презентация для выступления на педсовете по теме "Математика через призму преемственности первой и второй ступени обучения школьников».

  • Образовательные программы
  • Педсоветы
  • Презентации учебные
  • ppt
  • 19.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подробное описание методики преемственности обучения математики начальной школы в основной школе, приведены примеры решений уравнений и задач. Особое внимание уделяется знанию таблицы умножения и вычислительным навыкам сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел.Основные направления в обучении по ФГОС на уроке: "Чему учить?", "Ради чего учить?" и "Как учить?"материал для педсовета о преемственности обучения математики первой и второй ступеням обучения
Иконка файла материала педсовет матем.декабрь2016.ppt

Педсовет: «Математика через призму преемственности первой и второй ступени обучения школьников»

Рук.МО матем. и физики
Гусейнова Г.Д.

Национальная инициатива
«Наша новая школа»

Переход на новые образовательные стандарты
Развитие системы поддержки талантливых
детей
3. Развитие учительского потенциала
Изменение инфраструктуры школьной сети
Сохранение и укрепление здоровья
школьников
6. Расширение самостоятельности школ


Преемственность – один из видов связи. Она существует между ступенями одного процесса.
Преемственность достигается тогда, когда работа нижней ступени (начальная школа) направлена на подготовку детей к их жизни и деятельности на следующей ступени (5 класс). Работа в 5 классе строится на основе методов и приёмов, используемых в начальной школе.


Как понимать преемственность?

Преемственность обеспечивает то, без чего невозможно дальнейшее развитие, а именно:
Включение в новое тех элементов содержания прошедшего, которые не утратили своей жизненности в новых условиях и в состоянии способствовать развитию.
2. Включение в новое тех отдельных форм старого, которые в состоянии уместить в себе иное содержание и обеспечить его развитие.

В ходе контроля была проведена следующая работа:
Посещены и проанализированы уроки в 5-х классах.
Проведена диагностика уровня обученности по математике в 5-х классах.
Проведено анкетирование учащихся и родителей 5-х классов по уровню сложности изучаемых предметов. Проверены контрольные и рабочие тетради обучающихся по математике.
Проведена проверка дневников учащихся.
Проверены классные журналы с целью контроля над осуществлением учителями повторения в начале учебного года, текущего тематического контроля, объективностью оценки знаний учащихся.
Проведён контроль за дозировкой домашнего задания.
Психологом школы проведена диагностика:
уровня мотивации обучения;
уровня развития произвольного внимания и работоспособности;
уровня развития кратковременной и долговременной вербальной памяти;
уровня развития мыслительных процессов;
уровня тревожности обучающихся;
уровня сформированности классного коллектива, анализ психологического климата в классе.
Проведены беседы с учителями-предметниками и классным руководителем 5-гокласса.

Итоги классно-обобщающего контроля

Гендерный состав учащихся

Результаты мониторинга обученности учащихся 5-х классов в сравнении с результатами начальной школы)

Рассмотрим пример внешней преемственности при решении задач.
Задача: 1. На I полке 5 тетрадей, на II – на 3 тетради меньше. Сколько тетрадей на II полке?

Задача: 2. На I полке 5 тетрадей, на II – на 3 тетради меньше. Сколько тетрадей на двух полках?
Решение первой задачи: 1) 5 – 3 = 2 (т.)
Решение второй задачи: 2) (5 – 3) + 5 = 7 (т.)

При переходе от одного решения к другому происходит количественное увеличение действия, требующего осмысленного выполнения. Структура самого выполнения действия остается неизменной.
Рассмотрим алгебраический пример
внешней преемственности.
Дано выражение: а + 12, где а – любое число. Найти значения выражения с переменной.
2. Реши задачу: Цена яблок – а руб., купили 5 кг. Сколько заплатили за покупку?
1. 5а(руб.) – общее решение
2.Частное решение. а = 20, 30, …, 150. 20 · 5 30 · 5 … 150 · 5.

Внутренняя преемственность обеспечивается за счет опоры при изучении нового материала на ранее изученный.
При разработке методики изучения любого материала необходимо, с одной стороны, учитывать возможности использования знаний, полученных учениками ранее,
а с другой – возможности активного применения изучаемых сведений в ходе решения задач.

1 кл.: 1, 2, …, 9 на числовом луче

0 1 2 3
В шестом классе рациональные числа рассматривают на числовой прямой. 6 кл.:

рациональные числа

-2 -1 0 1 2 3


-2 -1 0 ½ 1 1,5 2

Рассмотрим пример алгебраического характера, когда изученный материал является основой для изучения нового материала, а изучение нового является основой для будущего:

3 класс.
2х + 5 = 11
2х = 11 – 5
2х = 6
х = 3

1 класс.
х + 2 = 5 (подбором,
таблица,
на числовом луче в основе ……)

3 + 2 = 5
х + 2 = 5
х = 5 – 2
х = 3

6 класс.
(2х + 5) · 2 = 12 2х + 5= 12 : 2
2х + 5 = 6
2х = 6 – 5
2х = 1
х = 1/2

Образовательные программы.
Организация учебного процесса.
Единые требования к учащимся.
Структура уроков.
За основу данного материала я взяла третье направление - единые требования к учащимся – это то, что мы с вами в состоянии согласовать и соблюдать в дальнейшем.
Вопросы, на которых необходимо остановиться особо:
вычислительные навыки учащихся;
решение уравнений;
решение текстовых задач;
речевая культура учащихся.

Основным принципом, положенным в основу программы начальной школы, является принцип преемственности между 1 и 2 ступенями, который предполагает следующие направления:

Вычислительные навыки учащихся
Вычислительная культура учащихся закладывается с первых уроков математики. Поэтому самая сложная и ответственная часть работы по формированию вычислительных навыков учащихся возложена на учителей начальных классов. Это и устный счет, и умения вычислять в столбик, но прежде всего, конечно, - это ее Величество «Таблица умножения». Без нее все наши усилия сводятся к нулю.

Решение уравнений
При решении уравнений большинство выпускников начальной школы грамотно применяют правила нахождения неизвестных компонентов, правильно записывают решение уравнения. Но при выполнении проверки заметен формальный подход (часто, допустив ошибку в решении и выполнив такую «проверку», ученик автоматически записывает верное равенство, а неверный корень выписывает в ответ).
Кстати, об ответе в уравнениях. Может быть, приучать записывать ответ учеников проще начинать в начальной школе, чтобы сразу формировалась привычка, и в пятом классе детям не приходилось ломать свои представления о правильной форме записи решения уравнения. А вот проверку можно вообще оставить на черновике, научив школьников действительно, а не формально ее выполнять.

Речевая культура учащихся.
Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Традиционно учитель в России – носитель высокой культуры, образцовой родной речи.
Именно учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, - на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.

В своем фундаментальном труде «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн писал:
«Каждый период в развитии подрастающего человека – это и ступень, и переход от одной ступени к другой. Возрастные характеристики заключаются… не в статистических срезах, а в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода. По мере развития человек, овладевая в процессе обучения и воспитания содержанием культуры и затем изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется сам; но в изменении, поскольку оно является развитием данной личности, сохраняется и определенная преемственность»

Анализ посещённых уроков

Требования к современному уроку: Цели обучения формулируются на каждом уроке, учащиеся привлекаются к постановке личных целей и подведению итогов урока по достижению коллективных и личных целей.

2. Используются активные методы с привлечением инновационных технологий, применяет комплекс приёмов и средств, в том числе и авторских.

3. Используется систематически в полном объёме наглядность, ИКТ-технологии, видео и аудиозаписи.

4. Использование дополнительных источников информации.

5. Используют современные технологии (дифференциация, здоровьесбережение, проблемное обучение, проектирование и т.д.)

6. Применяет типы уроков, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся (урок-исследование, урок-диспут, урок-проект, урок- экскурсия и т.д.)

7. Достигается гармоничное единство между приобретёнными знаниями и формированием эмоционально-ценностного отношения к изучаемому предмету.

8. Используют активные формы организации деятельности детей.

9. Используют все виды контроля, знание норм оценок и формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки.

10. Привлечение учащихся к подведению итогов урока.

«Театр одного актёра»

Как
учить?

обновление
средств
обучения

Ради
чего учить?

ценности
образования

Чему
учить?

обновление
содержания

Вектор смещения акцентов обучения

Основной результат – развитие
личности ребенка на основе
учебной деятельности

Реализация деятельностного подхода

Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом

способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач

В чем проявляется достижение основных образовательных результатов?

личностных:
готовность и способ-
ность к саморазвитию:
самоопределению;
смыслообразованию;
ценностная ориентация.

метапредметных:
способность к
саморегуляции;
коммуникации;
познанию.

предметных:
система знаний
способность к полу-
чению новых знаний,
их преобразованию и
применению.

В учебном процессе это проявляется, прежде всего, как

Метапредметные результаты

Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией и учебными моделями;
использование знако-символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических операций:
сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий, подведения под понятие

Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие

Основное средство в руках учителя –
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

36

Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность

Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность


Единство требований
Развитие личности
Формирование умения учиться

Качество ведения дневников учащимися

«Трудные» предметы

5 «А»

%

5 «Б»

%

Русский язык

53%

Русский язык

57%

Математика

37%

Математика

67%

Англ.яз.

25%

Англ.яз.

35%

«Простые» предметы

5 «А»

5 «Б»

ИЗО

37%

ИЗО

38%

ОБЖ

31%

ОБЖ

22%

Музыка

48%

Музыка

57%

Спасибо за внимание!

Творческих успехов