Педсовет: «Математика через призму преемственности первой и второй ступени обучения школьников»
Рук.МО матем. и физики
Гусейнова Г.Д.
Национальная инициатива
«Наша новая школа»
Переход на новые образовательные стандарты
Развитие системы поддержки талантливых
детей
3. Развитие учительского потенциала
Изменение инфраструктуры школьной сети
Сохранение и укрепление здоровья
школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Преемственность – один из видов связи. Она существует между ступенями одного процесса.
Преемственность достигается тогда, когда работа нижней ступени (начальная школа) направлена на подготовку детей к их жизни и деятельности на следующей ступени (5 класс). Работа в 5 классе строится на основе методов и приёмов, используемых в начальной школе.
Как понимать преемственность?
Преемственность обеспечивает то, без чего невозможно дальнейшее развитие, а именно:
Включение в новое тех элементов содержания прошедшего, которые не утратили своей жизненности в новых условиях и в состоянии способствовать развитию.
2. Включение в новое тех отдельных форм старого, которые в состоянии уместить в себе иное содержание и обеспечить его развитие.
В ходе контроля была проведена следующая работа:
Посещены и проанализированы уроки в 5-х классах.
Проведена диагностика уровня обученности по математике в 5-х классах.
Проведено анкетирование учащихся и родителей 5-х классов по уровню сложности изучаемых предметов. Проверены контрольные и рабочие тетради обучающихся по математике.
Проведена проверка дневников учащихся.
Проверены классные журналы с целью контроля над осуществлением учителями повторения в начале учебного года, текущего тематического контроля, объективностью оценки знаний учащихся.
Проведён контроль за дозировкой домашнего задания.
Психологом школы проведена диагностика:
уровня мотивации обучения;
уровня развития произвольного внимания и работоспособности;
уровня развития кратковременной и долговременной вербальной памяти;
уровня развития мыслительных процессов;
уровня тревожности обучающихся;
уровня сформированности классного коллектива, анализ психологического климата в классе.
Проведены беседы с учителями-предметниками и классным руководителем 5-гокласса.
Итоги классно-обобщающего контроля
Рассмотрим пример внешней преемственности при решении задач.
При переходе от одного решения к другому происходит количественное увеличение действия, требующего осмысленного выполнения. Структура самого выполнения действия остается неизменной.
Рассмотрим алгебраический пример
внешней преемственности.
Дано выражение: а + 12, где а – любое число. Найти значения выражения с переменной.
2. Реши задачу: Цена яблок – а руб., купили 5 кг. Сколько заплатили за покупку?
1. 5а(руб.) – общее решение
2.Частное решение. а = 20, 30, …, 150. 20 · 5 30 · 5 … 150 · 5.
Внутренняя преемственность обеспечивается за счет опоры при изучении нового материала на ранее изученный.
При разработке методики изучения любого материала необходимо, с одной стороны, учитывать возможности использования знаний, полученных учениками ранее,
а с другой – возможности активного применения изучаемых сведений в ходе решения задач.
1 кл.: 1, 2, …, 9 на числовом луче
0 1 2 3
В шестом классе рациональные числа рассматривают на числовой прямой. 6 кл.:
рациональные числа
-2 -1 0 1 2 3
-2 -1 0 ½ 1 1,5 2
Рассмотрим пример алгебраического характера, когда изученный материал является основой для изучения нового материала, а изучение нового является основой для будущего:
3 класс.
2х + 5 = 11
2х = 11 – 5
2х = 6
х = 3
1 класс.
3 + 2 = 5
х + 2 = 5
х = 5 – 2
х = 3
6 класс.
(2х + 5) · 2 = 12 2х + 5= 12 : 2
2х + 5 = 6
2х = 6 – 5
2х = 1
х = 1/2
Образовательные программы.
Организация учебного процесса.
Единые требования к учащимся.
Структура уроков.
За основу данного материала я взяла третье направление - единые требования к учащимся – это то, что мы с вами в состоянии согласовать и соблюдать в дальнейшем.
Вопросы, на которых необходимо остановиться особо:
вычислительные навыки учащихся;
решение уравнений;
решение текстовых задач;
речевая культура учащихся.
Основным принципом, положенным в основу программы начальной школы, является принцип преемственности между 1 и 2 ступенями, который предполагает следующие направления:
Вычислительные навыки учащихся
Вычислительная культура учащихся закладывается с первых уроков математики. Поэтому самая сложная и ответственная часть работы по формированию вычислительных навыков учащихся возложена на учителей начальных классов. Это и устный счет, и умения вычислять в столбик, но прежде всего, конечно, - это ее Величество «Таблица умножения». Без нее все наши усилия сводятся к нулю.
Решение уравнений
При решении уравнений большинство выпускников начальной школы грамотно применяют правила нахождения неизвестных компонентов, правильно записывают решение уравнения. Но при выполнении проверки заметен формальный подход (часто, допустив ошибку в решении и выполнив такую «проверку», ученик автоматически записывает верное равенство, а неверный корень выписывает в ответ).
Кстати, об ответе в уравнениях. Может быть, приучать записывать ответ учеников проще начинать в начальной школе, чтобы сразу формировалась привычка, и в пятом классе детям не приходилось ломать свои представления о правильной форме записи решения уравнения. А вот проверку можно вообще оставить на черновике, научив школьников действительно, а не формально ее выполнять.
Речевая культура учащихся.
Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Традиционно учитель в России – носитель высокой культуры, образцовой родной речи.
Именно учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, - на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.
В своем фундаментальном труде «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн писал:
«Каждый период в развитии подрастающего человека – это и ступень, и переход от одной ступени к другой. Возрастные характеристики заключаются… не в статистических срезах, а в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода. По мере развития человек, овладевая в процессе обучения и воспитания содержанием культуры и затем изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется сам; но в изменении, поскольку оно является развитием данной личности, сохраняется и определенная преемственность»
Анализ посещённых уроков
Требования к современному уроку:Цели обучения формулируются на каждом уроке, учащиеся привлекаются к постановке личных целей и подведению итогов урока по достижению коллективных и личных целей.
2. Используются активные методы с привлечением инновационных технологий, применяет комплекс приёмов и средств, в том числе и авторских.
5. Используют современные технологии (дифференциация, здоровьесбережение, проблемное обучение, проектирование и т.д.)
6. Применяет типы уроков, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся (урок-исследование, урок-диспут, урок-проект, урок- экскурсия и т.д.)
7. Достигается гармоничное единство между приобретёнными знаниями и формированием эмоционально-ценностного отношения к изучаемому предмету.
9. Используют все виды контроля, знание норм оценок и формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки.
Как
учить?
обновление
средств
обучения
Ради
чего учить?
ценности
образования
Чему
учить?
обновление
содержания
Вектор смещения акцентов обучения
Основной результат – развитие
личности ребенка на основе
учебной деятельности
Реализация деятельностного подхода
Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач
В чем проявляется достижение основных образовательных результатов?
личностных:
готовность и способ-
ность к саморазвитию:
самоопределению;
смыслообразованию;
ценностная ориентация.
метапредметных:
способность к
саморегуляции;
коммуникации;
познанию.
предметных:
система знаний
способность к полу-
чению новых знаний,
их преобразованию и
применению.
В учебном процессе это проявляется, прежде всего, как
Метапредметные результаты
Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией и учебными моделями;
использование знако-символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических операций:
сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий, подведения под понятие
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Основное средство в руках учителя –
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ
36
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Единство требований
Развитие личности
Формирование умения учиться
«Трудные» предметы
5 «А» | % | 5 «Б» | % |
Русский язык | 53% | Русский язык | 57% |
Математика | 37% | Математика | 67% |
Англ.яз. | 25% | Англ.яз. | 35% |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.