Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)
Оценка 4.7

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Оценка 4.7
Презентации учебные +2
docx
религиоведение
4 кл
12.03.2018
Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)
Православный храм.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска Сахалинской области Конспект урока по "Основам религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры" в 4 классе «Православный храм» подготовила социальный педагог,  учитель ОРКСЭ Степаненко Анжела Сергеевна г. Холмск 2017 Урок   по теме «Православный храм»  Содержательная   цель:  обогащение   эмоционального   мира школьников   в   процессе   ознакомления   с   православным   храмом   и   его символикой. Деятельностная   цель:  формирование   умений   реализации универсальных учебных действий:      регулятивные:  постановка   учебной   задачи   на   основе   соотнесения   того,   что   уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;     познавательные:  обработка информации;  извлечение необходимой информации из различных источников;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания;  личностные:  мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;  нравственно­этическое оценивание усваиваемого содержания;   осознание ответственности за общее дело;       коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Задачи урока: познавательные:   узнать о назначении и устройстве православного храма, познакомить с понятием “храм – дом Божий”. коммуникативные:  осознать,   что   в   культуре   имеются   запреты,   выполнение   которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать   с   текстом,   умения   иллюстративным   материалом, выразительного чтения и речи. личностные:   усвоить   уважительное   отношение   к   нормам,   правилам   и   запретам, хранящимся   в   культуре;   научиться   правилам   поведения   в   храме, воспитывать   ценностное   отношение   к   духовному,  историческому  и культурному наследию. Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему,  работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге. Основные   термины   и   понятия:  храм,   икона,   церковная   свеча, иконостас, царские ворота, алтарь. Оборудование   занятия:  демонстрационный   материал,  компьютер, презентация. Ход урока:  1. Организационный момент.  Приветствие.  ­   Здравствуйте,   ребята!   Я   рада   видеть   вас   на   уроке   «Основы православной   культуры»   здоровыми   и   жизнерадостными.   Желаю   нам успешной работы! ­ Проверим готовность к уроку. Учитель проводит беседу с детьми с целью актуализации их знаний по истории православной культуры, подведения их к определению задач урока, создания эмоционального настроя к теме урока: ­ Мы с вами на уроках говорим о православной культуре. Вспомните, с чем мы сравниваем культуру нашего народа? (С деревом) ­ Как мы назвали его? (Древо Мудрости и Красоты нашего народа или Древо Культуры).   ­ Что является корнями этого Древа, его основой? (Христианская православная культура).  ­ Давайте сегодня сделаем еще один шаг к нашему чудесному дереву, узнаем   еще   что­то   очень   важное   о   нашей   православной   культуре.   Наша вера, которая и является основой культуры, называется… Православное христианство.  ­ Почему она так называется? (Христианство ­ в центре нашей веры Иисус Христос, Сын Божий; православное ­ мы правильно славим Бога, правильно молимся и почитаем Его).  ­ Где можно молиться Богу? (В любом месте).  ­ Но есть особые места, где Бог особенно близок. 2. Актуализация знаний. Сегодняшний урок я хочу начать со стихов Юлии Щелчковой, но вы не просто должны послушать стихи, вы должны узнать ответ на вопрос: “Что автор стихотворения призывает восстановить?” Учитель читает стихи: Восстановить в России надо храмы, Чтоб возродить святую прежде Русь, А раны нашей пережитой драмы, Все зарастут травой и былью пусть. Пусть над Россией чистым будет небо Твои глаза пусть смотрят к нам с небес. Пусть в каждом доме много будет хлеба, И чтобы нас не путал больше бес. И пусть звонят колокола России, Пусть все плохое сгинет в прах и пух, Чтоб дети нас за все, за все простили,             А в нас живет пусть воскрешенья дух. ­ Что же автор стихотворения призывает возродить? (Храмы). ­ А кто знает, что такое храмы? (Ответы детей: куда ходят молиться,  где звонят колокола, где крестят детей, где живет Бог). 3. Постановка темы и целей. ­ Что бы вы хотели узнать о храмах? ­ Обо всем об этом мы сегодня и поговорим. 4. Выявление восприятия, мотивации. ­ Вокруг нас очень много зданий: жилых и административных. Для  чего они? (Мы в них живем, учимся, в них работают взрослые). ­ А все ли здания вокруг одинаковые? Есть ли какие­нибудь  необыкновенные здания? (Есть. Храмы). ­ Чем же они необыкновенны? (Формой. Размером). ­ А зачем же нам такие необыкновенные здания? (Ходить в гости к  Богу. Молиться). ­ А как вы думаете, эти храмы давно построили или они новые?  (Некоторые построены давно, некоторые восстановили, а некоторые  храмы построили совсем недавно) ­ Кто из вас заходил в храм? С кем вы ходили? (Ответы детей). 5. Изучение нового материала. ­ Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм. Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”. ­   Когда   мы   приходим   в   гости,   заходим   в   дом,   что   мы   делаем? (Здороваемся).   Поэтому,   входя   в   храм,   христиане   на   мгновение останавливаются,   осеняют   себя   крестом   и   кланяются.   Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест. Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть. Памятки для мальчиков и девочек:         Прежде чем зайти в собор,         Головной сними убор,         Злые мысли отгони:         Не нужны тебе они... Скромную надень одежду,  В брюках в храм идёт невежда Голову платком покрой  И тихонько в храме стой. Слушай пение и службу,   Разорви с бесами дружбу,   Козни их не принимай,   Слову Божию внимай.  Никого не осуждай, Помощь нищему подай,  Поставь свечку и потом  Осени себя крестом.       Богомыслие храни,  Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись,  О всем мире помолись.  И скажу я от души:   Выйти с храма не спеши,   Стой на службе до конца,   Слушай проповедь отца.  Богомольцев не толкай,  К чину в храме привыкай.  Мы с вами поднимаемся на паперть. Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того  духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего  мира, как Царство не от мира сего. Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место  молитвы и совершения богослужения. Внутри православный храм  разделяется на три части: алтарь, центральную часть и притвор.  Чего много в храме? (Свечей. Икон.) Церковная   свеча ­   символ   молитвы   верующего   человека.   Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего ко Господу Иисусу   Христу,   Божией   Матери   или   святому,   выражает   стремление человека   к   духовному   преображению,   подобно   как   воск   претворяется   в огонь.   Так   как   свеча   покупается,   она   является   добровольной   жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних. Свеча ставится около иконы. Икона   – священное   изображение   Иисуса   Христа,   Богородицы, какого­либо святого, евангельского или церковно­исторического события. Иконами обычно называются изображения, выполненные на твёрдой поверхности   (преимущественно   на липовой доске,   покрытой левкасом,   то есть алебастром, разведенным с жидким клеем). Наш взгляд упирается в иконостас. Иконостас – перегородка, разделяющая алтарь и центральную часть храма. Состоит из икон, расположенных рядами в определенном порядке. Число ярусов бывает от трех до пяти.  В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого   или   праздника,   которым   посвящен   храм;   слева   от   врат расположены икона Богородицы и далее любая другая икона. За иконами нижнего   ряда   с   обеих   сторон расположены   дьяконские   двери.   Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый ­ икону Богородицы с Младенцем Христом и пророков. Верхний, пятый ярус ­ икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцов. Завершается иконостас распятием. Отгадайте загадку:    Льется, льется дивный звон.    Всех зовет к молитве он.    Знаешь ты, и знаю я,    То звонят…….              (колокола). ­ Зачем они звонят? (Зовут в храм на молитву.) Звон   колокольный  –   одна   из   существенных   принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения – либо для выражения духовной радости   в   великие   праздники,   либо   для   выражения   общей   скорби   при погребении усопших.  Звон   при   богослужениях   бывает   нескольких   видов.  Благовест  – мерные   удары   в   один   колокол.  Перезвон  –   удары   во   все   колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого. Перебор – медленные поочередные   удары   в   каждый   колокол   по   одному   разу   от   самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола и т.д. ­ А кто из вас видел другие храмы? (Ответы детей). ­ Они все одинаковые? (Нет). ­ Давайте посмотрим друг на друга. Мы с вами все одинаковые? (Нет и да). Мы   ­   люди   ­   в   чем­то   одинаковые.   Посмотрите   друг   на   друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но всё же мы ­ разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь. Вот также и храмы. Их много. Все они очень похожи. И все ­ разные. И этим они похожи на людей. Человек   когда­то   рождается.   И   храм   когда­то   рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя ­ он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы. Храм – это не просто здание, это живой организм. Поскольку   храм   на   Руси   занимал   исключительно   важное   место   в жизни   православного   человека,   то   созиданию   и   украшению   храмов отдавалось   все   самое   лучшее:   лучшие   силы,   лучшие   таланты   и жертвовались   наибольшие   средства.   Храм   обычно   строился   на возвышенном, “красном” месте  (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой   всего   градостроительного   плана.   Если   жителям   какого­нибудь города   или   селения   приходилось   менять   место   своего   жительства,   то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства. Храм   на   Руси   всегда   служил   самым   ярким   свидетельством соборности   православной   культуры.   Он   в   буквальном   смысле   собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно­общественную   жизнь.   В   храмах   оглашались   царские   указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили   церковные   соборы,   решения   которых   во   многом   определяли развитие отечественной истории и культуры. Наконец,   храм   на   Руси   в   течение   многих   веков   являлся   и   первой школой.   Здесь   всегда   были   книги,   так   как   церковное   богослужение   не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи,   иногда   древние   документы   и   различные   реликвии.   Таким образом,   храм   на   Руси   является   главным   хранителем   православной культуры. Для православного человека храм — всегда особое, святое место. “В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним”, — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу. Все   это   свидетельствует   о   непреходящем   значении   храма   в православной культуре России. 6. Повторение изученного ­ Зачем же люди строят храмы и ходят в них? (Молиться). ­ Где можно молиться Богу? Только в храме? (В любом месте). ­ Тогда зачем же молиться в храме? (Это особое место, где Бог  особенно близок). ­ Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе “Пчела”: Благословлённая Вечной природой,             Ставшая телом живым благодать,             Кружит пчела, чтобы воском и медом             За сотворенье природе воздать.             Пусть мне простят – но ни много, ни мало             Быть на пчелу я похожим хочу,             Чтоб и мое бытие даровало              Мёд ­ человеку, и Богу ­ свечу. ­ В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу? 7. Подведение итогов. ­ А теперь проверим, что вы запомнили. Отгадайте загадки: 1. Сюда приходят в день воскресный,     А в праздник здесь порою тесно.     Здесь люди каются, спасаются.     Как это место называется?               (церковь). 2. Храм на три части разделен.    Сначала входим мы в………        (притвор). 3. Затем пройдем в другую часть. Народ здесь молится, крестясь.    И хорошо известно нам,    Что это собственно есть…….       (храм). 4. Между второй и третьей частью    Стоит высокая стена.    Она украшена прекрасно –     На ней и крест, и образа.    Ответьте громко мне сейчас:    Эта стена ­ ………                      (иконостас). 5. Над головой весит светило.    Оно огромно и красиво.    Ну, не светильник – просто диво!    Название его ……….                       (паникадило). 6.Там престол, где Господь восседает,    Иерей службу там совершает.    И святится то место, как встарь,    И мы знаем, что это ………           (алтарь) 7. Как близки нам эти лики:    Божья Матерь и Спаситель.    Всех святых мы видим взоры    С образов или с ……….               (иконы). 8. Она стоит, и я стою.    Она горит, и я хочу    Гореть любовью к Богу, к людям…    О том молюсь, того хочу,    И зажигаю я………….           (свечу). 9. Не очень – то удобно, если честно, Держать в руках зажженную свечу.      А в храме для всего, конечно же, есть место.      Куда же ставим мы свечу,     От вас сейчас узнать хочу?             (подсвечник). 10. Туда достойных лишь берут,       Там словно ангелы поют.       Во время службы там читают.       Как это место называют?                  (клирос) 8. Рефлексия ­ А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного  предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с  урока. Вы должны закончить предложения. Я знаю ________________________ Я узнал(а)______________________ Я хочу узнать___________________ Я был(а) удивлен тем, что________ Я хочу рассказать родителям______ Для меня храм ­ это______________ 9. Домашнее задание     Подобрать изображения храмов. Рассказать о православном храме. Подготовить рисунки. Составить план экскурсии по православному храму.    Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда? Может ли православный христианин молиться без иконы? Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». Используемая литература 1. Юлия Щелчкова. Колокола России.  http://www.stihi.ru/2007/11/13/1111 2.  Игумен   Виссарион   (Остапенко),   "Правила   благочестивого поведения в храме".  https://happy­ school.ru/publ/pravila_blagochestivogo_povedenija_v_khrame/11­1­0­9895 3. Виды храмов. Устройство храма.  healthy­feed.com 4. Церкви в России картинки.  https://yandex.ru/images/search 5. Ираклий Абашидзе «Пчела».  http://pandia.ru/text/79/470/18184­6.php 6. https://azbyka.ru

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)

Презентация и конспект к уроку ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018