презентация "ЕКСПО-2017"

  • Научно-исследовательская работа
  • pptx
  • 28.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Что в имени тебе моем.pptx
«Что в имени  тебе моем?» На анализе имени известного  деятеля  Узбекали  Жанибекова   Буквенный анализ имени  Узбекали Жанибекова Работа ученика 3 «А» класса  ОСШ № 19 им.У.Жанибекова Амангелды  Аслана Руководитель: Байбагысова Г.Д.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  Изучить значение имени Узбекали Жанибекова;  показать влияние его имени на его характер и  становление личности, взаимосвязь имени  и судьбы.  Наши задачи: 1. Выяснить, действительно ли слово  является своего рода оружием.   2.Может ли слово, как имя, повлиять на характер  человека.  3. Найти чёткое определение понятия «имя».   4. Узнать о влиянии имени на жизнь и характер  человека.  5. Изучить литературу по теме.   Объект исследования: имя и судьба У.Жанибекова
ВВЕДЕНИЕ  Известный мыслитель своего времени А.Ф.Кони  говорит: «Слово — одно из величайших орудий  человека. Бессильное само по себе, оно  становится могучим и неотразимым, сказанное  умело, искренне и вовремя. Оно способно  увлекать за собой самого говорящего и  ослеплять его и окружающих своим блеском».   Через слово мы определяем интеллект человека.
Исследования ученых, которые определили  порядок приоритетов различных жизненных  ценностей Вот как эти ценности отражаются в  речи: 1­е место – «Я» 2­е место – «Имя» 3­е место – «Хочу» ­ желания и  интересы человека и т.д. Далее мы свяжем вместе «Я» и «Имя».
ИСТОРИЯ ИМЕНИ  Имя, как и слово, является «программным ключом»  (действий и событий), говоря «компьютерным  языком». Поэтому люди, посвященные в таинство  имени, всегда скрывали свои настоящие имена, или  брали двойные имена, например, Кудай+берген,  Ол+жас, Аман+келды  На судьбу человека влияет многое: время и место  рождения, личность родителей, воспитание,  здоровье, характер. Важную роль играет и имя,  которое родители дали своему ребенку. Правильный  выбор имени может предопределить судьбу ребенка.
* Мы провели анкетирование. Выяснилось, что  есть ребята, которые чётко не знают, что значит  имя человека. Поэтому мы заглянули в словарь  В.И.Даля: «Имя – это слово, которым зовут,  обозначают личность».  «Существует тайная и  необъяснимая гармония между именем человека  и событиями его жизни».  Имя ребенку  по казахской традиции давал дед  или всеми уважаемая личность, чтобы малыш в  будущем вырос таким же знатным. Современная  казахская система наречения именами состоит из  имени и фамилии, например: Алма Сатаева,  Асан Назарбаев. Многие имена казахов являются  по своему происхождению древнетюркскими.
• Узбекали Жанибеков   родился 28 августа 1931года   в селе Сарыкамыс  Отырарского района ЮКО.  Ребенка нарекли  в честь  самого уважаемого аксакала  в ауле –Озбека. Отец – Жанибек Кудиярулы и мать­  Каныш Томашкызы  занимались полеводством.  Отец очень рано умер, мать  была отдана в жены своему  деверю Сериму Сейтбекулы.   Когда ребенку исполнилось  7лет умерла мама. Ребенок  воспитывался у приемных  родителей.
Вернемся к его фамилии –Жәнібеков.  В русском  варианте –Жанибеков. Имя дается  ребенку ,чтобы жизнь  и душа его были крепкими,  жизнь удачная и долгая. В словаре имен дается такое значение этого имени ЖАНИБЕК ­ В переводе с персидского и  казахского языков компонент жан означает ­  дыхание; душа, жизнь.. Слово бек – могучий,  сильный, непреступный, крепкий. В прошлом титул  бек использовали отдельно от имени, он давался  султанам, имеющим власть лицам. В наше время  слово бек служит частью многих имен.
ЗНАЧЕНИЕ БУКВ В ИМЕНИ  Каждая буква собственного имени человека  – это набор конкретных личностных  особенностей. Все они оказывают влияние  на формирование характера, но одни – в  большей, а другие – в меньшей степени.  «Иерархия» определяется взаимным  расположением букв в имени.  Наибольшее влияние на личность  оказывают первая и последняя буквы, а  также первая гласная в имени.
ӨЗІ + БЕК + ӘЛІ • Скорее всего первоначально имя аксакала звучала в  казахской вариации как Өзі+ бек. Что означает   изначально ӨЗІ – Сам.  БЕК ­ В тюркских языках  формы слова бек, например, турецкий бей, киргизский  бий (судья) заставляют искать его сходство с  термином или титулом бай, что означает "князь",  "богатый". Әли – с арабского языка означает высокий,  величайшии, пик.  • В ходе речевой фонетической синкопы происходит  выпадение буквы І, и имя остается как ӨЗБЕКӘЛІ, в  русском произношении Узбекали. Исходя из  приведенных выше примеров мы делаем вывод, что  имя Өзбекәлі ­ означает сам высший господин.
На основе изложенного выше материала можно  попытаться почувствовать вибрацию его имени и  понять свое назначение в жизни: • У — богатое и  активное воображение,  великодушие,  способность к  сопереживанию,  постоянное стремление  добиваться все более  высокого духовного  уровня, напоминание о  том, что в жизни  существует правда. • Начал трудовую биографию  с учительства. И как учитель  переживал за     судьбу  каждого своего     ученика. Стремился к достижению  высоких целей: возрождение   национальной культуры , языка  , обычаев и традиций  казахского народа.
 3 —  сильное  вообра  жение и       интуи­  ция  Его сильное воображение и интуиция  позволили ему показать необходимость  в создании и организации фольклорных  ансамблей. При его поддержке в  Аркалыке были открыты филармония,  историко­краеведческий музей,  педагогический институт, фольклорно­ этнографический ансамбль «Шертер»,  музыкально­драматический театр. В  Алматинской области ­ мавзолеи  Жамбыла и Суюнбая, музей акына  Умбетали, фольклорно­ этнографический ансамбль «Адырна» и  ансамбль народного танца «Алтынай».
• Б —  романтизм,  постоянство  и прочность  в  отношениях  с людьми,  инициатива и  способность  к преодоле­ нию  трудностей. • Это был человек , который  стремился объять необъятное. • Он был одним из инициаторов  возрождения всенародного праздника  Наурыз. • Несмотря на все трудности, при его  инициативе из Эрмитажа возвращен на  родину Тай казан. • Он был основоположником  фольклорно­этнографических  ансамблей как хранителей устной  музыкально­поэтической традиции
 Е — стремление  к  самовыражению,  потребность к  взаимному  обмену идеями,  склонность к  роли посредника  в конфликтных  ситуациях,  проницательност ь, интуитивное  понимание мира  тайного и  непонятного.  С 1955 года в возрасте 24 лет он начал работать на высших руководящих должностях:  секретарь Чимкентского обкома комсомола Казахстана.  возглавлял комсомольскую организацию Казахстана.  министр культуры республики. Он решал очень много разных споров и конфликтов  секретарь Тургайского областного комитета КП Казахстана.  заведующий отдела по связям с зарубежными странами ЦК КП Казахстана.  заместитель министра культуры Казахской ССР,
 К —  выносливость,  сила и  крепость духа,  умение хранить  тайны,  исключитель­  ная  проницатель­ ность, главный  жизненный  принцип: «все  или ничего».  В 1990 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Будучи министром культуры помог участникам ансамбля «Шертер» получить жилье, полностью поддерживал начинающих артистов, вспоминает Абжан Сарсенбаев- домбрист ансамбля «Шертер».  Был очень проницательным и требовательным руководителем
• А — символ  начала, сила и  желание что­то  начать и  осуществить,  стремление к  духовному и  физическому  комфортному  состоянию. • Гайникен Бибатарова /замминистра культуры /в воспоминаниях говорит, что он был очень трудолюбивым человеком. Не считался со временем. Каждая статья, издаваемая в журнале, проходила через его «черные ножницы» , которыми он безжалостно вырезал фальш. • Он считал, что люди вокруг него во всем должны чувствовать уют и комфорт: в чтении
 Л — утонченное  понимание прекрасного,  незаурядные  артистические и  художественные  способности, желание  поделиться знаниями и  ощущениями с  партнером,  предупреждение о  недопустимости  прожигания жизни  впустую и необходимости  поиска своего истинного  назначения в жизни.  Узбекали Жанибеков сам участвовал в создании различных шедевров национальной культуры  Айман Мусаходжаева вспоминает: «Это был человек созидатель, новатор. Перед моим выступлением на концерте , когда я одела черное платье, он сказал мне: «Айман, одень светлое платье, ты должна привлекать зрителя». Он уделял внимание каждой мелочи перед нашим выступлением. Видел нас глазами зрителя, слушателя, народа.
 «Двери нашего дома никогда не  закрывались на ключ»,­  вспоминает его сестра Айганым.   Несмотря на его строгость,  требовательность, на холодный  взгляд, который пронизывал тебя  до конца, он был очень добрый и  гостеприимный. Он очень любил  народную музыку и любил петь.»  Он хотел создать национальный   аул в первоначальном виде.  И —  утонченность,  чувствительно сть, доброта,  устремлен­  ность к  гармонии с  окружающим  миром,  романтическая  мягкая натура.   
ВЫВОД ПО ТЕМЕ  богатое и       сильное вообра­ жение   и     интуиция, романтизм,    выносливость, сила и крепость духа,  утонченное понимание прекрасного,  незаурядные артистические и  художественные способности,  гармония с окружающим миром,  романтическая мягкая натура –эти  основные качества первоначально  заложены в буквах  его имени и  способствовали становлению его  ЛИЧНОСТИ У З Б Е К А Л И
 Результаты нашей работы могут быть  использованы как дополнительный материал  при изучении истории, традиций казахского  народа, на факультативных уроках, в работе  кружков.  И в конце хочется сказать, какие бы имена  мы не носили, мы остаемся хозяевами своей  судьбы. Только от нас зависит какой след  оставит наше имя на земле.