Что такое учебные ситуации? Что такое учебное сотрудничество? Через какие уровни оно реализуется? Через какие приёмы и формы работы можно формировать УУД в основной школе? Какие критерии оценивания можно применять на уроках? Всё это отражено в презентации для учителей русского языка и литературы.
универсальных учебных действий
универсальных учебных действий
у обучающихся на уроках
у обучающихся на уроках
«Формирование
«Формирование
литературы».
литературы».
Учитель русского языка и
литературы
МБОУ «Таушинская ООШ»
Азанова Л.С.
Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют
ускоренного совершенствования образовательного
пространства, определения целей образования,
учитывающих и государственные, социальные и личностные
потребности и интересы. В связи с этим приоритетным
направлением становится обеспечение развивающего
потенциала новых образовательных стандартов. Системно –
деятельностный подход, лежащий в основе разработки
стандартов нового поколения, позволяет выделить основные
результаты обучения и воспитания и создать навигацию
проектирования УУД, которыми должны владеть учащиеся.
Познавательные
Личностные
Универсальные
действия
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные результаты являются фактором развития
мотивационных ресурсов учащихся;
Метапредметные (инструментальные) – освоенные
обучающимися на базе нескольких или всех учебных
предметов способы деятельности, применимые как в
рамка образовательного процесса так и в реальных
жизненных ситуациях.
Предметные (когнитивные) результаты выражаются в
усвоении обучаемыми конкретных элементов социального
опыта изучаемого в рамках отдельных предметов
Системно – деятельностный подход
определяет необходимость представления нового
материала через развёртывание последовательности
учебных задач, моделирования изучаемых процессов,
использования различных источников информации, в
том числе информационного пространства сети
Интернет, предполагает организацию учебного
сотрудничества различных уровней:
Учитель – ученик
Ученик – ученик
Ученик – группа.
Учебная ситуация
– это такая особая единица учебного
процесса, в которой дети с помощью
учителя обнаруживают предмет своего
действия, исследуют его, совершая
разнообразные учебные действия,
преобразуют его, например,
переформулируют, или предлагают своё
описание и т.д., частично запоминают.
Методы развития критического
мышления
«Мозговой штурм»
«ИНСЕРТ»
«Ролевая игра»
«Свободное письмо»
«СИНКВЕЙН»
«Толстый и тонкий вопросы»
Прогнозирование с помощью открытых вопросов
«Кластер»
Традиционная система
Системнодеятельностный
Комбинированный урок
подход
Урок постановки учебной задачи
Урок по ознакомлению учащихся
Урок решения учебной задачи
с новым материалом
Урок закрепления и повторения
Урок
моделирования
и
знаний
Урок
обобщения
преобразования модели
Урок решения частных задач с
и
систематизации изученного
Урок выработки и закрепления
умений и навыков
Урок проверки знаний и разбора
проверочных работ
применением открытого способа
Урок контроля и оценки
приемы осмысления текста в
ознакомительном чтении
Формы выполнения задания:
работа индивидуальная и в парах.
Описание задания: учащимся предлагается текст, определённые
фрагменты которого отмечены символами, обозначающими
необходимость выполнения соответствующего приёма. Содержание
приёма разъясняется по ориентировочной карточке.
Учащимся надо:
прочитать текст и в местах, отсеченных символами, записать
содержание использованных приёмов осмысления текста;
придумать заголовок к тексту;
составить план текста;
подобрать эпиграф к тексту;
критерий оценивания:
адекватное использование приёма
осмысления текста;
выделение основной идеи текста в
виде заголовка и эпиграфа;
корректное составление плана
текста.
В этот переходный период происходит
следующие изменения:
а) замедляется темп познавательной деятельности, на
выполнение работы школьникам требуется больше времени;
дети чаще отвлекаются, часто меняется настроение (вплоть
до капризов, раздражения); следовательно, педагогу
необходимо искать щадящие методы и формы
взаимодействия;
б) отношение учитель – ученик, учитель – родитель зачастую
становятся ситуативным (касаются в основном вопросов
успеваемости и поведения). Учитель основной школы часто
переносит методы обучения, формы взаимодействия со
старшими школьниками на 10 – 12 – летнего ребёнка.
Например, изучение темы «Сказки» (А.С.
Пушкин, В. Жуковский, Х. Андерсен).
Формируются универсальные учебные действия обучающихся:
исследовательское чтение с остановками;
подробный и краткий пересказ;
самостоятельное формулирование отличий авторской сказки от
фольклорной;
оформление записей в виде плана;
собирание материала для характеристики персонажей, заполнение таблиц;
корректировка собственный действий;
творческая мастерская по созданию отзыва о прочитанной книге;
письменная работа с использование предложенных клише;
индивидуальные и совместные действия по анализу эпизода;
составления словаря темы;
самостоятельное подведение итогов.
Достижение учиться, предполагает полноценное освоение всех компонентов
учебной деятельности:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и задачи.
Для этого учитель использует активные методы и приемы, позволяющие на уроке:
Формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
Учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.
Обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или
иных ситуаций.
Продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать
проявлять свою индивидуальность.
Урок «Сочиняем сказку»
Цель: развитие читательского воображения на основе
овладения приёмом сочинения оригинального текста,
формирование интереса к чтению и книге, овладение приёмом
антиципации.
Описание задания: учащимся предлагается на основе
опорных слов создать оригинальный текст типа
(сказку). Сказка создаётся в группе в результате
совместного обсуждения и затем представляется
классу. Для создания мотивации можно использовать
приём организации соревнования между группами –
командами.
Задания:
Бином фантазии. Учащимся предлагается сочинить сказку с использование двух
произвольно и независимо друг от друга взятых слов. Двум детям (по желанию)
предлагается произнести любое слово так, чтобы его никто не слышал кроме учителя.
Затем эти два слова учитель записывает на доске, и ученики по группам сочиняют истории,
в которых эти два слова обозначающие предмет или понятие, были бы связаны общим
смыслом и играли главную роль. Каждая группа сочиняет свою сказку и потом
представляет её всему классу. Учитель выполняет организующую функцию и стимулирует
активность детей. Сказка оценивается общим открытым голосованием учащихся.
Изменение известной сказки с использованием произвольно взятого слова
(существительного). Один из учеников называет произвольно взятое слово.
Инструкция: учитель называет одну из хорошо известных ребятам сказок. Им нужно изменить
эту сказку так, чтобы названный предмет играл в ней решающую роль, например, изменил
бы ход событий. Учащиеся в своих группах придумывают версии сказки и представляет их
классу.
Сочинение сказки с опорой на свойство предметов и материалов, например,
«Хлебный город», « Стеклянный город», « Кисельные реки».
Инструкция: учитель называет два слова (Хлебный город). Учащиеся должны
ответить какими свойствами обладает этот материал (хлеб), и придумать, какие
события из – за этого могут происходить в сказочном городе. Ребята учатся выделять
существенные свойства предметы и опираться на них в своём повествовании.
Салат из сказок. Задание направлено на формирование способности учащихся
выделять существенные личностные качества героя сказки и прогнозировать
возможное их влияние на развитие событий во взаимоотношениях с другими
персонажами. Учащимся предлагается ввести в одну сказку персонажа из другой
сказки.
Инструкция: учащиеся должны придумать, что мог бы совершить герой сказки
(называется имя сказочного персонажа), оказавшийся в другой сказке ( называется
сказка). Какие отношения у него сложились бы с другими героями сказки? Как стали
бы развиваться события? Что изменилось бы? Чем закончилась бы сказка?
Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и
оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном
Выделение главных мыслей текста.
фонде каждого народа.
Задание:
56 класс.
Найти к каждой пословице предложения,
выражающие ее мысль.
Пословицы.
У короткого ума длинный язык.
Глаза – зеркало души.
В своем болоте и лягушка поет.
Предложения.
По выражению глаз можно узнать о
характере человека.
Дома, как на родине, живется легче,
веселее, чем в чужом краю.
Болтливый человек не бывает умным.
Вырази содержание текста 12
предложениями.
Закончи мысль, которая заключена в тексте:
С ночного промысла возвращается усталый
зайчишка – беляк. Много врагов у маленького
зайчишки. Гонялась за ним хитрая лисица, пугал
страшный филин, ловила разбойница – рысь. От
всех врагов ушел маленький зайчик
Прочитай басню, какая народная
мудрость спряталась в басне?
Придумай для текста такое
название, чтобы в нем отразилась
главная мысль, используя
пословицу.
Закончи мысль, которая заключена в тексте:С ночного промысла возвращается усталый зайчишка – беляк. Много врагов у маленького зайчишки. Гонялась за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница – рысь. От всех врагов ушел маленький зайчик Выделение главных мыслей текста. Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа.Задание: 56 класс. Найти к каждой пословице предложения, выражающие ее мысль.Пословицы.У короткого ума длинный язык.Глаза – зеркало души.В своем болоте и лягушка поет.Предложения.По выражению глаз можно узнать о характере человека.Дома, как на родине, живется легче, веселее, чем в чужом краю.Болтливый человек не бывает умным.Придумай для текста такое название, чтобы в нем отразилась главная мысль, используя пословицу.Прочитай басню, какая народная мудрость спряталась в басне?Вырази содержание текста 12 предложениями.
Включение воображения
Читай текст и воображай, что ты смотришь
мультфильм.
Какими сценами тебе хотелось
бы дополнить этот текст,
если бы пришлось создать мультфильм?
Постарайся увидеть картину,
описанную в тексте.
Какие вопросы у тебя возникли?
Подумай, где находился человек,
который изобразил эту картину.
(тексты о природе)
Что вас взволновало в
данном стихотворении?
Попробуй нарисовать ее.
Придумай свою
историю на эту тему.
Преврати одно
предложение
в целый рассказ.
Закончи рассказ,
сказку.
Включение воображенияЗакончи рассказ, сказку.Преврати одно предложение в целый рассказ.Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм. Какими сценами тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм?Постарайся увидеть картину, описанную в тексте. Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину. (тексты о природе)Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать ее. Придумай свою историю на эту тему.
Побеседуй с текстом. После чтения каждого
предложения делай остановку, чтобы задать
тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай
текст целиком.
Автор дал этому тексту
название в форме
вопроса. Прочитай
текст и скажи, какое
это может быть
название. С кем из
героев ты согласен или
у тебя есть свое
мнение.
Диалог
с
текстом.
В этом тексте спрятался
один, но очень важный
вопрос. Важный, потому
что весь текст отвечает
на этот вопрос. Прочитай
текст и найди самый
главный вопрос.
Прочитай текст. Какие
вопросы возникают при
чтении текста? На какие из
них можно найти ответы в
тексте, а на какие нет?
Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это может быть название. С кем из героев ты согласен или у тебя есть свое мнение.В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди самый главный вопрос.Прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нет?
Прогнозирование
Задания.
56 класс.
1. Восстановите исчезнувшие из текста слова,
заполните пропуски в тексте:
Я люблю весну с ручьями,
… (лето) с яркими цветами,
… (осень) с ласковым дождем,
… (зиму) с горкой и катком.
2. Придумайте и напишите стихотворение о зиме,
используя предлагаемые слова для рифмовки:
… снежинки
… на тропинке
… у реки
… уголки
… дома
… зима.
3. В каких словах живет – рак?
… рак; рак …
В каких словах спрятались ноты?
…ми…; ре…; до…
Напишите слова, где спрятались числа
Например: Родина, сорока …
В каких словах растет ель?
Например: картофель, учитель, понедельник.
4. Собери рассыпанные части предложений:
Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при
малейшей опасности направляются к маминой сумке;
где Балтийское море; когда защищается; плывущие по
ледовитому океану голары хорошо знают; куда и
прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.
5. Предлагается несколько коротких рассказов.
Закончите рассказы, проявив находчивость и
остроумие.
Первый шаг к усвоению идеи автора – мысленная
обработка заголовка. Сопоставление известного с
темой заголовка рождает догадку о круге
выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы
гипотезы. Заголовок настраивает на последующий
диалог с текстом, в ходе которого происходит
постижение содержания и его главной мысли. Работая
с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события,
описываемые в тексте.
Учитель задает вопрос:
Как вы думаете, о чем пойдет речь, судя по названию
текста?
Таким образом, заголовок дает возможность понять
авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.
Вспомните заголовки:
выражающие главную мысль произведения;
сформулированные в виде вопроса;
передающие эмоциональное состояние автора;
обозначающие место, время действия или имя автора.
Определите, о какой книге пойдет речь:
история о том, как хозяин собаки по приказу барыни
утопил ее.
Сказочная история о девочке из цветочного горшка,
которой ласточка помогла найти счастье.
Приведите примеры известных вам литературных
произведений и объясните, почему автор именно
так назвал свое произведение.
Прогнозирование 5. Предлагается несколько коротких рассказов. Закончите рассказы, проявив находчивость и остроумие.Первый шаг к усвоению идеи автора – мысленная обработка заголовка. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте.Учитель задает вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет речь, судя по названию текста?Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.Вспомните заголовки: выражающие главную мысль произведения; сформулированные в виде вопроса; передающие эмоциональное состояние автора; обозначающие место, время действия или имя автора.Определите, о какой книге пойдет речь:история о том, как хозяин собаки по приказу барыни утопил ее.Сказочная история о девочке из цветочного горшка, которой ласточка помогла найти счастье.Приведите примеры известных вам литературных произведений и объясните, почему автор именно так назвал свое произведение.Задания.56 класс.1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:Я люблю весну с ручьями, … (лето) с яркими цветами,… (осень) с ласковым дождем, … (зиму) с горкой и катком.2. Придумайте и напишите стихотворение о зиме, используя предлагаемые слова для рифмовки:… снежинки… на тропинке… у реки… уголки… дома… зима.3. В каких словах живет – рак?… рак; рак …В каких словах спрятались ноты?…ми…; ре…; до…Напишите слова, где спрятались числаНапример: Родина, сорока …В каких словах растет ель?Например: картофель, учитель, понедельник.4. Собери рассыпанные части предложений:Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по ледовитому океану голары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.
Вывод
Овладение учащимися УУД на уроках литературы
характеризует способность к саморазвитию и
самосовершенствованию через сознательное присвоение
нового социального опыта. Они обеспечивают
возможность самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентности, включая умение учиться.
Это обеспечивается тем, что УУД – те обобщённые
действия, открывающие возможности мировой ориентации
учащихся не только в русском языке и литературе, но и в
строении самой учебной деятельности.