Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 478 г. Челябинска
Семинар для педагогов
«Методы активного слушания»
МАДОУ ЦРР ДС № 478
20132014 уч. год
педагогпсихолог первой категории
Лазарева Лариса Ефимовна
1 слайд
Методы активного слушания
Ритуал приветствия.
2 слайд
Годовая задача МАДОУ ЦРР ДС № 478 …
Задачи по программе в образовательной области «Коммуникация» …
3 слайд
Разминка.
Кем вы хотите быть в процессе решения поставленных задач: пахарем или
всадником?
Я предлагаю работать легко. Выбор за вами.
4 слайд.
Игра «Перевод с русского на русский»:
• Слово не стрела, а в сердце язвит.
• Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
• В народе что в туче: в грозу все наружу выйдет.
• Доброе слово сказать — посошок в руки дать.
• Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
Почему получается легко? …настроены на цель – передать смысл, т.е.
ПОНЯТЬ.
5 слайд Основная часть.
Активное слушание – это техника общения с собеседником, заключающаяся в оказании
ему поддержки в разговоре, с тем чтобы активировать его речь и сохранить его внутренний
психологический комфорт
Т. Е. это…
•
•
полезный навык, который заключается в умении слушать собеседника с правильной
внешней и внутренней реакцией;
прием, позволяющий не только расположить собеседника к себе и суметь понять.
6 слайд
Определите: является ли ситуация активным слушанием? Почему? Как это можно назвать?
7 слайд
Что … активно слушать?
Упражнение « Говорит слушаем»
Рассказчик делает сообщение на 23 минуты, остальные ведут себя соответственно
приему на карточке (помогают или мешают).
Рефлексия упражнения:
Кому было легко рассказывать? почему?
Было ли желание прервать рассказ? Почему?
Заполняем таблицу вместе.
ПОМОГАЕТ
МЕШАЕТ
легкий наклон тела к собеседнику;
регулярные кивки головой во время
речи собеседника;
вспышки глазами;
•
• мимика, соответствующая предмету
разговора;
поддакивание в знак согласия;
пояснения по ходу речи, чтобы
понять;
открытые вопросы;
•
•
•
•
•
•
•
приказы, команды;
предупреждения, предостережения,
угрозы;
• морализация, нравоучения,
проповеди;
готовые советы и решения;
доказательства, приведение
логических доводов, чтение нотаций,
«лекций»;
критика, выговоры, обвинения;
•
•
• •
•
•
•
переспрашивание в конце
высказывания («то есть, как я
понимаю….»);
подведение итогов («в общем, ты
решил…»);
выражение сопереживания;
эмпатия («это расстроило тебя?») и
т.д.
•
•
•
•
•
обзывание, оскорбление,
высмеивание;
использование догадок,
интерпретации;
выспрашивание, расследование;
сочувствие на словах, уговоры,
увещевания,
отшучивание, уход от разговора.
Запишите свои комментарии под таблицей.
8 слайд
Примеры из жизни
Ситуация 1.
«...Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.
ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть чуть!
МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!
МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь... (Вспоминает активное слушание.)
Ты чувствуешь себя одинокой...
ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
МАМА: Ты скучаешь без меня.
ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.
МАМА: Ты на него сердита.
ДОЧЬ: Он мою игру поломал!
МАМА: И ты расстроилась...
ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
МАМА: Было больно... (Пауза.)
ДОЧЬ: Больно, а тебя нет! МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...
МАМА: Пойти... (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все
жду жду, а ты не ведешь!»
Анализ ситуации:
Что чувствовал ребенок, когда…
Ситуация 2.
Составьте диалог в ключе активного слушания (работа в парах)
Мальчики поссорились.
Один бежит к воспитателю с жалобой: «А Костя дерется, накажите его!»
…
Выбираем наиболее удачный вариант.
Анализ ситуации: снизилась ли острота конфликта?
Какие выгоды приобретает взрослый от применения активного слушания?
Переживания собеседника отрицательного характера ослабевают или же вовсе
исчезают. Народная мудрость по этому поводу высказывается гениально и однозначно:
радость разделённая удваивается, а горе разделённое уменьшается в два раза;
Если человек видит, что другой может и хочет слушать, он будет рассказывать о
себе с каждым разом всё больше и больше;
Происходит самостоятельное продвижение говорящего в решении своей проблемы.
При использовании методики активного слушания с детьми, можно заметить еще
два замечательных изменения:
1. Сами дети начинают активно слушать своих родителей
2. Многие родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка.
Нам нужны такие достижения?
9 слайд
Рефлексия.
Насколько нам это по силам? Основные рекомендации по использованию активного слушания.
Давайте своему собеседнику возможность выговориться.
Выражайте вашу заинтересованность с помощью языка тела при личном общении.
Проявляйте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений.
Резюмируйте наиболее важные высказывания.
Не прерывайте собеседника.
Не противоречьте ему.
Задавайте открытые вопросы.
ПОМНИТЕ: наше мастерство преумножается, в прочем, как и наши ошибки.
10 слайд
Для самостоятельного изучения рекомендую:
Ю.Б. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»
B 0%
D 0%
B 5%20%
D 0%
B 8%
% D 1%82%
BA
D 0%
D 0%
D 1%81%
B 5%20%
D 0%
BB
B 2%
B 8%
D 0%
% D 1%83%
B 8%
D 0%
B 2%
D 0%
D 1%88%
B 4%
D 0%
BD
D 0%
D 0%
% D 0%
B 0%
B 5%
BE
D 0%
D 0%
BD
BE
& filmId
= sazCnojyU
D 0%
% D 0%
% D 0%
XI
Активное слушание с ребенком «Мамины секреты» (видео)
http
:// yandex
% D 1%82%
% D 1%83%
% D 0%
B 8%
3 M
? text
. ru / video
B 8%
D 0%
D 1%88%
D 0%
/ search
D 0%
D 0%
B 5%20%
B 2%
D 0%
D 0%
B 0%
D 0%
B 2%
BD
BD
D 0%
=%
D 0%
B 0%
% D 0%
D 0%
BE
BA
% D 0%
B 5%20%
D 1%81%
D 0%
BB
B 8%
D 0%
B 4%
D 0%
B 5%
D 0%
BE
& filmId
= qnfGehmxs
Активное слушание = эффективные вопросы + активное слушание
«Техники продаж» (видео)
11 слайд
Благодарность.
Ритуал прощания.
Презентация для собрания в ДОУ "Методы активного слушания" (старший дошкольный возраст)
Презентация для собрания в ДОУ "Методы активного слушания" (старший дошкольный возраст)
Презентация для собрания в ДОУ "Методы активного слушания" (старший дошкольный возраст)
Презентация для собрания в ДОУ "Методы активного слушания" (старший дошкольный возраст)
Презентация для собрания в ДОУ "Методы активного слушания" (старший дошкольный возраст)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.