению   эмоционального   напряжения   и   преодолению   стресса.   Данные   рекомендации проверены опытом не одного поколения и остаются действенными до сих пор. Однако наибольший интерес вызывают вопросы, связанные с подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ, так как ни у одного из родителей сегодняшних старшеклассников нет собственного опыта сдачи ЕГЭ и ОГЭ .  Путь   к   разрешению   данной   проблемы   ­   в   понимании   особенностей   Единого Государственного Экзамена. Как   отмечалось   выше,   ЕГЭ   является   одновременно   выпускным   и   вступительным. Руководство ВУЗов советует старшеклассникам сдавать как можно большее количество предметов, что повышает шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета. Здесь следует отметить, что чрезмерная нагрузка на подростка и «распыление» усилий может привести   к   снижению   реального   результата   на   экзамене.   Задача   родителей   ­   помочь 6 ребенку   сформировать   оптимальный   набор   предметов   с   учетом   его   реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив. Отличие   ЕГЭ   от   традиционного   экзамена   в   том,   что   выпускнику   не   предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача   стала   более   реальной, ребятам   нужна   помощь   в   распределении   материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто старшеклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати. Главное   условие   успешной   сдачи   ЕГЭ­это   разработка   индивидуальной   стратегии деятельности   при   подготовке   и   во   время   экзамена.   В   данном   контексте   под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.  Разработка   индивидуальной   стратегии   возможна   лишь   при   условии   психологической зрелости   выпускника,   так   как   от   него   требуется   осознание   своих   сильных   и   слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально   использовать   ресурсы   собственной   памяти,   особенности   мышления   и работоспособности,   а   также   уверенность   в   собственных   силах   и   установка   на   успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.  Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности. Продолжается работа по следующим направлениям: 1. Изучение   и   ознакомление   участников   образовательного   процесса   с   нормативной базой ЕГЭ и ОГЭ в групповой и индивидуальной форме. 2. Проведение мониторинга индивидуальной подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ. 3. Использование   работ  в  формате   ЕГЭ   и  ОГЭ  для  контроля   учащихся   на  уроках других   образовательных   предметов   (диагностические   работы   по   выбранным предметам ­ апрель 2018 г). Задачи: 1.Классным   руководителям   обратить   внимание   на   необходимость   разнообразить формы проведения родительских собраний. 2. Администрации школы совместно с педагогами продолжить работу с родителями по вопросам подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ. 7 3. С целью предупреждения снижения умственной деятельности учащихся выпускных классов, разнообразить формы работы на уроках, минутки релаксации, упражнения для снятия напряжения. Мониторинг качества в МБОУ г. Астрахани «СОШ № 51»   Особое   внимание   в   учебном   процессе   по   подготовке   учащихся   к   ЕГЭ   занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащиеся 11­го класса будут сдавать   в   формате   ЕГЭ.   Система   мероприятий   по   повышению   качества   подготовки учащихся   к   итоговой   аттестации   в   форме   ЕГЭ   включает   следующие   направления деятельности: ­   посещение   администрацией   уроков   учителей­предметников,   с   целью   оказания методической помощи при подготовке к экзаменам. ­ включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕГЭ, курсы повышения квалификации; ­ индивидуальные консультации учителей­предметников для учащихся; ­ привлечение ресурсов Интернет для подготовки к ЕГЭ; ­   введение   элективных   курсов,   расширяющих   и   углубляющих   программу   базового обучения;   в   учебный   план   школы   включены   элективные   курсы   в   9,11­х   классах   по русскому языку и математике по 1 часу в неделю.  ­ психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.  результатов сдачи ЕГЭ по русскому языку ДИАГНОСТИКА  в 11­ом классе   Учебный год Областной показатель Средний балл  по школе 2016­2017 Планируемый результат в начале 2017­2018  61    59,4 61,1 ДИАГНОСТИКА  результатов сдачи ЕГЭ по математике 8 в 11­ом классе  Учебный год 2016­2017 Областной показатель 41,6 Средний балл  по школе 35,3 38,3 Планируемый результат  в начале 2017­2018 Несмотря на то, что средний балл ниже областного, в школе отмечается положительная динамика Преподаватель­организатор ОБЖ   Дегтярёв А.И.                                                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ к теме первого задания. Кого учить, чему учить и как учить, и что это за предмет ­ ОБЖ?       Преподаватель­организатор ОБЖ  МБОУ г. Астрахани        «СОШ № 51» Дегтярёв А.И., учитель высшей категории ,                                              Ветеран труда                   Предмет ОБЖ – «Основы Безопасности Жизнедеятельности» ­ развиваясь, стал образовательной  областью.               Это веление времени, это неизбежно.  9 Однако становление нового всегда сопровождается трудностями, сопротивлением. Часто такое  сопротивление связано с недопониманием, с недостатком информации о новом.  o       Так, у многих педагогов существует определенное предубеждение против новой  образовательной области, поскольку они незнакомы с ее Концепцией и видят в ОБЖ  закамуфлированную и нежеланную ими «Начальную военную подготовку». o       Другие, незнакомые с Концепцией, слепо следуя принципу сокращения содержания при  проводимой модернизации общего образования, считают необходимым убрать из школы новые,  «неклассические» предметы, в том числе курс ОБЖ. Или, допуская его, ограничить вопросами  безопасности школьника o        Наконец, ряд «экспертов» предлагают включить модуль ОБЖ в состав образовательной  области «Технология» (это, например, и первую медицинскую помощь, и поведение в  криминогенной ситуации, и вопросы национальной безопасности, и патриотическое воспитание).       К сожалению, сегодня в вопросе содержания и значимости собственного предмета, тем более  области, даже преподаватели ОБЖ не всегда на уровне: Поэтому давайте, еще раз разберемся:  Чему должна учить граждан страны новая образовательная область ОБЖ?  Как воплощается в ней задача учить детей быть мыслящими людьми, умеющими видеть и  понимать проблемы современности и способы их решения?       Посмотрим в очередной раз, поскольку концепция образовательной области неоднократно  публиковалась в различных источниках, но при этом – несколько изменим ракурс. 10 Развитие лич ности   ­  ­стистистисти сти сссссссст  стисти  Уважение (признание,  одобрение Социальные связи (включенность в  сообщество, любовь близких) Безопасность Физиологические потребности (голод, жажда,  продолжение рода…) 11 Итак, ЧТО ЭТО ЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ, ЧТО ЗА ПРЕДМЕТ ОБЖ ?        «Безопасность как ключевая потребность»             Начнем издалека.         Источниками активности человека служат потребности. Ключевой потребностью человека является  безопасность. В настоящее время считается общепринятой классификация потребностей, предложенная  А. Маслоу (1954г).        На схеме потребности размещены в иерархическом порядке. Ученые подчеркивают, что потребности более высокого уровня возникают только после удовлетворения низших потребностей. Потребность в  безопасности, следуя непосредственно за сиюминутными физиологическими потребностями, присущими  всему живому, является первой потребностью, удовлетворение которой требует чисто человеческого  качества – разума. Разум нужен для предвидения развития событий и последствий своих действий, без  чего обеспечение безопасности просто невозможно.        Можно сказать, что все человеческие потребности выросли из потребности в безопасности. И прежде всего потребность в социальных связях, в объединении людей в общество, которое повышает  безопасность каждого его участника. При этом, что исключительно важно, возникает общий интерес  участников в безопасности самого общества, повышающей исходную личностную потребность каждого в  безопасности. Общим интересом участников становится и безопасность государства, исторически  ставшего наиболее устойчивой формой объединения людей в сообщество. Неслучайно, в Законе РФ  «О безопасности» упоминается не просто безопасность человека, а «Безопасность – состояние  защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних  угроз».        Общий интерес безопасности общества и государства, конечно же, идет от разума, хотя за долгие  века он, очевидно, уже вошел в подсознание людей у тех народов, что сумели сохранять свою  жизнеспособность. К сожалению, в последние годы такое подсознание у нашего народа активно  разрушается в результате «затмения разума» ­ появление мифов и заблуждений относительно  наступления эпохи «нового мышления», всеобщей любви и, следовательно, взаимной безопасности на  базе общечеловеческих ценностей.        Далее. Можно также сказать, что все направления жизнедеятельности человека (а не только такие  очевидные, как медицина, анатомия, гигиена и т.п.) касаются обеспечения его безопасности, пусть и  опосредованно. Сюда относятся направления жизнедеятельности как в социальной, так и в техногенной  сферах. При этом в прошлом, несмотря на сильную взаимозависимость безопасности личности и того  сообщества, в которое данная личность входит, многочисленные и различные вопросы безопасности  решались обычно стихийно, т.е. по мере возникновения и неосознанно. Это только тонкий исторический  аналитик Н.М. Карамзин в своей «Истории Государства Российского» сделал вывод о том, что «первым  государственным благом» является безопасность его граждан (иначе зачем оно, государство?). А Иван  Калита, о котором в данном случае вел разговор Карамзин, думал вероятнее всего, об укреплении своей  княжеской власти; обеспечение же им безопасности москвичей стало не осознанной целью, а механизмом укрепления власти.       В государстве, стихийно сформированном устойчивым сообществом (нацией), вопросы безопасности  решались не только стихийно, но чаще всего также раздельно. Отдельно – безопасность государства,  представлявшего данное сообщество вовне, среди других сообществ; отдельно – бытовой комфорт,  отдельно – медицина, отдельно – «спецслужбы» государства, отдельно – армия. Только в периоды  острых кризисов, во время войн за выживание или смут, жизнеспособный народ объединялся, опять же  стихийно создавая атмосферу индивидуальной жертвенности во имя общих интересов, общей  безопасности.        Проблема безопасности в современных условиях.       С ростом демократических тенденций стали массово осознаваться проблемы безопасности и прав  каждой личности, каждого слоя общества, до поры до времени задавливаемых госаппаратом ( часто и  неточно говорят – государством, но на самом­то деле «государство» ведь олицетворяют управленцы ­  чиновники). С наступлением новой эпохи стала необходимой самая настоящая революция сознания с  формированием в нем комплексного видения всех проблем безопасности.  12 Сегодня из средств массовой информации каждый знает, что в жизни планеты наступили «новые  времена». Но наступление «новых времен» характеризуется не только вспышкой терроризма.       В основе нагрянувшей смены эпох лежит достижение технологиями человека мощностей,  соизмеримых с геологическими, достижение во второй половине ХХ века пределов роста антропогенного давления на природную среду.       Но преобразованная среда несет уже новые опасности. В связи с этим преобразование среды должно  быть таким, чтобы новые опасности были меньше прежних и ниже допустимого уровня (полное  устранение опасностей, естественно, невозможно). Раньше это условие выполнялось, как я упоминал,  стихийно – методом последовательных проб и ошибок. Результаты ошибок были поправимы, а времени  для проб было достаточно.         С наступлением «новых времен» все изменилось. Ошибки при экспериментировании с технологиями  глобальной мощности чреваты необратимыми последствиями, а развитие событий стало стремительным.  «Сельскохозяйственная волна» цивилизации занимала десятки тысяч лет; «индустриальная» ­ сотни лет;  новая «постиндустриальная», по мнению ученых, только десятки лет – время жизни одного – двух  поколений людей. Безопасность каждого жителя Земли зависит теперь не только от его личного  поведения и безопасности его государства, но и от безопасности жизнедеятельности человека в целом.  Это коренным образом меняет все привычные условия жизни человека, но прежде всего существо и  значимость проблемы безопасности.        Раньше стихийная способность обеспечить свою безопасность была критерием естественного отбора  жизнеспособных индивидов и сообществ. В ХХI веке способность обеспечить свою безопасность стала  еще и критерием жизнеспособности человека как вида.       Угрозы существованию человека как вида, внезапно возникшее от его собственной  преобразовательной жизнедеятельности, не успели стихийно сформировать подсознание, которое могло  бы удержать его от непредвиденно опасных действий. Пример запоздалых опасений разработчиков  атомной бомбы, в результате взрыва которой цепная реакция могла охватить весь земной шар, не  остановил распространение по планете этого страшного оружия, угрожающего погубить все  человечество; не остановил создателей не менее страшного бактериологического оружия; не  останавливает разработчиков биотехнологий (в частности, клонирования, могущего иметь  непредсказуемые последствия).       В новой исторической эпохе спасти человека от собственных гибельных действий сможет только  своевременное научное осознание взаимосвязанного комплекса современных проблем безопасности;  умение осознанно делать безопасный выбор в быту, на производстве, в политической и общественной  деятельности; навыки осознанного рационального поведения во все усложняющихся опасных и  чрезвычайных ситуациях. Только комплексное видение всеми и каждым проблем безопасности сможет  сегодня предотвратить бескомпромиссность конфликтов народов, «зеленых» и «патриотов», «экологов»  и «хозяйственников», «глобалистов» и «антиглобалистов», безудержных защитников «прав человека» и  сторонников несущей надежду Хартии Земли.                             Таким образом, в XXI веке без науки и практики культуры безопасности, своевременно созданной и  воспринятой всеми, особенно молодежью, каждый человек, каждый народ, да и все человечество просто  не смогут выжить. Изучение вопросов безопасности в школе.             До наступления «новых времён» вопросы безопасности систематически в школе не изучались, что  вполне понятно: как упоминалось, они и в жизни решались разрозненно и стихийно. Начало востребованным жизнью изменениям было положено введением в 1991 году в общее образование  курса ОБЖ. Стремясь убрать из школы «милитаристский» предмет НВП, пришедшее к власти по­новому настроенное руководство заменило его «безобидным» предметом «Основы безопасности  жизнедеятельности». Название предмета нарисовалось из витавших в воздухе, но ещё не вполне  осознавшихся  в тот момент тем руководства потребностями общества. В результате содержание нового  предмета быстро наполнилось традиционно разрозненными вопросами безопасности, в основном  индивидуальной ­  в соответствии с господствовавшим духом всеобщего «разгосударствления» и  приоритета «прав личности». Учёт новых потребностей общества ограничился вопросами безопасности  13 «населения» в чрезвычайных ситуациях и сохраняемыми законодательно ознакомительными «основами  военной службы» (в противовес «военной подготовке», пусть и «начальной»)       Однако уже в 1994 году общественным Фондом национальной и международной безопасности России  были чётко обозначены новые ориентиры:   «Курс ОБЖ обречён стать ведущим, системообразующим элементом не только в российской, но и в мировой практике воспитания и обучения: настало его время, усвоение основ безопасной  жизнедеятельности даёт нам шанс выжить, иметь будущее»; «Целью курса ОБЖ является сообщение учащимся научных знаний, охватывающих теорию и  практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества, природы от  опасных и  вредных факторов различного характера».       Позиция Фонда подчеркивала необходимость дальнейшего развития ОБЖ, включения в курс всего  комплекса современных проблем безопасности человека и общества, в особенности безопасности их  преобразовательной жизнедеятельности, становящейся причиной новых, небывалых опасностей  (вспомним типовую схему обеспечения безопасности). В соответствии с этим в течение всех последних  лет ведутся методические и экспериментальные работы по подготовке развития ОБЖ. В 2001 году их  промежуточные результаты были собраны в очередном Пособии для преподавателей, выпущенном  Фондом.      Время для существенного шага в развитии настало с принятием обществом в 1999 году назревших   решений о реформе образования. К этому времени относится создание новой Концепции ОБЖ.  Сложность задачи её разработки состояла в том, что в новой эпохе все школьные предметы, отражающие  различные направления жизнедеятельности человека, должны содержать соответствующие аспекты  безопасности. Поэтому при реформировании образования (с 2001 года оно стало называться  модернизацией) появилась угроза «интеграции» содержания ОБЖ, а по существу растворения его по  всему полю традиционных образовательных компонентов. Очевидно, что при этом потеряются не только  специфические разделы курса, но и системность доведения до сознания учащихся проблем безопасности  жизнедеятельности. Пропадут с таким трудом выращенные кадры педагогов и структуры их подготовки,  накопленные учебные пособия, учебники по ОБЖ; пропадает опыт, в конце концов. Собственно,  пропадает вся эффективность обновления образования в соответствии с главным требованием  наступившей эпохи.          Выход из положения в представленной сегодня Министерством обр. и науки и одобренной  обществом Концепции найден в сочетании центрального предмета ОБЖ и фрагментов по тематике  безопасности жизнедеятельности во всех других школьных предметах, которые вместе составили новую  образовательную область «Основы безопасности жизнедеятельности». Знания, умения и навыки,  связанные предметом ОБЖ в единую систему, предназначаются для формирования компетентности  учащихся в области культуры безопасности (компетентность – готовность к решению любых  теоретических и практических задач в жизни).             Компетентность, сформированная образовательной областью ОБЖ, позволит выпускникам школы  адекватно эпохе определить свои жизненные ценности, обеспечивать здоровье и безопасность,  определять позитивную направленность применения как традиционных, так и новых технологий  познавательной, коммуникативной и созидательной деятельности в условиях информационного  общества. Она будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных  учебных заведениях всех профилей. Содержание предмета ОБЖ.               Как предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» систематизирует, дополняет и придаёт  цельность знаниям и умениям в области безопасности, полученным из всех возможных источников? То  обстоятельство, что всё­таки многое из его содержания учащимся уже известно от родителей, ТВ, радио,  газет, из других школьных предметов, является важной особенностью предмета. Другая особенность  заключается в том, что в новой эпохе безопасность становится главным объектом познания и системного  анализа, главной задачей жизнедеятельности, она ­ парадигма современной и будущей цивилизации.  Осознанное и комплексное обеспечение безопасности теперь ­ предмет внимания и изучения в течение  всей жизни человека, начиная с его первых шагов и кончая  реализацией мудрости, накопленной к  старости.     14 Поэтому предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» должен иметь тщательно отобранное  содержание.       Целесообразно в результате изучения предмета ОБЖ в сознании каждого выпускника школы  построить структуру, систему культуры безопасности, во взаимоувязанных ячейках которой  укладываются теоретические знания, практические умения и навыки ­ как было показано, прошло то  время, когда вопросы безопасности могли решаться (или не решаться) стихийно и разрозненно. Именно  систематизация, выявление и освоение принципов безопасной жизнедеятельности должны стать главным  направлением предмета. В его содержании должны быть обширные ключевые сведения, с помощью  которых каждый сможет делать свой выбор в любых жизненных ситуациях на основании обобщённых  знаний и предвидения общих последствий своего выбора. Не надо бояться обширности, безграничности  проблем безопасности ­ так же как безграничны, к примеру, проблемы математики или литературы, что  не мешает изучению в школе их основ. Кстати, ОБЖ (в отличие от математики или литературы) даже по  названию – «Основы».       Основы, конечно, не могут обойтись и без практических навыков безопасного поведения,  рациональных действий в сложившихся опасных ситуациях, становящихся со временем всё более  сложными, зачастую чрезвычайными. С одной стороны, многие из сегодняшних угроз были ранее не  знакомы людям, в том числе и родителям, которые всегда учили и сегодня учат своих детей безопасному поведению. С другой стороны – процесс образования и воспитания растущего человека  только и можно  строить от простого к сложному,  от типовых навыков к теоретическим обобщениям. Но основы не  следует перегружать детальными инструкциями: ведь что­то учащимся уже известно, во­первых. Всего и  на всю жизнь не предусмотришь, во­вторых. Не вспомнишь заученных инструкций, когда «клюнет  жареный петух», в­третьих.        Таким образом, состав Федерального Компонента содержания общего образования, в части ОБЖ,  целесообразно ограничить материалами, относящимися к достаточно общим вопросам индивидуальной,  национальной и глобальной безопасности. В их числе ядра разделов, освоенных за 20 лет существования  ОБЖ: 1. Безопасное поведение в повседневной жизни. 2. Основы здорового образа жизни. 3. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. 4. Первая медицинская помощь. 5. Основы защиты Отечества (Основы военной службы)       К этим вопросам, в соответствии с новой Концепцией, в предмет ОБЖ в последнем классе (или  классах) основной ступени общего образования вводится обобщающий теоретический  (мировоззренческий) раздел: 6. «Современный комплекс проблем безопасности» с темами: *  безопасность жизнедеятельности (основы теории безопасности); * современные проблемы безопасности (состав и структура всего комплекса); * безопасность жизнедеятельности на глобальном уровне; * безопасность жизнедеятельности на национальном уровне; * национальная безопасность России.              Таким образом, Концепцией предполагается систематизация всех разделов на основе  теоретических подходов, распределение существующих и новых материалов по классам   в  соответствии с возрастными возможностями учащихся, устранение материала избыточного, в  основном инструктивного, местного, особенности обеспечения безопасности переносятся из  Федерального Компонента содержания образования в Региональный.  Усиливаются связи ОБЖ с  фрагментами безопасности жизнедеятельности в других предметах (межпредметные связи), что в  целом формирует новую образовательную область.        ВОЕННО­ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ 15 Преподаватель­организатор ОБЖ высшей категории                    МБОУ г. Астрахани «СОШ № 51» Дегтярёв А.И.      Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания, его  содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть  гибкой и постоянно изменяющейся–в свете современных требований.                     Проблемы военно­патриотического воспитания Кризис в духовной жизни нашей страны отразился на сознании молодежи – снизился статус высших  человеческих ценностей. Это существенно повлияло на российское образование. Выявлен ряд проблем в  военно – патриотическом воспитании молодежи: 1. 2. 3. 4. 5. значительное снижение поддержки и подрыв доверия к существующей практике подготовки  → будущих защитников Отечества на уровне общеобразовательных учреждений (хотя требования к  этой подготовке неуклонно растут); вопреки стараниям энтузиастов повсеместно испытывается хроническая нехватка специальной  → литературы, адаптированной к современным условиям; отрицательное отношение большинства граждан к армии к защите Родины, к исполнению  → воинского и гражданского долга; в ряде регионов утрачена координирующая деятельность государственных структур с  → ветеранскими и другими общественными организациями, а также до сих пор не налажена связь с  религиозными конфессиями; отсутствие государственной финансовой поддержки системы военно­патриотического  → воспитания на фоне усиления требований к формированию морально–психологических качеств  защитника Отечества. Отсюда–широкий спектр проблем в военно–патриотическом воспитании. Военно–патриотическое  воспитание­это многоплановая и скоординированная деятельность государственных органов,  общественных организаций и объединений по формированию у молодежи высокого патриотического  сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению воинского долга, важнейших конституционных  обязанностей по защите интересов своей Родины.                                    Реализация военно­патриотического воспитания.                 Рассматривая систему военно–патриотического воспитания учащейся молодежи, можно  констатировать, что она реализуется в комплексе форм. Условно эти формы объединяются в три  самостоятельные группы. Первая группа включает в себя формы патриотического характера. Они применимы в процессе  преподавания различных учебных дисциплин, особенно по военно­профильным программам. Эти формы  включают: беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, уроки мужества, встречи с ветеранами,  «круглые столы». 16 Вторая группа форм менее разнообразна и характеризуется большей военно – прикладной  направленностью. Эти формы включают в себя: экскурсии в воинские части с целью ознакомления  подростков с жизнью и бытом войск, Дни открытых дверей, дни призывника, дни воинской славы России. Формы третьей группы  являются наиболее эффективными для подготовки к военной службе. К ним  относятся: оборонно­спортивные оздоровительные лагеря, патриотические клубы и объединения военно­ профильной направленности;       Эти формы предполагают целый комплекс учебно–воспитательных мероприятий, которые  проводятся целенаправленно в соответствии с научно обоснованными подходами. Тем самым  существенно уменьшается разрыв между теоретическими и практико­прикладными компонентами  военно­ патриотического воспитания.                          Профессионализм педагогов.               Успех военно­патриотической и оборонно­массовой работы во многом зависит от личности,  организующей эту работу, от его организаторских способностей и педагогического мастерства. Труд  педагога, занимающегося военно­патриотическим воспитанием, очень сложен и многогранен. В нем, как  показывает практика, недостаточно одного энтузиазма, нужны серьезные знания ­ как  общетеоретические, так и сугубо прикладные.         Какова компетентность специалистов разного уровня в этих вопросах?  Исследования свидетельствуют,  что большинство специалистов по различным причинам не обращается к специальной методической  литературе и даже не вникает в передовой опыт педагогов–новаторов. Это значит, что профессиональное самообразование не является у них осознанной потребностью. Проблема профессиональности кадров  сегодня актуальна как никогда. И решать ее необходимо немедленно.          В свое время русский ученый–педагог Н.И. Пирогов сказал: «к сожалению, наше воспитание не достигает предполагаемой цели потому, что талантливые, проницательные и добросовестные воспитанники так же  редки, как и проницательные врачи, талантливые художники, и даровитые законодатели. Число их не  соответствует массе людей требующих воспитания…». Помощь педагогу ­ задача государства.               Перед педагогами, желающими освоить передовой опыт военно – патриотической работы встает  много трудностей, ключевая из которых – отсутствие финансирования. Из­за этого ряд военно– патриотических коллективов вынужден проводить мероприятия коммерческого характера, которые  противоречат принципам патриотического воспитания.        К подобным мероприятиям относится работа общественных молодёжных организаций в период  предвыборных кампаний, члены которых вовлекаются в предвыборную агитацию тех кандидатов,  которые предоставляют большее вознаграждение. Я позволю себе поставить под сомнение  результативность подобного патриотического воспитания. О каком патриотизме может идти речь, если  еще морально не окрепшие подростки видят в вахтах памяти коммерческую выгоду. Следующая  трудность–нехватка литературы по действенной реализации военно­патриотического воспитания.  Тиражи такой литературы незначительны, и большинство педагогов не имеет к ней доступа. Поскольку  на коммерческие организации в этом вопросе рассчитывать не приходится, здесь необходима целевая  государственная поддержка.           Цель военно–патриотического воспитания.         17 В настоящее время вышесказанное особенно важно иметь в виду так как ряд педагогов либо вообще  не выделяют цель военно­патриотического воспитания, либо пытаются ее подменить одной из ведущих  задач воспитания. Под военно­патриотическим воспитанием иногда понимается все, что как­то влияет на воспитание любви к Родине. Это–привязанность к месту своего проживания, формирование  патриотических чувств. Нетрудно заметить, что при такой трактовке военно­патриотическое воспитание  утрачивает свою специфику, становится аморфным. В патриотическом воспитании спектр средств по  формированию любви к Отечеству шире и разнообразнее, чем в военно­патриотическом. Воспитание  любви к Родине своему народу в целом конкретизируется в формировании чувства гордости за службу в  Вооруженных Силах, а также готовности отдать жизнь за свободу независимость и конституционный  строй России. Как видим, задача подготовки защитников Родины стоящая перед всеми педагогами  весьма сложна и ответственна. Но основным институтом, гарантирующим жизнеспособность системы  военно–патриотического воспитания было и остается государство. Именно от государственной политики в этой области зависит ее состояние и эффективность.       Многочисленные социологические исследования, проведенные в последнее время, позволяют дать  достаточно полную характеристику молодого человека в возрасте 16­18 лет. Основные социально­ культурные ценности современного молодого человека, как правило, слабо сформированы. Среди  ценностей, приносящих большое удовлетворение, выделяются семейное благополучие, материальный  достаток, свобода, самостоятельность и независимость. У нашей молодежи плохо выражены высшие  социально­нравственные чувства, в том числе выполнение гражданского и патриотического долга.  Существенно недооценивается, принижается роль и значение патриотизма в жизни общества. Нет опыта  участия в социально значимой деятельности, слабо развиты навыки и умения выполнения ответственных  задач в коллективе. Невысокой степенью развития характеризуются взаимоотношения со сверстниками,  готовность подчинить свое «Я», личные интересы целям совместной деятельности.   Учет особенностей этой социально­возрастной группы очень важен при решении задач патрио­ тического воспитания, в определении его основных ориентиров. Чтобы определить предмет нашего  разговора, давайте сначала разберемся в понятиях. Итак, что такое патриотизм? Это нравственный  принцип, социальное чувство, содержание которого есть любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность защитить интересы Родины. Базовый термин ­ патриотизм (на греческом языке означает «Отечество») имеет несколько со­ ставляющих:  национально­патриотическое воспитание ­ часть патриотического воспитания, основанного  на нравственных понятиях культуры, традиций русского народа;  военно­патриотическое   воспитание  ­   составная   часть   патриотического   воспитания   и   его высшая форма, ориентированная на служение Отечеству, его защиту, привитие гордости за ге­ роическую историю Родины;   гражданско­патриотическое воспитание ­ это вера в будущее России, гордость за свою  страну;  героико­патриотическое воспитание ­ я бы это понятие растворил во всех составных частях,  так как оно ориентировано на осознание своей причастности к истории своего народа и страны. Когда уроки патриотизма не заканчиваются ? Практика внеурочной военно­патриотической работы с учащимися уже доказала, что уроки патриотизма и гражданственности продолжаются и после звонка.  Попробую ответить на вопрос: где больше воз­ можности готовить будущих защитников Отечества ­ на уроке или за его пределами?  Конечно, урок ­ важнейшее   звено   воспитательной   работы   с   учащимися,   но   если   потенциал   урока   не   будет   развит   и приумножен во внеклассной работе с учащимися, то не может быть никакой речи о целостной системе военно­патриотического воспитания в школе. В чем же преимущества внеурочной деятельности? В том, что она не ограничена временем и пространством (в сравнении с уроком). Содержание воспитательной работы   не   регламентировано   жестко   учебными   планами,   программами,   поурочными   планами. 18 Внеклассная   работа   располагает   большими   возможностями   для   вовлечения   школьников   в   активную деятельность, вне которой невозможно успешное формирование личностных качеств. Что же касается знаний, полученных на уроках, то будущий защитник Родины не сможет даже в минимальном объеме их применить, если мы не создадим условия для систематических упражнений в их применении на практике путем вовлечения учащихся в военно­патриотическую деятельность. А она чрезвычайно многогранна. Каковы   же   формы   патриотического   воспитания   во   внеурочное   время   и   как   они   изменяются   в зависимости   от   возраста   школьников?  Подготовка   ребенка   к   школе   не   должна   ограничиваться приобретением школьной формы, ранца и учебников. Приобщение к родословной семьи, истории улицы, района,   города,   страны   ­   первые   уроки   патриотизма.   Знание   истории   своей   малой   родины   будет способствовать утверждению в сознании ребят гордости за своих предков, уважения к старшим.         Путь, начатый задолго до Дня знаний, должен быть продлен буквально с первых минут школьной  жизни. Задачи военно­патриотического воспитания старшеклассников более ответственны: юноши на  пороге самостоятельной жизни, не за горами служба в армии. У школы есть последняя возможность  исправить недочеты, пробелы в воспитании будущих защитников Отечества. Именно на этом этапе  активно формируется личность. Психофизические особенности юношеского возраста таковы, что по­ является реальная возможность придать военно­патриотическому воспитанию большую прикладную  направленность, а это требование может быть реализовано только существенным расширением диапазона военно­спортивной деятельности учащихся. Открывается широкое поле для апробации военно­ прикладных знаний, умений и навыков: как самые старшие в школе, они под руководством пре­ подавателя­организатора ОБЖ осуществляют инструкторские функции в военно­патриотической работе младших школьников ­ проведении игр, конкурсов, викторин, игр «Зарничка», рыцарский турнир «А ну­ ка, парни!», и т.д. Одна из форм военно­патриотического воспитания, пережившая все реформы в  воспитательном процессе, ­ это месячник героико­патриотической работы, посвященный Дню Защитника Отечества. Месячник является своеобразным смотром патриотической работы школы, важным стимулом активизации всех форм военно­патриотического воспитания и вовлечения в них школьников.      Истинный патриотизм ­ это триединство таких факторов, как вера в свой народ, соединенная с  бесстрашием за предмет своей веры, любовь к своему народу, сопровождаемая действительным  сочувствием и состраданием к его действиям, реальная практическая помощь своему народу. Военно­патриотическое воспитание ­ составная часть патриотического воспитания и его высшая форма,  ориентированная на служение Отечеству, его защиту, привитие гордости за героическую историю  Родины. Вот как об этом говорит поэт и педагог И.В. Камская: Быть патриотом... Что же это значит?  А это значит Родину любить,  А это значит честно, бескорыстно  Отечеству любимому служить. Любить его историю седую,    Святые лики русских матерей,  Которые не раз в годину злую  В бой провожали собственных детей. Учить детей гордиться своим родом  И честь его блюсти и сохранять,  Быть лучшей частью русского народа,  Которую не смог никто подмять.      19 И если это в сердце утвердится Тех, кто за партой нынешней сидит,  Учитель школьный, можешь ты гордиться – Твой век земной не зря тобой прожит! Патриотизм – это не просто красивые слова.  Патриотизм – это, прежде всего дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу. Сегодня  мы много говорим о патриотизме. Важно помнить, что патриотизм не может быть временным, человек  или патриот, или нет, но научить его быть патриотом только по книжкам невозможно. Это стремление и  включённость в деятельность на благо нашему обществу. Можно говорить «я люблю свою страну» и  сидеть дома, но как важно порой выйти и сделать что­то для своего соотечественника, помочь инвалиду  построить пандус или помочь ветерану в быту. Только честность может сделать нравственнее.  Патриотизм, на мой взгляд, это иммунная система народа. И когда эта система ослабевает, в общем­то,  наступают серьёзные катаклизмы и неприятности. Формируется патриотизм, конечно, в семье, но он  формируется и в школе. У каждого человека есть две родины: это малая родина и большое Отечество. Малая родина—город,  улица, дом, где ты родился и живёшь. Отечество—это государство, страна, гражданином которого ты  являешься. Когда нет единства внутри твоего Отечества, разобщённость между людьми, человеку очень  важно найти опору в себе самом. Отечество для меня—это память о трагической истории моей страны и  знание тех проблем, которые возникают в ней сейчас, это родная культура и родной русский язык, и  стремление их сохранить. И, конечно, Отечество—это мой любимый город, его улицы и переулки, зимы и вёсны, её люди, друзья и знакомые, моя семья. Отечество—это память сердца обо всём, что было со  мной и с моим народом. Отечество надо любить и защищать, ведь только благодаря чувству патриотизма, человек становится частью своего народа. Сегодня защита Отечества—такой же священный долг и  обязанность каждого, как и много лет назад. Только теперь враги нашего Отечества – не интервенты, не  агенты мирового империализма, а терроризм, наркомафия, безнравственные люди, стремящиеся  обогатиться любым способом. В демократическом обществе бороться с ними если не легко, то по  крайней мере можно.     У нашего Отечества есть ещё страшный враг. Если окинуть мысленным взором историю ХХ века и  начало ХХ1 (прежде всего историю технологического развития человечества), то окажется, что  последние несколько десятилетий в моём Отечестве только тем и занимались, что загрязняли природную среду, разрушали озоновый слой, вырубали леса, накапливали тысячу тонн ядерных отходов и миллионы  тонн мусора. Конечно, это не так. Лучшие умы моего Отечества решали сложнейшие проблемы, чтобы  облегчить жизнь каждого из нас. Вот только побочные следствия прогресса оказались очень тяжёлыми.  Каждый человек, пользующийся достижением прогресса, оказывается невольным врагом природы своего  Отечества. Выход здесь только один—стараться всемерно беречь окружающую среду. Посаженное  деревце и брошенный в урну, а не на асфальт пакетик из­под чипсов значат для защиты природы больше,  чем участие в многолюдном и шумном митинге зелёных…    Но всё же понятие «Отечества» связано прежде всего с социальным бытиём человека. Когда я  задумываюсь, что значит для меня Отечество, то прихожу к выводу: это сложное понятие связано с  семьёй. В семье есть разные поколения. Молодые могут перенимать опыт старших, а старшие—учиться у молодых свежести восприятия жизни.  И наше большое Отечество хотелось бы видеть в образе большой  семьи, где есть только близкие по духу друг другу люди. Где нет обиженных, угнетённых, где не  голодают дети, не слышны выстрелы. Где все следуют идеалам свободы и демократии, а слово  «беззаконие» стало устаревшим.     Хочется верить, что всё хорошее, происходящее в моём Отечестве, будет иметь продолжение, а всё  плохое исчезнет при нашем общем старании.  Тогда при слове «Отечество» каждого гражданина в нашей  стране будет переполнять чувство самой настоящей гордости. В моей многонациональном Отечестве нет  любимчиков и постылых. Человек любого вероисповедания, любого цвета кожи здесь принят как друг. И  это ещё один повод гордиться своим Отечеством. Нам не нужно бороться против расизма,  20 антисемитизма, религиозной нетерпимости. Хочется верить, что в будущем ничего не изменится. Об  Отечестве можно говорить бесконечно, но если кто­то попросит в трёх словах объяснить, что значит для  меня Отечество, я отвечу:» ЛЮБОВЬ, ВЕРА, НАДЕЖДА». Заключение.         Таким образом, патриотизм – одна из наиболее значимых непреходящих ценностей, присущих всем  сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, её  характер, реализует высший уровень её развития и проявляется в её самореализации на благо общества. Управление образования г. Астрахань  МБОУ г. Астрахани «СОШ № 51» Преподаватель­организатор ОБЖ высшей категории  Дегтярёв А.И.        Военно­патриотическое воспитание в МБОУ г. Астрахани «СОШ № 51»          В   школе   работает   программа   по   военно­патриотическому   воспитанию   «Патриот»,   целью,   которой является:   воспитание   чувства   долга   и   ответственности   перед   своим   Отечеством,   гордости   за   свою Родину,   готовности   к   защите   Отечества.   В   содержание   программы   входят   различные   мероприятия, классные часы, беседы.             Исторический клуб «Пирамида» ведет исследовательскую работу, оформляет летопись событий Великой   Отечественной   войны.   Девиз   клуба:   «От   того,   какого   гражданина,   патриота,   семьянина, труженика подготовит школа, зависит будущее нашей страны».                   Задачи:  формирование политической грамотности, выражающейся у учащихся знаниями истории;  воспитание чувств патриотизма и гордости за свою страну посредством изучения  исторических событий; 21   организация и участие в поисковой деятельности; проведение мероприятий по исторической тематике.        В школе организовано тимуровское движение «ЮНТИМА» (Юные тимуровцы Астрахани). Ребята помогают   26   ветеранам   и   участникам   Великой   Отечественной   войны   в   благоустройстве   их   домов, походами   в   магазины   и   другой   посильной   работой.   Организуют   концерты   в   Астраханском   доме­ интернате для престарелых и инвалидов, на день пожилого человека, Новый год, 8 Марта и 9 Мая.  Наша школа   постоянно   поддерживает   контакт   с   Советом   ветеранов   Советского   района:   Сахновой   Ниной Георгиевной   и   Кузнецовым   Геннадием   Григорьевичем.   Ветераны   выступают   на   классных   часах, участвуют   в   судействе   на   конкурсе   «А   ну­ка,   парни»   среди   10­11   классов   вместе   с   офицерами военкомата.        В 2015 году в школе появились новые стенды, посвященные Великой Отечественной войне.        В рамках месячника, посвященного Дню Защитника Отечества, проводятся различные мероприятия, рыцарские турниры, посещения музеев, выставок, классные часы и беседы.          На празднование 9 Мая в школу приглашаются ветераны и участники ВОВ, которые участвуют в проведении классных часов: «Вещмешок дедушки», «Никто не забыт, ничто не забыто», «День Победы», «Дороги войны», «Дети войны», «Защитники Отечества»  и линейки «Поклонимся великим тем годам!».        Кружок «Юный патриот» помогает учащимся освоить навыки основ военной службы. В школе также работают шесть спортивных кружков; баскетбол, волейбол, футбол, теннис, шашки и шахматы, ОФП.           На протяжении учебного года школа участвовала в областных акциях:                Акция «Наследники победы ­ победителям»        Цель акции: формирование гражданской, патриотической позиции детей и молодёжи. Содействие в воспитании   у   детей   и   подростков   чувства   милосердия,   добра   и   сострадания,   привлечение   детей   и молодёжи к изучению истории мира и объективной оценке исторических событий.                Акция «Полотно Победы»        Цель: Формирование у детей и подростков гражданско­патриотической позиции в отношении к своей стране, к ее прошлому и настоящему.   Формирование у детей гордости за принадлежность к своей организации.               Музейно­педагогический проект «Войди в историю города»            Цель   проекта:   воспитание   чувства   патриотизма   посредством   изучения   исторических   событий, связанных с основанием  города Астрахани.               Акция «Пламя памяти»           Цель акции: оказание реальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны. Привлечение внимания общественности, органов власти и предпринимателей к проблеме ветеранов. Стимулирование интереса   к   истории   Великой   Отечественной   войны   у   детей   и   подростков.   Воспитание   у   детей   и подростков   гражданственности,   патриотизма   как   важнейших   духовно­нравственных   и   социальных ценностей.             В   рамках   реализации   регионального   проекта   «Муниципальные   команды   профессионального развития»  школа  на региональном  разделе   портала  «Открытый   класс»   принимала   участие   в мастер­ классе «Проектная деятельность как условие формирования социальной компетентности обучающихся». Название проекта – «Святые дороги – дороги войны».      Цель проекта: ­ формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувств сопричастности к истории Отечества. ­ формирование жизненной позиции;                Сохранение   традиций   преемственности   поколений,   наполнение   ее   новым   содержанием. 22 ­ формирование гражданско ­ патриотической позиции детей и молодежи; ­   привлечение   детей   и   молодежи   к   изучению   истории   мира   и   объективной   оценке         исторических событий; ­ стимулирование интересов молодого поколения к ветеранам Великой Отечественной войны.               Задачи проекта: ­воспитание уважения к ветеранам ВОВ; ­создание  условий  для   более  глубокого   ознакомления  детей   и  подростков   с  основными   этапами   и событиями Великой Отечественной войны; ­повышение интереса к военной истории и литературе; ­способствовать в выборе проблемы; ­оказание помощи в создании штаба;  ­совместная разработка планов мероприятий; ­развитие коммуникативных качеств для реализации проекта и разработанного плана мероприятий в условиях коллективного творчества; ­создание маршрута для работы отряда; ­развитие навыков и умений в оформлении стендов; ­составление отчета работы отряда.         В школе имеется предметный кабинет ОБЖ, где есть учебные и наглядные пособия, технические средства, необходимые для обучения учащихся знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с государственными стандартами. 23

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"

Презентация для педагогических работников О.О.:"Роль преподавателя к подготовке к ЕГЭ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2018
Посмотрите также: