Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Оценка 4.8
Семинары
pptx
Междисциплинарный 3
8 кл—11 кл +1
13.02.2017
Система формирования приёмов и навыков включает следующие этапы:
объяснение учителем приемов учебной работы и важнейших мыслительных операций;
применение памяток-предписаний с перечнем конкретных шагов действий (по алгоритму);
использование серии однотипных заданий с возрастающей сложностью при самостоятельной работе с источником;
выход на самостоятельное составление и систематическое применение логических схем, позволяющих анализировать и характеризовать исторические явления, а также обобщать и систематизировать полученные знания.
Мы не можем пройти мимо того факта, что новые образовательные технологии стремительно входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет учебный процесс, как для учащихся, так и для нас самих.
Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.
презентация к семинару по докладу..pptx
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
ФОРМИРОВАНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ
ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ .
М А Т Е Р И А Л П О Д Г О Т О В Л Е Н
У Ч И Т Е Л Е М И С Т О Р И И И
О Б Щ Е С Т В О З Н А Н И Я
К А Д Е Р Л Е Е В О Й Н . А
« С Р Е Д Н Я Я Ш К О Л А № 5 3 »
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
«В деле обучения и
воспитания, во всем
школьном деле ничего
нельзя улучшить, минуя
голову учителя. Учитель
живет до тех пор, пока
он учится. Как только
он перестает учиться, в
нем умирает учитель».
К.Д.Ушинский
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Необходимо формирование интеллектуальных
компетенций следующих видов :
планирование и
планирование и
прогнозирование,
прогнозирование,
контроль и оценка;
контроль и оценка;
установление учащимися связи
установление учащимися связи
между результатом учения и тем,
между результатом учения и тем,
что побуждает деятельность;
что побуждает деятельность;
общеучебные, логические
общеучебные, логические
учебные действия
учебные действия
поиск и выделение необходимой
информации
рефлексия способов и условий
рефлексия способов и условий
действий;
действий;
анализ объектов с целью
анализ объектов с целью
выделения признаков;
выделения признаков;
установление причинно –
установление причинно –
следственных связей;
следственных связей;
формулирование проблемы;
формулирование проблемы;
построение логической
построение логической
цепочки рассуждений;
цепочки рассуждений;
самостоятельное создание
самостоятельное создание
способов решения проблем
способов решения проблем
творческого и поискового
творческого и поискового
характера.
характера.
выдвижение гипотез и их
выдвижение гипотез и их
обоснование;
обоснование;
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Интерактивные методы
•
•
все учащиеся оказываются вовлечёнными в
процесс познания
ученик чувствует свою успешность, свою
интеллектуальную состоятельность, что
делает продуктивным сам процесс обучения.
• ИКТ способны стимулировать
познавательный интерес к истории, придать
учебной работе проблемный, творческий
характер, способствовать обновлению
содержательной стороны предметов,
• индивидуализировать процесс обучаемости и
развивать самостоятельную деятельность
школьников.
• развивает саму познавательную
деятельность, переводит её на более высокие
формы кооперации и сотрудничества.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся:
•
•
критически мыслить,
решать сложные проблемы на основе анализа
обстоятельств и соответствующей информации,
взвешивать альтернативные мнения, принимать
продуманные решения,
участвовать в дискуссиях, общаться с другими
людьми.
•
•
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Проектная
деятельность
• Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект
будет востребован.
• Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности
приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы,
способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют
целеустремлённость и настойчивость.
• Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого
потенциала обучающихся.
• Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе
самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и
компетентного.
• Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным
элементом в организации самостоятельной работы учеников.
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Работа в группах.
продуктивность
работы,
сплоченность;
преобладание
хорошего
настроения;
Работа группы, ее
внутренне
самоуправление
позволяет развивать
самооценку учеников.
способность к
диалогу,
помощи и
сотрудничеств
у;
признание
права иметь
свое мнение
каждому
ученику.
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Игра.
• Игровые ситуации используются на разных этапах
урока. Они предполагают активное творчество
учащихся.
• Игры помогают не только в достижение
образовательных целей, но и в установлении добрых,
неформальных отношений в классе.
• Игра дает возможность поставить ребенка в ситуацию
успеха, а это является мощным средством
стимулирования учебной деятельности, развитие
познавательной активности.
• Во время игры иногда происходит как бы
перераспределения лидерства в классе. Если на
традиционных уроках преуспевает ученик, который
много знает и умеет, то в игре победителем часто
оказывается тот, «у кого больше развито
воображение, кто умеет видеть, наблюдать, быстрее и
точнее реагировать в игровой ситуации», кто не
просто располагает «хорошей кладовой памяти», но
может с умом воспользоваться ее богатством.
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Мозговой штурм.
Ученики могут высказывать любые мнения,
точки зрения, которые помогут выйти из
тупиковой ситуации.
Организация такой деятельности должна
основываться на определенных правилах:
• на обдумывание решений конкретной
проблемы выделяется маленький
промежуток времени, не более 2
минут;
• предлагаемые способы разрешения
ситуации нельзя критиковать,
оценивать;
• отбираются и анализируются
наиболее подходящие решения.
Данный прием, познавательную
самостоятельную активность делает
максимальной.
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Метод «Развития
критического
мышления через
чтение и письмо»
Базируется на трех стадиях «вызов –
осмысление – рефлексия».
• На стадии вызова в сознании учеников
актуализируются имеющиеся знания
и представления о предмете
изучения. Поскольку при этом
сочетаются индивидуальная и
групповая форма работы,
деятельность школьников
активизируется, формируется
познавательный интерес.
• На стадии осмысления ученики
вступают в контекст с новой
информацией, систематизирует
сведения, соотносятся их с
собственными знаниями.
• На стадии размышления происходит
целостное осмысление, обобщение и
присвоение полученной информации,
выработка собственного отношения к
изучаемому материалу.
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Буржуазная,
промышленная
Требовать,
изменять,
применять
Революция – это
коренной
переворот в жизни
общества
Если бы не было революций, то
наша жизнь была скучной.
На уроках истории и обществознания на этапе рефлексии, обобщения
Написание
синквейна
применяю метод «Синквейна».
Революци
я
Синквейн (от фр. cinquains,
англ. cinquain) — это творческая
работа, которая имеет короткую
форму стихотворения, состоящего
из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое
стихотворение, а стихотворение,
написанное по следующим
правилам:
1 строка – одно существительное,
выражающее главную тему
cинквейна.
2 строка – два прилагательных,
выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола,
описывающие действия в рамках
темы.
4 строка – фраза, несущая
определенный смысл.
5 строка – заключение , фраза или
предложение (ассоциация с
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Написание кластера
Кластер также дает
возможность учителю
получить «обратную
связь» от каждого
ученика. Уроки с
использованием приемов
данной технологии
проходят живо и
интересно. Например,
оформление кластера по
теме: «Средства массовой
информации: между
властью и гражданским
обществом»
От чего
зависит?
От чего зависит?
Культура
Чьи интересы
защищает?Чьи
интересы
представляет?
Развлека
тельные
От чего
зависит?
От чего зависит?
Политические
Чьи интересы
защищает?
Чьи интересы
представляет?
СМИ
Чьи интересы
защищает?
От чего зависит?
Специализи
рованные
интересы предс
тавляет?
От чего
зависит?
От чего зависит?
Образование
Чьи интересы
защищает?
Чьи интересы
представляет?
Информа
ционные
От чего
зависит?
От чего зависит?
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Мультимедийные
уроки.
у
ресурсов,
образовательных
Формировать
учащихся информационную
компетентность позволяет использование на
занятиях электронных учебников,
учебных
энциклопедий, медиатеки
электронных
цифровых
мультимедийных учебных пособий. Такие
элементы социального опыта как практические
умения, нормы поведения в типовых ситуациях
передаются через демонстрацию образцов и
упражнения электронных интерактивных
тренажеров.
демонстрации,
четкость
инструкций
обеспечивают усвоение образцов поведения.
Использование
средств
обучения освобождает учителя от обязанности
быть единственным источником знаний,
он
выступает инициатором проблемных вопросов,
организатором самостоятельной работы учащихся
и обсуждения ее результатов, консультантом,
помогающим преодолеть текущие затруднения
при работе с новыми средствами обучения.
комментариев
новых
электронных
Наглядность
и
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Дискуссия.
Другой формой обучения, которая может развивать умение логично, доказательно
отстаивать свою точку зрения является дискуссия. Дискуссия – это беседа,
организуемая ведущим, когда у участников по какойлибо проблеме имеются
разные точки зрения. Например: «Смертная казнь: за или против?» Учащиеся
приходят к различным выводам, каждый доказывает свои позицию.
Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие,
«пропускает» через себя иную точку зрении и, в конце концов, соглашаются,
что лишать жизни человека ни при каких условиях нельзя, т.к. это
естественное право и дано каждому человеку от рождения. Элемент дискуссии
необходимо включать на всех этапах урока, ведь искусство дискуссировать,
отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта, у наших учащихся
развито еще слабо.
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Поисковая деятельность.
Поисковая деятельность –
это особый вид
деятельности. Она
позволяет учащимся внести
свои, пусть и небольшой, но
реальный вклад в развитие
отечественной истории,
приобрести набор знаний,
умений и навыков, которые
пригодятся им в будущем.
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Модульная (блочная) организация
подачи материала:
лекция (урок изучения нового материала),
семинар, исследование, лабораторная работа (уроки
совершенствования знаний, умений, навыков),
коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки
знаний и умений).
Существенные элементы модульной
технологии:
блочное (модульное) построение учебного
материала;
мотивация учебной деятельности на основе
целеполагания;
преобладание самостоятельной работы учащихся
над документами на уроках истории;
организация самоконтроля и внешнего контроля
учебной деятельности на основе рефлексии ученика
и учителя.
Традиционные методики преподавания
применяются в репродуктивной
образовательной модели, модульная технология
способствует формированию творческой,
самостоятельно мыслящей личности.
При закреплении материала можно предложить
учащимся создать проект — компьютерную
презентацию.
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Многоуровневое обучение
Учёт индивидуальных
типологических
особенностей учащихся
(черт характера,
способностей,
темперамента);
Умение составлять
психологическую
характеристику детей
(тип мышления,
особенности памяти и
др.);
Анализ имеющегося
опыта школьников,
накопленных ими
знаний и умений;
Учёт направленности
личности (потребностей,
мотивов, ценностей).
Успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность
выбора учеником уровня обучения, полное усвоение базового компонента
образования, отношение к ученику как субъекту деятельности, наличие
промежуточного дифференцированного контроля, использование разнообразных
форм работы.
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Технология
развивающего
образования.
составление плана,
сравнительных таблиц,
за каждым видом мыслительной деятельности
стоят соответствующие учебные приёмы :
•
•
• определение понятия, пересказ и др.
Система формирования приёмов и навыков
включает следующие этапы:
• объяснение учителем приемов учебной
работы и важнейших мыслительных
операций;
• применение памятокпредписаний с
перечнем конкретных шагов действий
(по алгоритму);
• использование серии однотипных
•
заданий с возрастающей сложностью
при самостоятельной работе с
источником;
выход на самостоятельное
составление и систематическое
применение логических схем,
позволяющих анализировать и
характеризовать исторические
явления, а также обобщать и
систематизировать полученные знания.
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
новые
функциональные,
качества
полноценным,
Мы не можем пройти мимо того факта,
образовательные
что
технологии стремительно входят в
нашу жизнь. И чем быстрее мы
обратимся к ним, оценим их значение и
выработаем методику их применения, тем
более
познавательным,
увлекательным будет учебный процесс,
как для учащихся, так и для нас самих.
Формирование интеллектуальных
компетенций школьников на уроках
истории
дает
и
ученика
возможность
способного
обучаемого,
самостоятельно
учиться,
в течение жизни,
переучиваться
имеющего
возможность
использовать
деятельностные
на
овладевшего
практике,
новыми
умениями и
компетенциями.
обществознания
подготовить
успешно
знаниями,
Презентация-Формирование интеллектуальных компетенций школьников на уроках истории и обществознания .
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.