Презентация и доклад на тему "Проблемное обучение"
Оценка 4.6

Презентация и доклад на тему "Проблемное обучение"

Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
docx
биология +1
Взрослым
13.02.2017
Презентация и доклад на тему "Проблемное обучение"
Публикация является частью публикации:
доклад.docx

СЛАЙД № 1 Тема: «Проблемное обучение как средство творческого саморазвития личности обучающегося»

Учитель биологии: Воробьёва М.Ф..

(СЛАЙД № 2)

Любой учебный курс имеет свои внутрикурсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса биологии.

1. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

·                                                                начинает воспринимать себя по-иному;

·                                                                более полно принимает себя и свои чувства;

·                                                                становится более уверен в себе и автономен;

·                                                                ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

·                                                                становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;

·                                                                начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.

Т.о. первая проблема – изменившийся социальный заказ школе (от человека знающего, к человеку умеющему).

2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества. [5 ]. Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Слайд № 3

Из   истории  Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дью и (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Слайд № 4

 

 

Основное понятие

Проблемно-поисковое  обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также  активная самостоятельная поисковая  деятельность обучающихся  по  разрешению проблем

Слайд № 5

Проблемное обучение  может способствовать реализации двух целей:

·                Первая цель — сформировать у  обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков

               Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Слайд № 6

 

              Особенности проблемного обучения

              самостоятельное усвоение новых понятий путем решения учебных проблем.

              средство формирования мировоззрения

              связи обучения с жизнью

              разнообразие самостоятельных работ обучающихся .

              индивидуальный подход.

              подвижная взаимосвязь  элементов

              эмоциональная активность ученика 

Слайд № 7

Основные признаки проблемного обучения:

              особым образом организованная деятельность обучающихся , предполагающая стимулирование их самостоятельности и творчества в познании;

              организация содержания обучения, при которой учебный материал не преподносится «в готовом виде», а требует от ученика самостоятельного поиска, «домысливания» содержания учебного материала до целостной системы знаний и умений;

               деятельность педагога, выстроенная на основе принципа проблемности (создание для обучающихся  ситуаций затруднения).

Слайд № 8

Общие функции проблемного обучения

              усвоение школьниками   системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы они  могли применять новые знания на практике;

               развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности;

               формирование  мышления учеников, основанного на выявлении и сопоставлении фактов ;

 создание условий для всестороннего развития личности

Слайд № 9

 

При проблемном обучении

(кто-то подсчитал!!!)

                                                                воспроизведение усвояемого материала улучшается в 2 раза,

                                                                актуализация знаний  в 2,6 раза,

                                                                успешность применения знаний в новых условиях – в 3 раза,

                                                                решение сложных творческих задач – в 7 раз.

Слайд № 10

 Виды проблемного обучения

                                                                Первый вид («научное» творчество)

                                                                Второй вид (практическое творчество)

                                                                Третий вид (художественное творчество) 

Слайд № 11

Организация проблемного обучения

Чем же отличается традиционный урок

от  проблемно-диалогического урока?

 Традиционный урок

1.Проверка д/з  учителем.                                                                                           

2. Объявление темы учителем.

3. Объяснение темы учителем.

4. Закрепление знаний учениками.

Слайд № 12

Проблемно-диалогический урок  

1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование  проблемы учениками.

2. Актуализация учениками своих знаний.

3. Поиск решения проблемы учениками.

4. Выражение решения.

5.  Применение знаний учениками.

Слайд № 13

 

Методы проблемного обучения:

ü              частично – поисковый или      эвристический

ü               проблемного изложения

ü               исследовательский

Слайд № 14

Этапы проблемного обучения

              I этап - постановка  проблемной ситуации.

 

              II этап - перевод  проблемной ситуации в психологическую .

      На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

              III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь.

              IV этап - появление идеи решения.

              V этап - реализация найденного решения .

Слайд № 15

Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач  через использование методов:

                                                                наблюдение (в том числе и летнее)

                                                                эксперимента, практических и лабораторных работ

                                                                решение логических задач

                                                                просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков

                                                                сообщения учащихся

                                                                рефераты

                                                                участие в научно- исследовательской работе

                                                                использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, географии, экологии, литературы

Слайд № 16-20  (примеры)

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД № 21-23,25

  

Слайд № 24

!!! Принципиально важно при этом:

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать  о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1.Осмыслить задание.

2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ.

5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

Слайд №26-29 Приёмы создания проблемных ситуаций

 

Слайд № 30

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:

              1. На основе дискуссионной деятельности:

              – семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

              2. На основе исследовательской деятельности:

              практические занятия (коллективная работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)

              3. Традиционные уроки с новыми аспектами:

              урок-лекция;

              урок-семинар;

              урок решения задач;

              урок-конференция;

              урок-экскурсия;

              урок-консультация;

              урок-зачет и т.д.

              4. Нестандартные уроки:

              урок-аукцион;

              рок-пресс-конференция;

              урок-защита диссертации;

              урок-суд;

              урок-посвящение;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 31

 слайд № 32

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F12%2Fproblemnoe_obuchenie.ppt&docid=7ff2248e27dc36ed3943cb67f1d67d5a&a=bi&pagenumber=11&w=524

Слайд № 33

ВЫВОДЫ:

      Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет  достигать определенных результатов:

-      проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-      у большинства учащихся проблемное обучение помогает сформировать положительную мотивацию к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;

-      возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б


 

СЛАЙД № 1 Тема: «Проблемное обучение как средство творческого саморазвития личности обучающегося»

СЛАЙД № 1 Тема: «Проблемное обучение как средство творческого саморазвития личности обучающегося»

Основное понятие Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность обучающихся…

Основное понятие Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность обучающихся…

Слайд № 9 При проблемном обучении (кто-то подсчитал!!!) • воспроизведение усвояемого материала улучшается в 2 раза, • актуализация знаний в 2,6 раза, • успешность применения…

Слайд № 9 При проблемном обучении (кто-то подсчитал!!!) • воспроизведение усвояемого материала улучшается в 2 раза, • актуализация знаний в 2,6 раза, • успешность применения…

Методы проблемного обучения: ü частично – поисковый или эвристический ü проблемного изложения ü исследовательский

Методы проблемного обучения: ü частично – поисковый или эвристический ü проблемного изложения ü исследовательский

СЛАЙД № 21-23,25 Слайд № 24 !!!

СЛАЙД № 21-23,25 Слайд № 24 !!!

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос : 1

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос : 1

Традиционные уроки с новыми аспектами : — урок-лекция; — урок-семинар; — урок решения задач; — урок-конференция; — урок-экскурсия; — урок-консультация; — урок-зачет и т

Традиционные уроки с новыми аспектами : — урок-лекция; — урок-семинар; — урок решения задач; — урок-конференция; — урок-экскурсия; — урок-консультация; — урок-зачет и т

Слайд № 31 слайд № 32

Слайд № 31 слайд № 32

Слайд № 33 ВЫВОДЫ:

Слайд № 33 ВЫВОДЫ:

б

б
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017