В презентации педагогом-психологом представлен материал, актуализирующий и дополняющий знания родителей по проблемам учащихся раннего подросткового возраста при переходе в среднее звено школы. Даются рекомендации, как преодолеть те трудности, с которыми могут столкнуться дети, какую помощь могут оказать родители. Презентацию можно использовать на родительских собраниях, групповых консультациях, обучающих семинарах.
Родительское собрание
«Переходим в пятый класс»
Педагог-психолог
Стрельцова Э.И.
Переход учащихся из начального в
среднее звено школы –
одна из педагогически наиболее
а период адаптации в 5м классе –
один из труднейших периодов
школьного обучения.
сложных проблем,
Ранний подростковый возраст
10 лет:
1112 лет:
уравновешенный,
«золотой возраст»,
легко воспринимает
жизнь, доверчив, ровен с
родителями, мало
заботится о внешности;
перестройка организма,
импульсивность,
негативизм, частая смена
настроений, ссоры со
сверстниками, бунт
против родителей, резкое
возрастание негативных
самооценок.
Изменение условий обучения:
смена социальной обстановки;
изменение роли учащегося;
увеличение учебной нагрузки;
изменение режима дня;
разность систем и форм обучения;
различие требований со стороны учителей
предметников;
изменение стиля общения учителей с детьми.
Мотивационный кризис:
-снижение интереса учащихся к
учебе, -отрицательное
отношение к школе, -нежелание
выполнять учебные задания,
нарушение поведения.
трудностях адаптации:
усталый внешний вид школьника;
нежелание ребенка делиться своими
впечатлениями о проведенном дне;
стремление избежать разговоров о
школьных событиях, переключить
внимание взрослого на другие темы;
нежелание выполнять домашние задания;
негативные отзывы о школе, учителях,
одноклассниках;
жалобы на события, связанные со школой;
беспокойный сон;
трудности утреннего пробуждения,
Признаки, свидетельствующие о
вялость;
постоянные жалобы на плохое
Чем можно помочь?
Первое условие школьного успеха пятиклассника —
безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи,
с которыми он может столкнуться.
Если вас, чтото беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь,
как можно скорее встретиться и обсудить это с классным
руководителем.
Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на
психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую
командировку когото из родителей, рождение еще одного
ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные
ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное
общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной
деятельностью ребенка, если в период начальной школы он
привык к вашему контролю.
Приучайте его к самостоятельности постепенно.
Способы
преодоления
тревожности:
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте
во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не
запрещайте без всяких причин того, что разрешали
раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других
значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить
ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше
меня слушай!».
Помогите ему найти дело по душе.
Слова, которые поддерживают и
которые разрушают его веру в
себя:
Слова поддержки:
1 Зная тебя, я уверен, что
ты все сделал хорошо.
2 У тебя есть некоторые
соображения по этому
поводу? Готов ли ты
начать?
3 Это серьезный вызов,
но я уверен, что ты готов
к нему.
способности, я думаю, ты
смог бы сделать это
гораздо лучше.
Слова разочарования:
1 Зная тебя и твои
3 Это для тебя слишком
трудно, поэтому я сам это
сделаю.
2 Эта идея никогда не
сможет быть
реализована.
Какими должны быть
пятиклассники?
Пятиклассники должны:
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и
формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать
отношения;
уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять
самостоятельность в своих делах и в случае необходимости
обращаться за помощью взрослых;
стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь
заниматься самостоятельно;
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и
девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания,
помогать родителям;
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный,
правильный выбор.