Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"

  • Научные работы
  • docx
  • 27.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад учителя английского языка МАОУ.docx
Доклад учителя английского языка МАОУ «Итатская СОШ» Томского района Ильиной Натальи Павловны Формирование мотивации к обучению английскому языку. Меняется   время,   меняются   люди.   И   вот   сегодня   каждое   образовательное учреждение   стремится   жить   и   работать   по   –   новому.   Этого   требует современное   общество,   которому   необходимы   высокообразованные, целеустремленные,   конкурентноспособные,   инициативные,   духовно   и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют современные задачи образования. Реализовать в полной мере заявляемый системно­деятельностный, а тем более компетентностный   подход,   не   меняя   сложившуюся   систему   традиционной школы, просто невозможно. Так же невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции и устойчивую мотивацию к обучению, работая только в классно­урочной системе обучения.  Задача   учителя   ­   не   дать   объем   знаний,   а   научить   учиться,   вдохновить учащихся, незаметно управляя процессом обучения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.   познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, развитые и используемые ребенком с начальной школы, это и есть цель ФГОС нашей страны.   Планируемые   результаты   ­   личностные, Но   чтобы   ФГОС   заработал   и   мы   получили   планируемые   результаты, необходима мотивация учащихся к обучению и усвоению иноязычной речи (английского языка). Реализация   системно­деятельностного   подхода   обеспечивается   следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 17) Принцип творчества Народная мудрость гласит «Иностранному (английскому) языку невозможно научить ­ ему можно только научиться», «немотивированный ученик просто не хочет   учиться»   или   «ты можешь   подвести   коня   к водопою, но ты не можешь заставить его пить». Эти   слова   приходят   на ум,   когда   видим   насколько   разным   может   быть отношение   учащихся   к иностранным   языкам.   Для   одного   ученика,   процесс изучения   языка   является   важным,   многозначительным,   он мотивирован к изучению   языка   (хотя   мотивы   могут   быть   разными:   самоактуализация, мотивация   высоких   достижений,   ориентация   на цель,   уход   от неудач и поражений); для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока.   Каждый   учитель   сталкивается   с подобной   ситуацией   и откровенно говоря,   часто   намерен   обвинить   школьника   в неверном   поведении   или неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по — другому учителем, который мыслит критически: для него — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?».   Само   собой   разумеющимся   является   факт,   что   способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя. Мотив   ­   направленность   школьника   на   отдельные   стороны   учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению). Мотивация   –   это   внутренняя   психологическая   характеристика   личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается  не один,   а   ряд   мотивов   различного   свойства,   которые   можно   разбить   на следующие группы: учебно­познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.); непосредственно­побуждающие (яркость,   новизна,   занимательность,   страх перед наказанием и др.); перспективно­побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.). Учебно­познавательные   мотивы,   которые   занимают   особое   место   среди представленных   групп,   формируются   только   в   ходе   активного   освоения учебной деятельности. 2Учебно­познавательная мотивация   школьников   –   это   их   деятельностный подход   к   учёбе,   реализация   желания   хорошо   учиться.   Чтобы   у   ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация "хочу учиться хорошо", надо, чтобы каждый говорил себе: "Я смогу! Я добьюсь!" Можно выделить еще пять типов мотивации: 1.   Целевая   мотивация   –   хорошо   усваивается   то,   что   нужно   для   этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется. 2. Мотивация успеха – если предмет "удается", то его изучают с удвоенным интересом.   Мотивация   в   изучении   иностранных   языков   значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности. 3. Страноведческая мотивация – язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка. 4.   Эстетическая   мотивация   помогает   превращать   изучение   языка   в удовольствие. 5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ. [ Искрин С.А. 2004, № 2; – с.95] Формирование   мотивации   ––   это   создание   таких   условий,   при   которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается   мотивационная   сфера   учащихся,   он   стимулирует   ее   развитие системой психологически продуманных приемов. Существует   достаточно   много   способов   стимулирования   учащихся к изучению английского языка. Потребность   быть   успешными.   Согласно   ФГОС   нового   поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и активная жизненная позиция. Успешность и английский язык в нашей стране уже почти синонимы. Английский язык — это обязательный инструмент, без которого   невозможно   представить   современного,   успешного   человека. 3Многие талантливые специалисты не могут найти достойную работу, лишь потому, что не владеют иностранным языком. Но наряду с этим, представляется важным внушение ребенку того, что успех не   приходит   сам   по   себе,   необходимо   много   и   упорно   трудиться, преодолевать неудачи и ценить коллективные достижения, а не только свои собственные. Игра,  сама   по   себе   представляет   сильный   фактор   мотивации, удовлетворяющий   требованиям   обучающихся   к   материалу,   который необходимо выучить и к разнообразию выполняемых упражнений. Игровая   деятельность   в   процессе   обучения   выполняет   различные функции: развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психологическую и развивающую. воспитательную,   обучающую,     1)   Обучающая   функция   заключается   в   развитии   памяти,   внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. 2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по  игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы­клише речевого   этикета   для   импровизации   речевого   обращения   друг   к   другу   на иностранном   языке,   что   помогает   воспитанию   такого   качества,   как вежливость. 3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир. 4)   Коммуникативная   функция   заключается   в   создании   атмосферы иноязычного   общения,   объединении   коллектива   учащихся,   установлении новых   эмоционально­коммуникативных   отношений,   основанных   на взаимодействии на иностранном языке. 5) Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой   на   нервную   систему   при   интенсивном   обучении   иностранному языку. 6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации. 7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. 4Нетрадиционные уроки   Нетрадиционные уроки обычно проводятся, как итоговые при обобщении и закреплении   знаний,   умений   и   навыков   учащихся.   Как   правило,   они посвящены какой – то конкретной теме, и для её раскрытия нужно обладать определённым   набором   знаний,   фундаментом,   на   котором   базируется личностное   восприятие   и   понимание   изучаемой   проблемы,   а   также   для знакомства, например, с достопримечательностями городов, стран изучаемого языка. Нетрадиционные   формы   уроков,   наиболее   интересные   для   учащихся. Например: урок – защита проекта. Цель проведения нестандартных уроков – показать такие формы обучения, которые   позволяют   каждому   ученику   проявить   свою   активность,   свое творчество,   интерес   к   изучению   английского   языка   и   формируют познавательную активность и поддерживают мотивацию к учебе. Основные задачи, решаемые проведением нестандартных уроков:  стимулирование интереса учащихся  к   изучению иностранного языка;  развитие познавательного и   коммуникативного интереса;  стремление   к   самостоятельной   работе   по   овладению   иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочной деятельности;  способствование   более   глубокому   и   осознанному   восприятию   нового материала;  формирование   навыка   интегрированного   применения   знаний иностранного языка. Эффективность проведения   нестандартных   уроков   в   учебно   – педагогическом процессе заключается в следующих позициях:  Развитие   интеллектуальной   и   творческой   способности   учащихся   с учетом индивидуального подхода;  Совершенствование системы работы с одаренными детьми;  Стимулирование и мотивация развития способности ученика;  Увеличение   числа   детей,   активно   занимающихся   творческой деятельностью; 5 Регулярные публикации в средствах массовой информации;  Наличие победителей конкурсов и НПК разного уровня;  Повышение качества обученности и отсутствие неуспевающих. Видеоурок. Его   преимуществом   является   приобщение   школьников   к   культуре   стран изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой учащиеся знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. Урок– презентация. Урок – экскурсия. Учащиеся   делают   презентацию   и   демонстрируют   ее   перед   классом, организатором является, конечно же, учитель. Игровые уроки:  урок – деловая игра,  урок – ролевая игра,  урок – соревнование  урок – интеллектуальная игра. Игра   повышает   общий   эмоциональный   тонус.   Учащиеся   устают   от монотонности, а, играя, с удовольствием, включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок. Урок – праздник. Ежегодно мы проводим “Праздник алфавита” и “Праздник   мам”,   где   принимают   участие   родители   и   бабушки.   Дети   с наслаждением демонстрируют свои успехи в английском языке. Урок – сказка. Подготовка   сказок   –   творческая   работа,   которая   способствует   раскрытию индивидуальных   способностей,   а   также   углубляет   знания   языка.   И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. 6Применение информационных компьютерных технологий Использование   информационных   технологий   в преподавании   английского языка   является   одним   из важнейших   аспектов   совершенствования и оптимизации   учебного   процесса,   обогащения   арсенала   методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. 1)   Метод   проектов   (технология   проектов) ­   это   одна   из   технологий   в обучении, в том числе иностранному языку, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса 2) Создание буктрейлеров о прочитанных книгах.  Буктрейлер  – это короткий видеорассказ о книге на 2­3 минуты. Он может быть   создан   в   формате   презентации,   постановочного   видео   или   с использованием   современных   спецэффектов   и   анимации.   В   буктрейлере раскрываются самые яркие моменты произведения. 3) Компьютерные игры – звуковое и графическое сопровождение многих оригинальных игр на английском языке. 4) Онлайн – тренажеры для запоминания лексики и развития навыков говорения. 5)  E­mail,   электронная   переписка   с   носителями   английского   языка, ровесниками из других стран.  Внеурочная деятельность. Внеурочная   работа   увеличивает   пространство,   в котором   школьники   могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую   остаются   невостребованными   на уроках.   Все   это   создает благоприятный   фон   для   достижения   успеха,   что,   в свою   очередь, положительно влияет на учебную деятельность. Инсценировка стихов, песен, сказок. Общеизвестно,   что   каждый   народ   имеет   свою   культуру,   свои   духовные ценности,   свое   мировосприятие,   и   это   отражается   в   его   языке.   Учитель иностранного   языка   –   прежде   всего   учитель   иноязычной   культуры,   задача которого заключается в приобщении учеников к культуре народа – носителя языка. Один из способов решения – это изучение литературного и песенного наследия страны изучаемого языка. 7Дистанционные олимпиады, конкурсы. Участие   в дистанционных   олимпиадах   и  конкурсах   является   эффективным способом   обучения,   самореализации   и повышения   образовательного   уровня школьников. Участники   дистанционных   олимпиад   становятся   заинтересованными в развитии   собственного   образования,   поскольку,   не имея   готового   ответа на поставленную   задачу,   они   разрабатывают   свою   собственную   творческую продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе. Все   вышеперечисленные способы   стимулирования   учащихся   к изучению английского   языка  позволяют   решить   проблему   мотивации,   создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий   для   сотрудничества   и   взаимодействия   между   учащимися,   что является мотивирующим  фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Список литературы 1. Алексейчук М. И. Проектная методика­средство обучения английскому языку.  2. Барменкова   О.   И.   О   работе   над   проектом.   //   Иностранные   языки   в школе. ­ 1997. ­ №3 3. Денежкина   Т.   А.   Применение   информационно­коммуникационных технологий на уроках английского языка общеобразовательной школы. 4. Полат   Е.С.   Метод   проектов   на   уроках   английского   языка.   // 5. 6. Иностранные языки в школе. ­ 2000. ­ №2, 3   Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов [ Отв.ред. М.К.Колкова] . – Спб.: Каро, 2008.     Методика   обучения   иностранным   языкам   в   средней   школе   /   Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. 7. Леонтьев   А.Н.   Психологические   вопросы   сознательности   учения   // Избранные психологические произведения. – М., 1983. 8. Леднева   В.   С.   и   др.   Государственный   стандарт   начального   общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. 8Общественно­   гуманитарные   дисциплины.   –   Москва,   ТЦ   Сфера, Прометей,1998 – с.226 9. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // – Начальная школа – 2001 – №11 – с. 49­51 10.  Маркова   А.К.   и   др.   Формирование   мотивации   учения:   Книга   для учителя. М.: Просвещение, 1990. –с.192 9