Из истории Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дью и (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.
Основное понятие
Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность обучающихся по разрешению проблем
Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей:
Первая цель — сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Особенности проблемного обучения
самостоятельное усвоение новых понятий путем решения учебных проблем.
средство формирования мировоззрения
связи обучения с жизнью
разнообразие самостоятельных работ обучающихся .
индивидуальный подход.
подвижная взаимосвязь элементов
эмоциональная активность ученика
Основные признаки проблемного обучения:
особым образом организованная деятельность обучающихся , предполагающая стимулирование их самостоятельности и творчества в познании;
организация содержания обучения, при которой учебный материал не преподносится «в готовом виде», а требует от ученика самостоятельного поиска, «домысливания» содержания учебного материала до целостной системы знаний и умений;
деятельность педагога, выстроенная на основе принципа проблемности (создание для обучающихся ситуаций затруднения).
Общие функции проблемного обучения:
усвоение школьниками системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы они могли применять новые знания на практике;
развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности;
формирование мышления учеников, основанного на выявлении и сопоставлении фактов ;
создание условий для всестороннего развития личности.
При проблемном обучении
(кто-то подсчитал!!!)
воспроизведение усвояемого материала улучшается в 2 раза,
актуализация знаний в 2,6 раза,
успешность применения знаний в новых условиях – в 3 раза,
решение сложных творческих задач – в 7 раз.
Этапы проблемного обучения
I этап - постановка проблемной ситуации.
II этап - перевод проблемной ситуации в психологическую .
На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно обучающиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь.
IV этап - появление идеи решения.
V этап - реализация найденного решения .
Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:
наблюдение (в том числе и летнее)
эксперимента, практических и лабораторных работ
решение логических задач
просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков
сообщения учеников
рефераты
участие в научно- исследовательской работе
использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, географии, экологии, литературы
Игровая деятель |
|
Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность | Используя дополнительную литературу, как выращивают грибы в искусственных условиях? |
Проблемное изложение |
|
Проблемное изложение | Заполнить пропуски в тексте: « Мхи распространены преимущественно в хорошо ______________________. |
Самостоя-тельная поисковая и исследова-тельская деятельность | Написать сочинение от имени мха |
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика | Доска и оборудование |
Создание проблем-ной ситуации | Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающее удивление. | Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие, проговаривают и осознают его | Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих факта |
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ
проблемно-диалогического урока изучения нового материала
Формулирование проблемы | - Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить? | По-разному формулируют вопрос | Основной вопрос записывается |
Версии | - Какие у вас есть версии решения проблемы? | Предлагают версии; принимаются и абсурдные | От проблемы стрелками ключевые слова |
Актуализация имею-щихся знаний | - Что мы уже знаем по этой проблеме? | Вспоминают изученный ранее материал - понятия, факты, которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум); определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть (открыть) | Например, в виде призна-ков понятия, опорного сигнала и т.п. |
Поиск решения (открытие нового знания) | Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило), то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания. | Вступают в диалог (пассив-ных можно вытас-кивать фразами «Объясни, как ты понял, что сказал Миша..»; | Ответы, преодолевающие учебную проблему фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п. |
!!! Принципиально важно при этом:
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ.
5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».
Выражение решения. Применение нового зна | - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? | Обобщают, делают вывод по проблеме. | Графическое выражение решения проблемы может использоваться как основа для последующей работы |
Домашнее задание | Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать. |
^ Приемы создания проблемной ситуации..
1прием. Предъявление классу противоречивых фактов, научных теорий или взаимоисключающих точек зрения.
Так на уроке биологии в 9 классе по теме «Форменные элементы крови» привожу такие данные: « Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»
2 прием. Сталкивание разных мнений учащихся Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 9 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагаю следующую задачу: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки». Другая задача на уроке, тема которого - «Пищеварительная система»
9 класс: В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ».
3 прием. Задание «на ошибку» Этот прием выполняется в два шага: сначала(1шаг) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем «шаг 2» сообщением, экспериментом предъявляет научный факт. При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.( Шаг 1 ) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду.(Шаг2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда- влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются..
4 прием. Использование «яркого пятна»
Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни.
Например: на уроке биологии в 9 классе на тему « Иммунитет» пользуюсь историческими фактами «Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека.
В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?
Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:
1. На основе дискуссионной деятельности:
– семинары (индивидуальная работа);– структурированные дискуссии (групповая работа);– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)
2. На основе исследовательской деятельности:
– практические занятия (коллективная работа)– исследовательские уроки (индивидуальная работа)
3. Традиционные уроки с новыми аспектами:
урок-лекция;
урок-семинар;
урок решения задач;
урок-конференция;
урок-экскурсия;
урок-консультация;
урок-зачет и т.д.
4. Нестандартные уроки:
урок-аукцион;
рок-пресс-конференция;
урок-защита диссертации;
урок-суд;
урок-посвящение;
ВЫВОДЫ:
Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет достигать определенных результатов:
- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
- у большинства обучающихся проблемное обучение помогает сформировать положительную мотивацию к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;
- возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.