Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"
Оценка 4.8

Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Оценка 4.8
Научные работы
docx
английский язык
Взрослым
27.03.2019
Презентация и научная статья на  тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"
Доклад учителя английского языка МАОУ.docx
Доклад учителя английского языка МАОУ «Итатская СОШ» Томского района Ильиной Натальи Павловны Формирование мотивации к обучению английскому языку. Меняется   время,   меняются   люди.   И   вот   сегодня   каждое   образовательное учреждение   стремится   жить   и   работать   по   –   новому.   Этого   требует современное   общество,   которому   необходимы   высокообразованные, целеустремленные,   конкурентноспособные,   инициативные,   духовно   и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют современные задачи образования. Реализовать в полной мере заявляемый системно­деятельностный, а тем более компетентностный   подход,   не   меняя   сложившуюся   систему   традиционной школы, просто невозможно. Так же невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции и устойчивую мотивацию к обучению, работая только в классно­урочной системе обучения.  Задача   учителя   ­   не   дать   объем   знаний,   а   научить   учиться,   вдохновить учащихся, незаметно управляя процессом обучения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.   познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, развитые и используемые ребенком с начальной школы, это и есть цель ФГОС нашей страны.   Планируемые   результаты   ­   личностные, Но   чтобы   ФГОС   заработал   и   мы   получили   планируемые   результаты, необходима мотивация учащихся к обучению и усвоению иноязычной речи (английского языка). Реализация   системно­деятельностного   подхода   обеспечивается   следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 1 7) Принцип творчества Народная мудрость гласит «Иностранному (английскому) языку невозможно научить ­ ему можно только научиться», «немотивированный ученик просто не хочет   учиться»   или   «ты можешь   подвести   коня   к водопою, но ты не можешь заставить его пить». Эти   слова   приходят   на ум,   когда   видим   насколько   разным   может   быть отношение   учащихся   к иностранным   языкам.   Для   одного   ученика,   процесс изучения   языка   является   важным,   многозначительным,   он мотивирован к изучению   языка   (хотя   мотивы   могут   быть   разными:   самоактуализация, мотивация   высоких   достижений,   ориентация   на цель,   уход   от неудач и поражений); для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока.   Каждый   учитель   сталкивается   с подобной   ситуацией   и откровенно говоря,   часто   намерен   обвинить   школьника   в неверном   поведении   или неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по — другому учителем, который мыслит критически: для него — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?».   Само   собой   разумеющимся   является   факт,   что   способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя. Мотив   ­   направленность   школьника   на   отдельные   стороны   учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению). Мотивация   –   это   внутренняя   психологическая   характеристика   личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается  не один,   а   ряд   мотивов   различного   свойства,   которые   можно   разбить   на следующие группы: учебно­познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.); непосредственно­побуждающие (яркость,   новизна,   занимательность,   страх перед наказанием и др.); перспективно­побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.). Учебно­познавательные   мотивы,   которые   занимают   особое   место   среди представленных   групп,   формируются   только   в   ходе   активного   освоения учебной деятельности. 2 Учебно­познавательная мотивация   школьников   –   это   их   деятельностный подход   к   учёбе,   реализация   желания   хорошо   учиться.   Чтобы   у   ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация "хочу учиться хорошо", надо, чтобы каждый говорил себе: "Я смогу! Я добьюсь!" Можно выделить еще пять типов мотивации: 1.   Целевая   мотивация   –   хорошо   усваивается   то,   что   нужно   для   этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется. 2. Мотивация успеха – если предмет "удается", то его изучают с удвоенным интересом.   Мотивация   в   изучении   иностранных   языков   значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности. 3. Страноведческая мотивация – язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка. 4.   Эстетическая   мотивация   помогает   превращать   изучение   языка   в удовольствие. 5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ. [ Искрин С.А. 2004, № 2; – с.95] Формирование   мотивации   ––   это   создание   таких   условий,   при   которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается   мотивационная   сфера   учащихся,   он   стимулирует   ее   развитие системой психологически продуманных приемов. Существует   достаточно   много   способов   стимулирования   учащихся к изучению английского языка. Потребность   быть   успешными.   Согласно   ФГОС   нового   поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и активная жизненная позиция. Успешность и английский язык в нашей стране уже почти синонимы. Английский язык — это обязательный инструмент, без которого   невозможно   представить   современного,   успешного   человека. 3 Многие талантливые специалисты не могут найти достойную работу, лишь потому, что не владеют иностранным языком. Но наряду с этим, представляется важным внушение ребенку того, что успех не   приходит   сам   по   себе,   необходимо   много   и   упорно   трудиться, преодолевать неудачи и ценить коллективные достижения, а не только свои собственные. Игра,  сама   по   себе   представляет   сильный   фактор   мотивации, удовлетворяющий   требованиям   обучающихся   к   материалу,   который необходимо выучить и к разнообразию выполняемых упражнений. Игровая   деятельность   в   процессе   обучения   выполняет   различные функции: развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психологическую и развивающую. воспитательную,   обучающую,     1)   Обучающая   функция   заключается   в   развитии   памяти,   внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. 2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по  игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы­клише речевого   этикета   для   импровизации   речевого   обращения   друг   к   другу   на иностранном   языке,   что   помогает   воспитанию   такого   качества,   как вежливость. 3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир. 4)   Коммуникативная   функция   заключается   в   создании   атмосферы иноязычного   общения,   объединении   коллектива   учащихся,   установлении новых   эмоционально­коммуникативных   отношений,   основанных   на взаимодействии на иностранном языке. 5) Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой   на   нервную   систему   при   интенсивном   обучении   иностранному языку. 6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации. 7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. 4 Нетрадиционные уроки   Нетрадиционные уроки обычно проводятся, как итоговые при обобщении и закреплении   знаний,   умений   и   навыков   учащихся.   Как   правило,   они посвящены какой – то конкретной теме, и для её раскрытия нужно обладать определённым   набором   знаний,   фундаментом,   на   котором   базируется личностное   восприятие   и   понимание   изучаемой   проблемы,   а   также   для знакомства, например, с достопримечательностями городов, стран изучаемого языка. Нетрадиционные   формы   уроков,   наиболее   интересные   для   учащихся. Например: урок – защита проекта. Цель проведения нестандартных уроков – показать такие формы обучения, которые   позволяют   каждому   ученику   проявить   свою   активность,   свое творчество,   интерес   к   изучению   английского   языка   и   формируют познавательную активность и поддерживают мотивацию к учебе. Основные задачи, решаемые проведением нестандартных уроков:  стимулирование интереса учащихся  к   изучению иностранного языка;  развитие познавательного и   коммуникативного интереса;  стремление   к   самостоятельной   работе   по   овладению   иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочной деятельности;  способствование   более   глубокому   и   осознанному   восприятию   нового материала;  формирование   навыка   интегрированного   применения   знаний иностранного языка. Эффективность проведения   нестандартных   уроков   в   учебно   – педагогическом процессе заключается в следующих позициях:  Развитие   интеллектуальной   и   творческой   способности   учащихся   с учетом индивидуального подхода;  Совершенствование системы работы с одаренными детьми;  Стимулирование и мотивация развития способности ученика;  Увеличение   числа   детей,   активно   занимающихся   творческой деятельностью; 5  Регулярные публикации в средствах массовой информации;  Наличие победителей конкурсов и НПК разного уровня;  Повышение качества обученности и отсутствие неуспевающих. Видеоурок. Его   преимуществом   является   приобщение   школьников   к   культуре   стран изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой учащиеся знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. Урок– презентация. Урок – экскурсия. Учащиеся   делают   презентацию   и   демонстрируют   ее   перед   классом, организатором является, конечно же, учитель. Игровые уроки:  урок – деловая игра,  урок – ролевая игра,  урок – соревнование  урок – интеллектуальная игра. Игра   повышает   общий   эмоциональный   тонус.   Учащиеся   устают   от монотонности, а, играя, с удовольствием, включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок. Урок – праздник. Ежегодно мы проводим “Праздник алфавита” и “Праздник   мам”,   где   принимают   участие   родители   и   бабушки.   Дети   с наслаждением демонстрируют свои успехи в английском языке. Урок – сказка. Подготовка   сказок   –   творческая   работа,   которая   способствует   раскрытию индивидуальных   способностей,   а   также   углубляет   знания   языка.   И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. 6 Применение информационных компьютерных технологий Использование   информационных   технологий   в преподавании   английского языка   является   одним   из важнейших   аспектов   совершенствования и оптимизации   учебного   процесса,   обогащения   арсенала   методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. 1)   Метод   проектов   (технология   проектов) ­   это   одна   из   технологий   в обучении, в том числе иностранному языку, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса 2) Создание буктрейлеров о прочитанных книгах.  Буктрейлер  – это короткий видеорассказ о книге на 2­3 минуты. Он может быть   создан   в   формате   презентации,   постановочного   видео   или   с использованием   современных   спецэффектов   и   анимации.   В   буктрейлере раскрываются самые яркие моменты произведения. 3) Компьютерные игры – звуковое и графическое сопровождение многих оригинальных игр на английском языке. 4) Онлайн – тренажеры для запоминания лексики и развития навыков говорения. 5)  E­mail,   электронная   переписка   с   носителями   английского   языка, ровесниками из других стран.  Внеурочная деятельность. Внеурочная   работа   увеличивает   пространство,   в котором   школьники   могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую   остаются   невостребованными   на уроках.   Все   это   создает благоприятный   фон   для   достижения   успеха,   что,   в свою   очередь, положительно влияет на учебную деятельность. Инсценировка стихов, песен, сказок. Общеизвестно,   что   каждый   народ   имеет   свою   культуру,   свои   духовные ценности,   свое   мировосприятие,   и   это   отражается   в   его   языке.   Учитель иностранного   языка   –   прежде   всего   учитель   иноязычной   культуры,   задача которого заключается в приобщении учеников к культуре народа – носителя языка. Один из способов решения – это изучение литературного и песенного наследия страны изучаемого языка. 7 Дистанционные олимпиады, конкурсы. Участие   в дистанционных   олимпиадах   и  конкурсах   является   эффективным способом   обучения,   самореализации   и повышения   образовательного   уровня школьников. Участники   дистанционных   олимпиад   становятся   заинтересованными в развитии   собственного   образования,   поскольку,   не имея   готового   ответа на поставленную   задачу,   они   разрабатывают   свою   собственную   творческую продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе. Все   вышеперечисленные способы   стимулирования   учащихся   к изучению английского   языка  позволяют   решить   проблему   мотивации,   создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий   для   сотрудничества   и   взаимодействия   между   учащимися,   что является мотивирующим  фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Список литературы 1. Алексейчук М. И. Проектная методика­средство обучения английскому языку.  2. Барменкова   О.   И.   О   работе   над   проектом.   //   Иностранные   языки   в школе. ­ 1997. ­ №3 3. Денежкина   Т.   А.   Применение   информационно­коммуникационных технологий на уроках английского языка общеобразовательной школы. 4. Полат   Е.С.   Метод   проектов   на   уроках   английского   языка.   // 5. 6. Иностранные языки в школе. ­ 2000. ­ №2, 3   Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов [ Отв.ред. М.К.Колкова] . – Спб.: Каро, 2008.     Методика   обучения   иностранным   языкам   в   средней   школе   /   Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. 7. Леонтьев   А.Н.   Психологические   вопросы   сознательности   учения   // Избранные психологические произведения. – М., 1983. 8. Леднева   В.   С.   и   др.   Государственный   стандарт   начального   общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. 8 Общественно­   гуманитарные   дисциплины.   –   Москва,   ТЦ   Сфера, Прометей,1998 – с.226 9. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // – Начальная школа – 2001 – №11 – с. 49­51 10.  Маркова   А.К.   и   др.   Формирование   мотивации   учения:   Книга   для учителя. М.: Просвещение, 1990. –с.192 9

Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на  тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на  тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на  тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на  тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на  тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на  тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на  тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на  тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

Презентация и научная статья на  тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019