Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики " предназначена для учителей начальных классов, работающих по УМК "Перспективная начальная школа". В презентации представлены виды коммуникативных действий, направления развития коммуникативных действий, методы и приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики.
МБОУ «СОШ №29»
им. И. Г. Михайлова
Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий на уроке
математики.
Учитель начальных классов:
Рогова Светлана Яковлевна
• УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ – ЭТО ДЕЙСТВИЯ,
– ЭТО ДЕЙСТВИЯ,
ДЕЙСТВИЯ
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОВЛАДЕНИЕ
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОВЛАДЕНИЕ
КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ,
КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ,
СОСТАВЛЯЮЩИМИ ОСНОВУ
ОСНОВУ
СОСТАВЛЯЮЩИМИ
УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ..
УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ
Универсальные учебные
действия
личностные
коммуникативные
действия
регулятивные
познавательные
Коммуникативные действия обеспечивают:
• социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнеров по общению или
деятельности;
• умение слушать и вступать в диалог;
• участвовать в коллективном обсуждении
проблем;
•интегрироваться в группу сверстников ;
• строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий
• инициативное сотрудничество;
• планирование учебного сотрудничества;
• взаимодействие;
• управление коммуникацией.
Инициативное сотрудничество
• умение ставить вопросы, обращаться за
помощью, формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• проявлять активность во взаимодействии
коммуникативных
для
познавательных задач.
решения
и
Планирование учебного сотрудничества
• умение задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
• определять цели, функции участников,
способы взаимодействия;
• договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие
• умение формулировать собственное мнение и
позицию, задавать вопросы;
• строить понятные для партнера высказывания;
• строить монологичное высказывание;
• вести устный и письменный диалог в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка,
слушать собеседника.
Управление коммуникацией
• умение определять общую цель и пути её достижения;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
• оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с
позициями партнеров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
• прогнозировать возникновение конфликтов при
наличии разных точек зрения;
Основные формы учебной коммуникации
Монологические формы
речевой коммуникации
Выступать с заранее
подготовленной речью
Диалогические формы речевой
коммуникации
Учебная беседа учителя и
ученика
Учебная беседа в парах
Учебная беседа в группах
Дискуссия
Рассказывать
Пересказывать
Спрашивать и задавать
вопросы
Доказывать и опровергать Ответы на вопросы
Отвечать на вопросы,
критиковать
Защита проекта
Значение коммуникативных УУД
• влияют на учебную успешность;
• адаптация ребенка к школе;
• ресурс эффективности и благополучия его
будущей взрослой жизни.
Направления развития
коммуникативных умений.
1 . Развитие устной научной речи и
развитие комплекса умений.
Задания, сопровождающиеся инструкциями
«Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой
ответ».
2. Система заданий для организации общения
учеников в паре или группе
Коммуникативные УУД формируются,
когда:
• ученик учится отвечать на вопросы;
• ученик учится задавать вопросы;
• ученик учится вести диалог;
• ученик учится пересказывать сюжет;
• учащихся учат слушать – перед этим
учитель обычно говорит: «Слушаем
внимательно».
Организация на уроке парной работы
учащихся
• методика совместной работы в парах сменного
состава по карточкам;
• методика совместной работы в паре по
вопроснику;
• методика взаимообмена заданиями.
Методы и приёмы для работы в паре
• Методы: словесные, наглядные, практические,
поощрение.
• Работая в паре, учащиеся выполняют задания
репродуктивного характера в игровой форме,
проигрывают ситуации, предложенные в заданиях,
сравнивают результаты, объединяют найденные
решения комбинаторных задач, приобретают
навыки проверки результатов, придумывают
задания друг для друга, работают по образцу.
Правила устного общения:
• распределять роли;
• говорить по очереди, не перебивая друг друга;
• слушать собеседника;
• устанавливать контакт;
• проявлять сдержанность, умение корректно
указать на ошибки, если они есть;
Групповая работа
Совместная деятельность в группе:
1). Дети распределяют роли,
2). Определяют функции каждого члена
группы,
3). Планируют деятельность.
Виды работы в группе
• «Уроксоревнование».
• «Задания для девочек и мальчиков».
• Соревнование по рядам.
• Карточки с заданиями.
• Практическая работа.
Основу формирования коммуникативных
составляет опыт человеческого
УУД
общения во всех его формах.
Общение – неотъемлемая часть любого
урока, поэтому формирование
коммуникативных универсальных учебных
действий учащихся ведет к повышению
качества учебновоспитательного процесса.