Презентация раскрывает такие блоки темы: классификация способностей, признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности, уровни развития способностей, условия успешного развития способностей, готовность ребенка к успешному усвоению предметов языкового содержания. Презентация будет полезна родителям, дошкольным педагогам, а также педагогам 1-2 классов.
Различные подходы к определению способностей
С.Л.Рубенштейн
«Закрепленная в индивиде
система обобщенных
психических деятельностей. В
отличие от навыков,
способности – результаты
закрепления не способов
действия, а психических
процессов , посредством
которых действия и
деятельности регулируются»
К.К.Платонов
«Качество личности,
определяющее успешность
овладения определенной
деятельностью и
совершенствование в ней.
Способности – подструктура
личности, наложенная на ее
остальные основные
подструктуры»
В.Э.Чудновский
«Индивидуально-
психологические
особенности личности,
являющиеся условиями
успешного выполнения
определенной
деятельности»
СПОСОБНОСТ
Ь
А.В.Петровский
«Это такие психологические
особенности человека, от
которых зависит успешность
приобретения знаний, умений,
навыков, но которые сами к
наличию этих знаний, умений
и навыков не сводятся»
Ю.Б.Гиппенрейтер
«Индивидуально-психологические
особенности человека, которые
выражают готовность к овладению
определенными видами
деятельности и к их успешному
осуществлению»
Классификация способностей
Природные (естественные)
В своей основе биологически
обусловленные, связанные с
способности
врожденными задатками,
формирующиеся на их базе, при
наличие элементарного опыта через
механизмы научения типа
условно-рефлекторных связей
Задатки - врожденные
анатомо-физиологические
особенности нервной
системы, составляющие
формирования
способностей
индивидуальные
психологические
предпосылки для
развития способностей
сложные
способности
Имеют общественно-историческое
происхождение и обеспечивают жизнь
и развитие в социальной среде
Общие
Специальные
Теоретические
Практические
Учебные
Творческие
Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности
Высокий темп обучения соответствующей деятельности
Широта переноса навыка, которая состоит в том, что
обучившись применению операции в одной ситуации, человек
способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях
Энергетическая экономность выполнения данной
деятельности
Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности
Высокая мотивация, стремление к этой деятельности,
иногда вопреки обстоятельствам
Индивидуальные особенности человека
обуславливают индивидуальный стиль
деятельности
Уровни развития способностей
Одаренность
Одаренным называется человек
который с рождения обладает
хорошими задатками к развитию
способностей
Гениальность
Талантливый – человек который
благодаря своим высокоразвитым
способностям может добиться (и
реально добивается) высоких
результатов в том или ином виде
Талант
деятельности
Гениальный – человек, уже
добившийся выдающихся,
признанных успехов в определенном
виде деятельности
Гениальность
Условия успешного развития способностей
Раннее и полное выявление всех задатков, с рождения
Активное включение ребенка в те виды деятельности, в
которых соответствующие способности формируются и
ребенка
развиваются
Включение ребенка в разноплановые виды деятельности для
развития разных способностей
Наличие психологически и педагогически подготовленных
учителей
Использование современных развивающих методов и средств
обучения
Стимулирование развития способностей
Готовность ребенка к успешному усвоению предметов
математического содержания
Овладение числом
Навык счёта
Овладение понятием «отношение»
Понимание математических
закономерностей
Развитие операции «обобщение»
Знает цифры и их обозначения,
применяет счет
Знает цифры, но не знает их
обозначения, применяет счет
Не знает цифр, не знает
обозначений, сравнивает на
основе похожести рисунков
Навык счета
Критерии оценки выполнения заданий
Умеет свободно считать
Иногда допускает ошибки
Слабо владеет счетом
Критерии оценки выполнения заданий
Понимание математических закономерностей
Развитие операции «обобщение»
Готовность ребенка к успешному усвоению
предметов языкового содержания
Уровень развития слухового и зрительного
восприятия
Уровень развития связной речи
Языковая подвижность
Понимание языкового сообщения
Навык чтения
Определение уровня развития слухового и
зрительного восприятия
Понимание языкового сообщения
8-10 фраз – высокий уровень
7-8 фраз – средний уровень
4-6 фраз – низкий уровень
0-3 фраз – очень низкий уровень
удастся выявить то содержание, которое с
трудом усваивается ребенком. Именно
ему надо уделять больше внимания как в
На основе полученных результатов
дошкольном развитии так и в период
обучения в начальной школе. А также
можно определить к каким школьным
предметам имеет склонность ребенок