Презентация для начальной школы. Рассказывает о  том, что такое экология, почему надо охранять природу, о  правилах поведения на природе, о статьях Закона РФ , касающихся охраны природы. Презентацию можно использовать на уроках окружающего мира, во внеурочной деятельности, воспитательных мероприятиях  и классных часах.Презентация для начальной школы. Можно использовать  для уроков окружающего мира, во внеурочной деятельности, на экологических праздниках и мероприятиях. Бала подготовлена для экологического мероприятия в начальной школе "День Земли". Содержит 26 слайдов.
            
        
        
        
                    
                
                    МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска
Рассмотрена на заседании МО учителей
начальных классов. 
Утверждена  приказом директорат МБОУ
«Прогимназия «Радуга»  
Протокол №__ от «___» _________2016 г. 
№__ от «___» _________2016 г. 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
курса внеурочной деятельности
 «МИР ВОКРУГ МЕНЯ» 
Направление: интегрированная
Возраст обучающихся: 710 лет 
Срок реализации: 4 года 
Составители: Ширяева В.В., Чернышева Е.А., учителя 
начальных классов2016 г.
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа   курса   внеурочной   деятельности   «Мир   вокруг   меня»  составлена   в
соответствии   с   требованиями   ФГОС   НОО,   на   основе   Концепции   духовнонравственного
развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,   требований   ООП   НОО   МБОУ
«Прогимназия  «Радуга»  г.  Курска,   Положения  о  внеурочной  деятельности  и   Положения  о
рабочих программах  МБОУ «Прогимназия «Радуга».
  Данная   программа   носит   интегрированный   характер   и   разработана   с   учетом
воспитательной,   учебной,   вне   учебной,   социально   значимой   деятельности   обучающихся,
основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной
деятельности прогимназии, семьи и других объектов социума. 
               Педагогическая целесообразность программы направлена на развивающее обучение и
формирование творческой личности; получение и применение на практике знаний и умений,
развитие у детей чувства причастности к решению проблем через включения их в различные
виды деятельности. 
Основные принципы реализации программы:
 принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание 
взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, 
обучающихся и их родителей; 
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
связь теории с практикой;
доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию.
На содержание Программы повлияли следующие факторы: 
особенности и традиции школы;
система воспитательной работы прогимназии в форме организации функционирования 
кружков, секций, студий, ансамблей, детских объединений по интересам учащихся и их 
родителей.
   Внеурочная деятельность так же направлена на развитие воспитательных результатов: 
приобретение учащимися социального опыта (стать активным в решении жизненных и
социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор);
 формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (быть
активным   гражданином   своей   страны,   способным   любить   и   беречь   природу,
занимающим   активную   жизненную   позицию   в   борьбе   за   сохранение   мира   на   Земле,
понимающим и принимающим экологическую культуру);
приобретение   школьниками   опыта   самостоятельного   общественного   действия
(почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности).
Цель программы:
Создание условий для реализации и развития разносторонних интересов и увлечений
учащихся МБОУ «Прогимназия «Радуга» во внеурочное время и каникулярный период.
Задачи программы:
создать   условия   для   укрепления   здоровья   детей,   привить   навыки   здорового   и
безопасного образа жизни;
расширить   связи   с   центрами   дополнительного   образования   для   учащихся,
учреждениями   культуры   и   спорта,   детскими   и   молодежными   организациями   в
организации каникулярного отдыха, труда и занятости детей и подростков;
обеспечить социальную защищенность детей;
развивать интеллектуальные, творческие, организаторские способности детей младшего
школьного возраста;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми в каникулярный период.
Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» реализуется в течение
четырех лет и рассчитана на 135 часов  аудиторных и внеаудиторных занятий.  Программа
может варьироваться по содержанию и количеству часов (по объёму часов тематического
планирования по направлениям (разделам) деятельности). 
 Возраст обучающихся – 711 лет
 Количество обучающихся в группе – от 15 до 25 человек
Ожидаемые результаты:
2. Планируемые результаты освоения курса
создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации 
его интересов;                                                                                                                             
творческая самореализация детей;
 формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
 формирование единого воспитывающего пространства;
активное, массовое участие в проектах различного уровня;
укрепление связи между семьёй и школой.
В соответствии с ФГОС НОО предусматривается отслеживание следующих результатов
по уровням. 
Первый   уровень   результатов  –   приобретение   школьником   социальных   знаний   (об
общественных   нормах,   об   устройстве   общества,   о   социально   одобряемых   и   неодобряемых
формах   поведения   в   обществе   и   т.п.),   первичного   понимания   социальной   реальности   и
повседневной   жизни.   Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет
взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как
значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй   уровень   результатов  –  получение   школьником   опыта   переживания   и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников
между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок
получает (или не получает) первое практическое  подтверждение приобретенных социальных
знаний, начинает их ценить (или отвергает). 
Третий   уровень   результатов  –   получение   школьником   опыта   самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек
действительно  становится  (а не просто  узнает о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином,   свободным   человеком.   Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое
значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде.Переход   от   одного   уровня   воспитательных   результатов   к   другому   должен   быть
последовательным,   постепенным,   что   должно   учитываться   при   организации   воспитания   и
социализации младших школьников.
Личностные результаты. 
Самоопределение: 
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
 внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
 принятие образа «хорошего ученика»;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; 
   гражданская   идентичность   в   форме   осознания   «Я»   как   гражданина   России,   чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
 осознание ответственности человека за общее благополучие;
Смыслообразование: 
 мотивация любой деятельности (социальная, учебно – познавательная и внешняя);
 самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
 целостный, социально – ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно – этическая ориентация: 
 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; 
 навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить 
выходы из спорных ситуаций;
 эстетические потребности, ценности и чувства; 
 этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная 
отзывчивость;
 гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД: 
Обучающийся научится:
 Сравнивать разные   приемы   действий, выбирать удобные   способы   для   выполнения
конкретного задания.
 Моделировать в   процессе   совместного   обсуждения   алгоритм   решения
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
 Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
 Включаться в групповую работу. 
 Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его.
 Выполнять пробное   учебное   действие, фиксировать индивидуальное   затруднение   в
пробном действии.
 Аргументировать свою
 
позицию
 
в
 
коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
пользоваться приемами анализа и синтеза, проводить сравнение и анализ;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; 
проявлять индивидуальные творческие способности.
Познавательные УУД:
 Обучающийся научится: 
Коммуникативные УУД:
 Обучающийся научится: 
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность 
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; 
обращаться за помощью; 
 формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество; 
слушать собеседника; 
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, 
приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию; 
осуществлять взаимный контроль; 
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предполагаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир 
вокруг меня»:
научатся самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех 
людей правила поведения;
получат опыт работы в парах и группах;
научатся находить общее решение при работе в парах, группах; стараться договориться,
уметь уступать;
научатся слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым 
изменить свою точку зрения.
Участие обучающихся в программе позволит им реализовывать потребности в 
содержательном отдыхе, самореализации, саморазвитии.
3. Содержание программы
Раздел I. «Мы эрудиты» 
Участие в предметных, дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Раздел II. «Наше творчество»
 Участие в творческих конкурсах и мероприятиях.
Раздел III. «Каникулы»
Посещение музеев, выставок, театров, кинотеатров. Экскурсии на природу. Экскурсии по 
городу и выездные экскурсии.
Раздел VI. «Наши традиции»:
 «Осенины»; 
«День Учителя»;
«День матери»;
«Новый год»;«Рождество»;
 «Масленица»;
 праздники 23 февраля и 8 марта;
 смотр строя и песни;
праздник 9 мая;
 «Дни здоровья», т.д.
«Спортивные состязания» и т.д.
Раздел V. «Акции и встречи»:
«Помоги птицам»;
 «День именинника»;
 «Зеленый мир»;
 «Санитарная пятница»;
 «Сохраним источник»;
 «Открытка ветерану»;
 благотворительные акции и т.д.
Содержание воспитательной деятельности.
   Включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и 
индивидуальным особенностям деятельность, направленную на развитие и формирование у 
детей:
1) гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; 
2) социальной активности; 
3) представлений   о   нравственности   и   опыте   взаимодействия   со   сверстниками   и
взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
4) приобщение к системе культурных ценностей;
5) трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к
профессионализму, конкурентоспособности;
6) экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям,
собственному здоровью;
7) эстетического   отношения   к   окружающему   миру,   умения   видеть   и   понимать
прекрасное,   потребности   и   умения   выражать   себя   в   различных,   доступных   и
наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
8) организационной   культуры,   активной   жизненной   позиции,   лидерских   качеств,
организаторских   умений   и   навыков,   опыта   руководства   небольшой   социальной
группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений
и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
9) навыков здорового образа жизни.
Характеристика форм организации и видов деятельности.
Исходя из цели и задач курса, становится понятным, что в ходе реализации программы
курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» необходимо использование современных
образовательных   технологий   и   методов   организаций   во   внеурочное   время   и   каникулярный
период. 
Программа   предусматривает   проведение   внеклассных   занятий,   работы   детей   в   группах,
парах, работа с привлечением родителей. Занятия могут проводиться в учебном кабинете, в
музеях, библиотеках, на пришкольном участке, в актовом зале, в спортивной студии.
           Подходы, подразумевают использование развивающих возможностей групповых форм
работы, в рамках которой проявляется детская инициатива и самостоятельность, что в своюочередь   позволяет   формировать   универсальные   учебные   действия.Так   же   используются
следующие формы работы:
обсуждение, воспитательный час, беседа, консультации, презентации;
участие в викторинах, КВНах, олимпиадах, научноисследовательских конференциях;
курсы тренинги, занятия;
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, 
краеведческие, культурологические), соревнования, представления, выступления, 
фестивали;
дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
  встречи с интересными людьми;
  акции;
  проектная деятельность.
Во время занятий осуществляется и индивидуальный, и дифференцированный подход к
обучающимся. Занятие может состоять из двух частей – теоретической и практической. 
    Для реализации программы в прогимназии педагогами используются следующие
    виды деятельности:
 игровая деятельность;
 познавательная деятельность;
 проблемноценностное общение;
 досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение);
 художественное творчество;
 социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
 трудовая деятельность;
 спортивнооздоровительная деятельность;
 туристскокраеведческая деятельность.
                                     Класс
Количество часов
4. Тематическое планирование
Раздел
1.
«Умники и умницы»:
2.
«Наше творчество»:
I
5
8
II
6
III
6
IV
6 Участие в интеллектуальных олимпиадах и 
конкурсах. Участие в творческих конкурсах 
по изобразительному творчеству, конкурсах 
чтецов и т.д.
8
8
8 Подготовка и участие в тематических 
классных и воспитательных часах, 
викторинах, КВНах, диспутах, «круглых 
столах». Изготовление поздравительных 
открыток, сувениров, газет, 
информационных листков, издание 
листовок, буклетов, журналов и т.д. Участие
в выставках поделок, украшение класса к 
мероприятиям.
Участия в спортивнооздоровительных 
мероприятиях, декадах по дорожной и3.
«Каникулы»:
8
8
8
4.
«Наши тадиции»
8
8
8
5.
«Акции и встречи»
4
4
4
пожарной безопасности.
8 Посещение драматического театра, ТЮЗа, 
филармонии, театральных постановок 
центрах детского творчества и школах 
искусств. Походы в цирк, зоопарк, 
дельфинарий и т.д. Посещение тематических
выставок в картинной галерее центрах 
досуга и центрах детского творчества, 
учебных заведениях. Посещение 
краеведческого музея, музея археологии, 
музея «Юных защитников Родины», 
школьных музеев других ОО. Выездные 
тематические экскурсии по городу и 
области.
8 Подготовка, поведение и участие в классных
и общешкольных праздниках, традиционных 
мероприятиях прогимназии, классных часах,
нетрадиционных родительских собраниях и 
т.д.
4 Участие в трудовых десантах, акциях по 
благоустройству и озеленению прогимназии 
и ее территории. Участие в 
благотворительных акциях, экологических 
праздниках, конкурсах, десантах. Встречи с 
ветеранами Великой Отечественной войны, 
сотрудниками милиции и инспекторами 
ГИБДД, представителями определенных 
профессий, медицинскими работниками и 
т.п.
ВСЕГО 33
34
34
34
135
Формы контроля освоения программы
Приложение 1
Оценка достижений результатов освоения программы происходит на трех уровнях:
•представление  коллективного   результата   группы,   обучающихся  в   рамках   одного
направления (результаты работы кружка, детского объедения, системы мероприятий, лагерной
смены и т. п.);
•индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
•качественная   и   количественная   оценка   эффективности   деятельности   ОУ  по
направлениям  программы  на   основании   суммирования   индивидуальных   результатов
обучающихся.
Формы представления результатов внеурочной деятельности
Представление  коллективного   результата  группы,   обучающихся   в   рамках   одного
направления происходит на  общешкольном празднике  (мероприятии) в форме творческой
презентации, творческого отчёта и пр.Для индивидуальной оценки результатов освоения программы каждого обучающегося
используется  портфолио  – накопительная система оценивания, характеризующая динамику
индивидуальных   достижений.   По   результатам   оценки   портфолио   выявляются   учащиеся,
набравшие   наибольшее   количество   баллов   в   классе,   параллели,   школе.   Определяются
победители и лауреаты в различных номинациях общешкольного конкурса «Самый классный
класс».   На   в   конце   учебного   года   объявляются   результаты   и   награждаются   обучающиеся,
набравшие максимальное количество баллов по всем направлениям и набравшие максимальное
количество баллов по отдельным направлениям внеурочной деятельности. Система оценивания
достижений учащихся по материалам портфолио представлена в Приложении 2 
Для оценки эффективности деятельности  по направлениям программы  используется
карта   достижений,   в   которую   вносятся   индивидуальные   результаты   учащихся   по
направлениям.
Для   представления   результатов   достижений   используются   также   такие   формы,   как
выставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг,
практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.
Литература и источники, использованная для составления программы:
Приложение 2
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об 
образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего 
образования. М.: «Просвещение», 2010 г.
3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: 
пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.  М.: Просвещение, 2010.  223 с.
– (Стандарты второго поколения).
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к 
мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: 
Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). 
5. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Каникулы». Составители: учителя 
начальных классов МБУ «Лицея № 19» г. Тольятти Багрова Н.Ю. Степанова Л.А., 
(https://infourok.ru/rabochayaprogrammakursavneurochnoydeyatelnostikanikuli
1061050.html
6. http://shkolabuduschego.ru/school/realizatsiyavneurochnoydeyatelnostivnachalnoy
shkolesoglasnotrebovaniyamfgos.html#i
7. http://ciur.ru/izh/kg_izh/DocLib38/Внеурочная%20деятельность%20по%20ФГОС.pdf
8. http://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2016/01/15/vneurochnaya
deyatelnostpofgosvnachalnoy
9. http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/11/18/otsenka_rezultatov_vneurochnoy_deyatelnosti
.doc