Презентация. Формирование УУД на уроках литературы

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 14.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что такое учебные ситуации? Что такое учебное сотрудничество? Через какие уровни оно реализуется? Через какие приёмы и формы работы можно формировать УУД в основной школе? Какие критерии оценивания можно применять на уроках? Всё это отражено в презентации для учителей русского языка и литературы.
Иконка файла материала ууд на уроках литературы.ppt
универсальных учебных действий универсальных учебных действий у обучающихся на уроках у обучающихся на уроках «Формирование «Формирование литературы». литературы». Учитель русского языка и  литературы  МБОУ «Таушинская ООШ»  Азанова Л.С.
Введение    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют  ускоренного совершенствования образовательного  пространства, определения целей образования,  учитывающих и государственные, социальные и личностные  потребности и интересы. В связи с этим приоритетным  направлением становится обеспечение развивающего  потенциала новых образовательных стандартов. Системно –  деятельностный подход, лежащий в основе разработки  стандартов нового поколения, позволяет выделить основные  результаты обучения и воспитания и создать навигацию  проектирования УУД, которыми должны владеть учащиеся.
Познавательные  Личностные  Универсальные  действия Регулятивные Коммуникативные
 Личностные результаты являются фактором развития  мотивационных ресурсов учащихся;   Метапредметные (инструментальные) – освоенные  обучающимися на базе нескольких или всех учебных  предметов способы деятельности, применимые как в  рамка образовательного процесса так и в реальных  жизненных ситуациях.    Предметные (когнитивные) результаты выражаются в  усвоении обучаемыми конкретных элементов социального  опыта изучаемого в рамках отдельных предметов
Системно – деятельностный подход   определяет необходимость представления нового  материала через развёртывание последовательности  учебных задач, моделирования изучаемых процессов,  использования различных источников информации, в  том числе информационного пространства сети  Интернет, предполагает организацию учебного  сотрудничества различных уровней:  Учитель – ученик  Ученик – ученик  Ученик – группа.
Учебная ситуация  – это такая особая единица учебного  процесса, в которой дети с помощью  учителя обнаруживают предмет своего  действия, исследуют его, совершая  разнообразные учебные действия,  преобразуют его, например,  переформулируют, или предлагают своё  описание и т.д., частично запоминают.
Методы развития критического  мышления  «Мозговой штурм»  «ИНСЕРТ»  «Ролевая игра»  «Свободное письмо»  «СИНКВЕЙН»  «Толстый и тонкий вопросы»  Прогнозирование с помощью открытых вопросов  «Кластер»
Традиционная система Системно­деятельностный  Комбинированный урок подход Урок постановки учебной задачи Урок  по  ознакомлению  учащихся  Урок решения учебной задачи с новым материалом Урок  закрепления  и  повторения  Урок  моделирования  и  знаний Урок  обобщения  преобразования модели Урок  решения  частных  задач  с  и  систематизации изученного Урок  выработки  и  закрепления  умений и навыков Урок проверки знаний и разбора  проверочных работ применением открытого способа Урок контроля и оценки
приемы осмысления текста в  ознакомительном чтении  Формы выполнения задания:  работа индивидуальная и в парах.    Описание задания: учащимся предлагается текст, определённые  фрагменты которого отмечены символами, обозначающими  необходимость выполнения соответствующего приёма. Содержание  приёма разъясняется по ориентировочной карточке.   Учащимся надо: ­ прочитать текст и в местах, отсеченных символами,  записать  содержание использованных приёмов осмысления текста; ­ придумать заголовок к тексту; ­ составить план текста; ­ подобрать эпиграф к тексту;
критерий оценивания:  ­ адекватное использование приёма  осмысления текста;  ­ выделение основной идеи текста в  виде заголовка и эпиграфа;  ­ корректное составление плана  текста.
В этот переходный период происходит  следующие изменения:  а) замедляется темп познавательной деятельности, на  выполнение работы школьникам требуется больше времени;  дети чаще отвлекаются, часто меняется настроение (вплоть  до капризов, раздражения); следовательно, педагогу  необходимо искать щадящие методы и формы  взаимодействия;  б) отношение учитель – ученик, учитель – родитель зачастую  становятся ситуативным (касаются в основном вопросов  успеваемости и поведения). Учитель основной школы часто  переносит методы обучения, формы взаимодействия со  старшими школьниками на 10 – 12 – летнего ребёнка.
Например, изучение темы «Сказки» (А.С.  Пушкин, В. Жуковский, Х. Андерсен). Формируются универсальные учебные действия обучающихся:  ­ исследовательское чтение с остановками;  ­ подробный и краткий пересказ;  ­ самостоятельное формулирование отличий авторской сказки от  фольклорной;  ­ оформление записей в виде плана;  ­ собирание материала для характеристики персонажей, заполнение таблиц;  ­ корректировка собственный действий;  ­ творческая мастерская по созданию отзыва о прочитанной книге;  ­ письменная работа с использование предложенных клише;  ­ индивидуальные и совместные действия по анализу эпизода;  ­ составления словаря темы;  ­ самостоятельное подведение итогов.
 Достижение учиться, предполагает полноценное освоение всех компонентов  учебной деятельности:  ­познавательные и учебные мотивы;  ­учебную цель;  ­учебную задачу;  ­учебные действия и задачи. Для этого учитель использует активные методы и приемы, позволяющие на уроке:  Формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.  Учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.  Обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или  иных ситуаций.  Продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать  проявлять свою индивидуальность.
Урок «Сочиняем сказку»  Цель: развитие читательского воображения на основе  овладения приёмом сочинения оригинального текста,  формирование интереса к чтению и книге, овладение приёмом  антиципации.  Описание задания: учащимся предлагается на основе  опорных слов создать оригинальный текст типа  (сказку). Сказка создаётся в группе в результате  совместного обсуждения и затем представляется  классу. Для создания мотивации можно использовать  приём организации соревнования между группами –  командами.
Задания:  Бином фантазии. Учащимся предлагается сочинить сказку с использование двух  произвольно и независимо друг от друга взятых слов. Двум детям (по желанию)  предлагается произнести любое слово так, чтобы его никто не слышал кроме учителя.  Затем эти два слова учитель записывает на доске, и ученики по группам сочиняют истории,  в которых эти два слова обозначающие предмет или понятие, были бы связаны общим  смыслом и играли главную роль. Каждая группа сочиняет свою сказку и потом  представляет её  всему классу. Учитель выполняет организующую функцию и стимулирует  активность детей. Сказка оценивается общим открытым голосованием учащихся.  Изменение известной сказки с использованием произвольно взятого слова  (существительного). Один из учеников называет произвольно взятое слово. Инструкция: учитель называет одну из хорошо известных ребятам сказок. Им нужно изменить  эту сказку так, чтобы названный предмет играл в ней решающую роль, например, изменил  бы ход событий. Учащиеся в своих группах придумывают версии сказки и представляет их  классу.  
 Сочинение сказки с опорой на свойство предметов и материалов, например,  «Хлебный город», « Стеклянный город», « Кисельные реки».      Инструкция: учитель называет два слова (Хлебный город). Учащиеся должны  ответить какими свойствами обладает этот материал (хлеб), и придумать, какие  события из – за этого могут происходить в сказочном городе. Ребята учатся выделять  существенные свойства предметы и опираться на них в своём повествовании.        Салат из сказок.  Задание направлено на формирование способности учащихся  выделять существенные личностные качества героя сказки и прогнозировать  возможное их влияние на развитие событий во взаимоотношениях с другими  персонажами. Учащимся предлагается ввести в одну сказку персонажа из другой  сказки.        Инструкция: учащиеся должны придумать, что мог бы совершить герой сказки  (называется имя сказочного персонажа), оказавшийся в другой сказке ( называется  сказка). Какие отношения у него сложились бы с другими героями сказки? Как стали  бы развиваться события? Что изменилось бы? Чем закончилась бы сказка?
Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и  оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном  Выделение главных мыслей текста. фонде каждого народа. Задание:  5­6 класс.   Найти к каждой пословице предложения,  выражающие ее мысль. Пословицы. У короткого ума длинный язык. Глаза – зеркало души. В своем болоте и лягушка поет. Предложения. По выражению глаз можно узнать о  характере человека. Дома, как на родине, живется легче,  веселее, чем в чужом краю. Болтливый человек не бывает умным. Вырази содержание текста 1­2  предложениями.  Закончи мысль, которая заключена в тексте: С ночного промысла возвращается усталый  зайчишка – беляк. Много врагов у маленького  зайчишки. Гонялась за ним хитрая лисица, пугал  страшный филин, ловила разбойница – рысь. От  всех врагов ушел маленький зайчик  Прочитай басню, какая народная  мудрость спряталась в басне? Придумай для текста такое  название, чтобы в нем отразилась  главная мысль, используя  пословицу.  Закончи мысль, которая заключена в тексте:С ночного промысла возвращается усталый зайчишка – беляк. Много врагов у маленького зайчишки. Гонялась за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница – рысь. От всех врагов ушел маленький зайчик Выделение главных мыслей текста. Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа.Задание: 5­6 класс.  Найти к каждой пословице предложения, выражающие ее мысль.Пословицы.У короткого ума длинный язык.Глаза – зеркало души.В своем болоте и лягушка поет.Предложения.По выражению глаз можно узнать о характере человека.Дома, как на родине, живется легче, веселее, чем в чужом краю.Болтливый человек не бывает умным.Придумай для текста такое название, чтобы в нем отразилась главная мысль, используя пословицу.Прочитай басню, какая народная мудрость спряталась в басне?Вырази содержание текста 1­2 предложениями.
Включение воображения Читай текст и воображай, что ты смотришь  мультфильм.  Какими сценами тебе хотелось  бы дополнить этот текст,  если бы пришлось создать мультфильм? Постарайся увидеть картину,  описанную в тексте.  Какие вопросы у тебя возникли?  Подумай, где находился человек,  который изобразил эту картину.  (тексты о природе) Что вас взволновало в  данном стихотворении?  Попробуй нарисовать ее.  Придумай свою  историю на эту тему. Преврати одно  предложение  в целый рассказ. Закончи рассказ,  сказку. Включение воображенияЗакончи рассказ, сказку.Преврати одно предложение в целый рассказ.Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм. Какими сценами тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм?Постарайся увидеть картину, описанную в тексте. Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину. (тексты о природе)Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать ее. Придумай свою историю на эту тему.
Побеседуй с текстом. После чтения каждого  предложения делай остановку, чтобы задать  тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай  текст целиком. Автор дал этому тексту  название в форме  вопроса. Прочитай  текст и скажи, какое  это может быть  название. С кем из  героев ты согласен или  у тебя есть свое  мнение. Диалог  с  текстом. В этом тексте спрятался  один, но очень важный  вопрос. Важный, потому  что весь текст отвечает  на этот вопрос. Прочитай  текст и найди самый  главный вопрос. Прочитай текст. Какие  вопросы возникают при  чтении текста? На какие из  них можно найти ответы в  тексте, а на какие нет? Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это может быть название. С кем из героев ты согласен или у тебя есть свое мнение.В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди самый главный вопрос.Прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нет?
Прогнозирование  Задания. 5­6 класс. 1. Восстановите исчезнувшие из текста слова,  заполните пропуски в тексте: Я люблю весну с ручьями,  … (лето) с яркими цветами, … (осень) с ласковым дождем,  … (зиму) с горкой и катком. 2. Придумайте и напишите стихотворение о зиме,  используя предлагаемые слова для рифмовки: … снежинки … на тропинке … у реки … уголки … дома … зима. 3. В каких словах живет – рак? … рак; рак … В каких словах спрятались ноты? …ми…; ре…; до… Напишите слова, где спрятались числа Например: Родина, сорока … В каких словах растет ель? Например: картофель, учитель, понедельник. 4. Собери рассыпанные части предложений: Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при  малейшей опасности направляются к маминой сумке;  где Балтийское море; когда защищается; плывущие по  ледовитому океану голары хорошо знают; куда и  прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда. 5. Предлагается несколько коротких рассказов.  Закончите рассказы, проявив находчивость и  остроумие. Первый шаг к усвоению идеи автора – мысленная  обработка заголовка. Сопоставление известного с  темой заголовка рождает догадку о круге  выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы  гипотезы. Заголовок настраивает на последующий  диалог с текстом, в ходе которого происходит  постижение содержания и его главной мысли. Работая  с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события,  описываемые в тексте. Учитель задает вопрос: ­ Как вы думаете, о чем пойдет речь, судя по названию  текста? Таким образом, заголовок дает возможность понять  авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел. Вспомните заголовки: ­ выражающие главную мысль произведения; ­ сформулированные в виде вопроса; ­ передающие эмоциональное состояние автора; ­ обозначающие место, время действия или имя автора. Определите, о какой книге пойдет речь: история о том, как хозяин собаки по приказу барыни  утопил ее. Сказочная история о девочке из цветочного горшка,  которой ласточка помогла найти счастье. Приведите примеры известных вам литературных  произведений и объясните, почему автор именно  так назвал свое произведение. Прогнозирование 5. Предлагается несколько коротких рассказов. Закончите рассказы, проявив находчивость и остроумие.Первый шаг к усвоению идеи автора – мысленная обработка заголовка. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте.Учитель задает вопрос:­ Как вы думаете, о чем пойдет речь, судя по названию текста?Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.Вспомните заголовки:­ выражающие главную мысль произведения;­ сформулированные в виде вопроса;­ передающие эмоциональное состояние автора;­ обозначающие место, время действия или имя автора.Определите, о какой книге пойдет речь:история о том, как хозяин собаки по приказу барыни утопил ее.Сказочная история о девочке из цветочного горшка, которой ласточка помогла найти счастье.Приведите примеры известных вам литературных произведений и объясните, почему автор именно так назвал свое произведение.Задания.5­6 класс.1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:Я люблю весну с ручьями, … (лето) с яркими цветами,… (осень) с ласковым дождем, … (зиму) с горкой и катком.2. Придумайте и напишите стихотворение о зиме, используя предлагаемые слова для рифмовки:… снежинки… на тропинке… у реки… уголки… дома… зима.3. В каких словах живет – рак?… рак; рак …В каких словах спрятались ноты?…ми…; ре…; до…Напишите слова, где спрятались числаНапример: Родина, сорока …В каких словах растет ель?Например: картофель, учитель, понедельник.4. Собери рассыпанные части предложений:Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по ледовитому океану голары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.
Вывод  Овладение учащимися УУД на уроках литературы  характеризует способность к саморазвитию и  самосовершенствованию через сознательное присвоение  нового социального опыта. Они обеспечивают  возможность самостоятельного успешного усвоения новых  знаний, умений и компетентности, включая умение учиться.       Это обеспечивается тем, что УУД – те обобщённые  действия, открывающие возможности мировой ориентации  учащихся не только в русском языке и литературе, но и в  строении самой учебной деятельности.