Презентация и доклад на тему "Проблемное обучение"
Оценка 4.6

Презентация и доклад на тему "Проблемное обучение"

Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
pptx
биология +1
Взрослым
13.02.2017
Презентация и доклад на тему "Проблемное обучение"
файл содержит доклад по теме "Проблемное обучение"
Публикация является частью публикации:
проблемное обучение.pptx

МКОУ Гражданцевская средняя школа

МКОУ Гражданцевская средняя школа

МКОУ Гражданцевская средняя школа

Тема: «Проблемное обучение как средство творческого саморазвития личности обучающегося»

Учитель биологии: Воробьёва М.Ф..
2016 год

Скажи мне - и я забуду, Покажи мне - и я запомню,

Скажи мне - и я забуду, Покажи мне - и я запомню,

Скажи мне - и я забуду,


Покажи мне - и я запомню,


Дай мне сделать - и я пойму
Конфуций

Из истории Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе

Из истории Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе

Из истории Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дью и (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Основное понятие Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность обучающихся…

Основное понятие Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность обучающихся…

Основное понятие
Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность обучающихся по разрешению проблем

Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей:

Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей:

Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей:

Первая цель — сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

 Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Особенности проблемного обучения самостоятельное усвоение новых понятий путем решения учебных проблем

Особенности проблемного обучения самостоятельное усвоение новых понятий путем решения учебных проблем

Особенности проблемного обучения
самостоятельное усвоение новых понятий путем решения учебных проблем.
средство формирования мировоззрения
связи обучения с жизнью
разнообразие самостоятельных работ обучающихся .
индивидуальный подход.
подвижная взаимосвязь элементов
эмоциональная активность ученика

Основные признаки проблемного обучения: особым образом организованная деятельность обучающихся , предполагающая стимулирование их самостоятельности и творчества в познании; организация содержания обучения, при которой учебный материал…

Основные признаки проблемного обучения: особым образом организованная деятельность обучающихся , предполагающая стимулирование их самостоятельности и творчества в познании; организация содержания обучения, при которой учебный материал…

Основные признаки проблемного обучения:

особым образом организованная деятельность обучающихся , предполагающая стимулирование их самостоятельности и творчества в познании;
организация содержания обучения, при которой учебный материал не преподносится «в готовом виде», а требует от ученика самостоятельного поиска, «домысливания» содержания учебного материала до целостной системы знаний и умений;
деятельность педагога, выстроенная на основе принципа проблемности (создание для обучающихся ситуаций затруднения).
 

Общие функции проблемного обучения : усвоение школьниками системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы они могли применять новые знания на практике; развитие интеллектуальных способностей…

Общие функции проблемного обучения : усвоение школьниками системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы они могли применять новые знания на практике; развитие интеллектуальных способностей…

Общие функции проблемного обучения:

усвоение школьниками системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы они могли применять новые знания на практике;
развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности;
формирование мышления учеников, основанного на выявлении и сопоставлении фактов ;
создание условий для всестороннего развития личности.

При проблемном обучении (кто-то подсчитал!!!) воспроизведение усвояемого материала улучшается в 2 раза, актуализация знаний в 2,6 раза, успешность применения знаний в новых условиях – в…

При проблемном обучении (кто-то подсчитал!!!) воспроизведение усвояемого материала улучшается в 2 раза, актуализация знаний в 2,6 раза, успешность применения знаний в новых условиях – в…

При проблемном обучении
(кто-то подсчитал!!!)

воспроизведение усвояемого материала улучшается в 2 раза,
актуализация знаний в 2,6 раза,
успешность применения знаний в новых условиях – в 3 раза,
решение сложных творческих задач – в 7 раз.

Виды проблемного обучения Первый вид («научное» творчество)

Виды проблемного обучения Первый вид («научное» творчество)

Виды проблемного обучения
Первый вид («научное» творчество)
Второй вид (практическое творчество)
Третий вид (художественное творчество)

Организация проблемного обучения

Организация проблемного обучения

Организация проблемного обучения
Чем же отличается традиционный урок
от проблемно-диалогического урока?
Традиционный урок
Проверка д/з
учителем.
2. Объявление темы
учителем.
3. Объяснение темы
учителем.
4. Закрепление знаний
учениками.

Проблемно-диалогический урок 1

Проблемно-диалогический урок 1

Проблемно-диалогический урок
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
2. Актуализация учениками своих знаний.
3. Поиск решения проблемы учениками.
4. Выражение решения.
5. Применение знаний учениками.

Методы проблемного обучения: частично – поисковый или эвристический проблемного изложения исследовательский

Методы проблемного обучения: частично – поисковый или эвристический проблемного изложения исследовательский

Методы проблемного обучения:
частично – поисковый или эвристический

проблемного изложения

исследовательский

Этапы проблемного обучения I этап - постановка проблемной ситуации

Этапы проблемного обучения I этап - постановка проблемной ситуации

Этапы проблемного обучения

I этап - постановка проблемной ситуации.

II этап - перевод проблемной ситуации в психологическую .
На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно обучающиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь.

IV этап - появление идеи решения.

V этап - реализация найденного решения .

Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов: наблюдение (в том числе и летнее) эксперимента, практических и лабораторных работ…

Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов: наблюдение (в том числе и летнее) эксперимента, практических и лабораторных работ…

Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:
наблюдение (в том числе и летнее)
эксперимента, практических и лабораторных работ
решение логических задач
просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков
сообщения учеников
рефераты
участие в научно- исследовательской работе
использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, географии, экологии, литературы

Поисковая беседа Цианобактерии нередко называют сине-зелеными водорослями

Поисковая беседа Цианобактерии нередко называют сине-зелеными водорослями

Поисковая беседа



Цианобактерии нередко называют сине-зелеными водорослями. Почему?
1.Какой пигмент определяет способ питания цианобактерий?
2. Как делятся бактерии по способу питания?

Игровая деятель ность Используя фото и иллюстративный материал, проводим игру «Грибной сезон» по определению съедобных и ядовитых грибов

Игровая деятель ность Используя фото и иллюстративный материал, проводим игру «Грибной сезон» по определению съедобных и ядовитых грибов

Игровая деятель
ность





Используя фото и иллюстративный материал, проводим игру «Грибной сезон» по определению съедобных и ядовитых грибов.

Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность

Используя дополнительную литературу, как выращивают грибы в искусственных условиях?

Проблемное изложение Во многих местах земного шара наблюдается так называемый «красный снег»

Проблемное изложение Во многих местах земного шара наблюдается так называемый «красный снег»

Проблемное изложение


Во многих местах земного шара наблюдается так называемый «красный снег». У нас в стране это явление встречается на Кавказе, северном Урале, Арктики. Необычную окраску снега вызывает – хламидомонада снежная.
Какой пигмент содержа её клетки?

Решение проблемных задач Почему плауны, хвощи, папоротники относят к высшим споровым растениям?

Решение проблемных задач Почему плауны, хвощи, папоротники относят к высшим споровым растениям?

Решение
проблемных
задач

Почему плауны, хвощи, папоротники относят к высшим споровым растениям?

Проблемное изложение Заполнить пропуски в тексте: «

Проблемное изложение Заполнить пропуски в тексте: «

Проблемное изложение

Заполнить пропуски в тексте: « Мхи распространены преимущественно в хорошо ______________________.
В отличии от водорослей мхи имеют ______________.
Размножаются _________. Мхи сплошным ковром покрывают ________ и, отмирая, образуют _________

Самостоя-тельная поисковая и исследова-тельская деятельность

Написать сочинение от имени мха

Этапы урока Действия учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Этапы урока Действия учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Этапы урока

Действия учителя
(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Действия ученика

Доска и оборудование

Создание проблем-ной ситуации

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающее удивление.
Приемы:
- предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения;
- задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их;
- задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (в виде сообщения, эксперимента, наглядно);
- дает задание, не выполнимое вообще или при имеющемся у учащихся уровне знаний и умений
- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?

Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие, проговаривают и осознают его

Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих факта

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ
проблемно-диалогического урока изучения нового материала

Формулирование проблемы - Какой у вас возникает вопрос (проблема)? //

Формулирование проблемы - Какой у вас возникает вопрос (проблема)? //

Формулирование проблемы

- Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить?

По-разному формулируют вопрос

Основной вопрос записывается

Версии

- Какие у вас есть версии решения проблемы?

Предлагают версии; принимаются и абсурдные

От проблемы стрелками ключевые слова

Актуализация имею-щихся знаний


Планирование деятельности

- Что мы уже знаем по этой проблеме?
Здесь и везде используются:
Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).
Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).
- Что нужно узнать для решения проблемы?

Вспоминают изученный ранее материал - понятия, факты, которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум); определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть (открыть)

Например, в виде призна-ков понятия, опорного сигнала и т.п.

План действий:
1…,
2…, …

Поиск решения (открытие нового знания)

Поиск решения (открытие нового знания)

Поиск решения (открытие нового знания)

Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило), то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания.

Вывод:
- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске).
- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме.

Вступают в диалог (пассив-ных можно вытас-кивать фразами «Объясни, как ты понял, что сказал Миша..»;
Выполняют за-дания на новый материал (всем классом)
Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проб-леме

Ответы, преодолевающие учебную проблему фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п.

Принципиально важно при этом: 1)

Принципиально важно при этом: 1)

!!! Принципиально важно при этом:

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ.
5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

Выражение решения. Применение нового зна ния

Выражение решения. Применение нового зна ния

Выражение решения. Применение нового зна
ния.



Рефлексия

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
- Используя свои новые знания (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.)

Обобщают, делают вывод по проблеме.




Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание

Графическое выражение решения проблемы может использоваться как основа для последующей работы

Домашнее задание

Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.

Приемы создания проблемной ситуации

Приемы создания проблемной ситуации

^ Приемы создания проблемной ситуации..
1прием. Предъявление классу противоречивых фактов, научных теорий или взаимоисключающих точек зрения.
Так на уроке биологии в 9 классе по теме «Форменные элементы крови» привожу такие данные: « Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»

Сталкивание разных мнений учащихся

Сталкивание разных мнений учащихся

2 прием. Сталкивание разных мнений учащихся Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 9 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагаю следующую задачу: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки». Другая задача на уроке, тема которого - «Пищеварительная система»
9 класс: В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ».

Задание «на ошибку» Этот прием выполняется в два шага: сначала(1шаг) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Задание «на ошибку» Этот прием выполняется в два шага: сначала(1шаг) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»

3 прием. Задание «на ошибку» Этот прием выполняется в два шага: сначала(1шаг) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем «шаг 2» сообщением, экспериментом предъявляет научный факт. При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.( Шаг 1 ) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду.(Шаг2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда- влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются..

Использование «яркого пятна»

Использование «яркого пятна»

4 прием. Использование «яркого пятна»
Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни.
Например: на уроке биологии в 9 классе на тему « Иммунитет» пользуюсь историческими фактами «Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека.
В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод: 1

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод: 1

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:

1. На основе дискуссионной деятельности:
– семинары (индивидуальная работа); – структурированные дискуссии (групповая работа); – проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)
2. На основе исследовательской деятельности:
– практические занятия (коллективная работа) – исследовательские уроки (индивидуальная работа)
3. Традиционные уроки с новыми аспектами:
урок-лекция;
урок-семинар;
урок решения задач;
урок-конференция;
урок-экскурсия;
урок-консультация;
урок-зачет и т.д.
4. Нестандартные уроки:
урок-аукцион;
рок-пресс-конференция;
урок-защита диссертации;
урок-суд;
урок-посвящение;

Презентация и доклад на тему "Проблемное обучение"

Презентация и доклад на тему "Проблемное обучение"

Презентация и доклад на тему "Проблемное обучение"

Презентация и доклад на тему "Проблемное обучение"

ВЫВОДЫ: Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет достигать определенных результатов: - проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более…

ВЫВОДЫ: Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет достигать определенных результатов: - проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более…

ВЫВОДЫ:
Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет достигать определенных результатов:
- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
- у большинства обучающихся проблемное обучение помогает сформировать положительную мотивацию к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;
- возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017