Доклад учителя английского языка МАОУ «Итатская СОШ» Томского
района Ильиной Натальи Павловны
Формирование мотивации к обучению английскому языку.
Меняется время, меняются люди. И вот сегодня каждое образовательное
учреждение стремится жить и работать по – новому. Этого требует
современное общество,
которому необходимы высокообразованные,
целеустремленные, конкурентноспособные, инициативные, духовно и
физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.
Этого требуют современные задачи образования.
Реализовать в полной мере заявляемый системнодеятельностный, а тем более
компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной
школы, просто невозможно. Так же невозможно сформировать у учащихся
ключевые компетенции и устойчивую мотивацию к обучению, работая только
в классноурочной системе обучения.
Задача учителя не дать объем знаний, а научить учиться, вдохновить
учащихся, незаметно управляя процессом обучения.
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного
процесса.
познавательные,
регулятивные и коммуникативные УУД, развитые и используемые ребенком с
начальной школы, это и есть цель ФГОС нашей страны.
Планируемые результаты личностные,
Но чтобы ФГОС заработал и мы получили планируемые результаты,
необходима мотивация учащихся к обучению и усвоению иноязычной речи
(английского языка).
Реализация системнодеятельностного подхода обеспечивается следующей
системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности
2) Принцип непрерывности
3) Принцип целостности
4) Принцип минимакса
5) Принцип психологической комфортности
6) Принцип вариативности
1 7) Принцип творчества
Народная мудрость гласит «Иностранному (английскому) языку невозможно
научить ему можно только научиться», «немотивированный ученик просто
не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою,
но ты не можешь заставить его пить».
Эти слова приходят на ум, когда видим насколько разным может быть
отношение учащихся к иностранным языкам. Для одного ученика, процесс
изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован
к изучению языка (хотя мотивы могут быть разными: самоактуализация,
мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач
и поражений); для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую
он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца
урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно
говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или
неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть
воспринята абсолютно по — другому учителем, который мыслит критически:
для него — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы
учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам
учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность
мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.
Мотив направленность школьника на отдельные стороны учебной
работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради
чего учится школьник, что побуждает его к учению).
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности,
которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к
окружающему миру, различным видам деятельности.
Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается не
один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить на
следующие группы:
учебнопознавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний,
познавательная потребность, любознательность и др.);
непосредственнопобуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх
перед наказанием и др.);
перспективнопобуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).
Учебнопознавательные мотивы, которые занимают особое место среди
представленных групп, формируются только в ходе активного освоения
учебной деятельности.
2 Учебнопознавательная мотивация школьников – это их деятельностный
подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка
возникла стойкая внутренняя мотивация "хочу учиться хорошо", надо, чтобы
каждый говорил себе: "Я смогу! Я добьюсь!"
Можно выделить еще пять типов мотивации:
1. Целевая мотивация – хорошо усваивается то, что нужно для этой
деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
2. Мотивация успеха – если предмет "удается", то его изучают с удвоенным
интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно
возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на
уроке, но и во внеклассной деятельности.
3. Страноведческая мотивация – язык быстро реагирует на все социальные
изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и
обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной
природы языка.
4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в
удовольствие.
5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает
возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ. [ Искрин
С.А. 2004, № 2; – с.95]
Формирование мотивации –– это создание таких условий, при которых
появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание
их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как
развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие
системой психологически продуманных приемов.
Существует достаточно много способов стимулирования учащихся
к изучению английского языка.
Потребность быть успешными. Согласно ФГОС нового поколения
успешность современного человека определяют ориентированность на знания
и активная жизненная позиция. Успешность и английский язык в нашей стране
уже почти синонимы. Английский язык — это обязательный инструмент, без
которого невозможно представить современного, успешного человека.
3 Многие талантливые специалисты не могут найти достойную работу, лишь
потому, что не владеют иностранным языком.
Но наряду с этим, представляется важным внушение ребенку того, что успех
не приходит сам по себе, необходимо много и упорно трудиться,
преодолевать неудачи и ценить коллективные достижения, а не только свои
собственные.
Игра,
сама по себе представляет сильный фактор мотивации,
удовлетворяющий требованиям обучающихся к материалу, который
необходимо выучить и к разнообразию выполняемых упражнений.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет различные
функции:
развлекательную,
коммуникативную, релаксационную, психологическую и развивающую.
воспитательную,
обучающую,
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания,
восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также
она способствует развитию навыков владения иностранным языком.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества, как
внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается
чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразыклише
речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на
иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как
вежливость.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на
уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное
приключение, а порой и в сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы
иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении
новых эмоциональнокоммуникативных отношений,
основанных на
взаимодействии на иностранном языке.
5) Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного
нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному
языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки
своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а
также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации.
7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных
качеств для активизации резервных возможностей личности.
4 Нетрадиционные уроки
Нетрадиционные уроки обычно проводятся, как итоговые при обобщении и
закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они
посвящены какой – то конкретной теме, и для её раскрытия нужно обладать
определённым набором знаний, фундаментом, на котором базируется
личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы, а также для
знакомства, например, с достопримечательностями городов, стран изучаемого
языка.
Нетрадиционные формы уроков, наиболее интересные для учащихся.
Например: урок – защита проекта.
Цель проведения нестандартных уроков – показать такие формы обучения,
которые позволяют каждому ученику проявить свою активность, свое
творчество, интерес к изучению английского языка и формируют
познавательную активность и поддерживают мотивацию к учебе.
Основные задачи, решаемые проведением нестандартных уроков:
стимулирование интереса учащихся к изучению иностранного языка;
развитие познавательного и коммуникативного интереса;
стремление к самостоятельной работе по овладению иностранным
языком, как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
способствование более глубокому и осознанному восприятию нового
материала;
формирование навыка интегрированного применения знаний
иностранного языка.
Эффективность проведения нестандартных уроков в учебно –
педагогическом процессе заключается в следующих позициях:
Развитие интеллектуальной и творческой способности учащихся с
учетом индивидуального подхода;
Совершенствование системы работы с одаренными детьми;
Стимулирование и мотивация развития способности ученика;
Увеличение числа детей,
активно занимающихся творческой
деятельностью;
5 Регулярные публикации в средствах массовой информации;
Наличие победителей конкурсов и НПК разного уровня;
Повышение качества обученности и отсутствие неуспевающих.
Видеоурок.
Его преимуществом является приобщение школьников к культуре стран
изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют учащимся живую
речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой учащиеся
знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями
страны изучаемого языка.
Урок– презентация. Урок – экскурсия.
Учащиеся делают презентацию и демонстрируют ее перед классом,
организатором является, конечно же, учитель.
Игровые уроки:
урок – деловая игра,
урок – ролевая игра,
урок – соревнование
урок – интеллектуальная игра.
Игра повышает общий эмоциональный тонус. Учащиеся устают от
монотонности, а, играя, с удовольствием, включаются в процесс обучения,
забывая, что идёт урок.
Урок – праздник. Ежегодно мы проводим “Праздник алфавита” и
“Праздник мам”, где принимают участие родители и бабушки. Дети с
наслаждением демонстрируют свои успехи в английском языке.
Урок – сказка.
Подготовка сказок – творческая работа, которая способствует раскрытию
индивидуальных способностей, а также углубляет знания языка. И
немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
6 Применение информационных компьютерных технологий
Использование информационных технологий в преподавании английского
языка является одним из важнейших аспектов совершенствования
и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических
средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок
интересным и запоминающимся для учащихся.
1) Метод проектов (технология проектов) это одна из технологий в
обучении, в том числе иностранному языку, основанная на моделировании
социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса
2) Создание буктрейлеров о прочитанных книгах.
Буктрейлер – это короткий видеорассказ о книге на 23 минуты. Он может
быть создан в формате презентации, постановочного видео или с
использованием современных спецэффектов и анимации. В буктрейлере
раскрываются самые яркие моменты произведения.
3) Компьютерные игры – звуковое и графическое сопровождение многих
оригинальных игр на английском языке.
4) Онлайн – тренажеры для запоминания лексики и развития навыков
говорения.
5) Email, электронная переписка с носителями английского языка,
ровесниками из других стран.
Внеурочная деятельность.
Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут
развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои
лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые
зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает
благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь,
положительно влияет на учебную деятельность.
Инсценировка стихов, песен, сказок.
Общеизвестно, что каждый народ имеет свою культуру, свои духовные
ценности, свое мировосприятие, и это отражается в его языке. Учитель
иностранного языка – прежде всего учитель иноязычной культуры, задача
которого заключается в приобщении учеников к культуре народа – носителя
языка. Один из способов решения – это изучение литературного и песенного
наследия страны изучаемого языка.
7 Дистанционные олимпиады, конкурсы.
Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах является эффективным
способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня
школьников.
Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными
в развитии собственного образования, поскольку, не имея готового ответа
на поставленную задачу, они разрабатывают свою собственную творческую
продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе.
Все вышеперечисленные способы стимулирования учащихся к изучению
английского языка позволяют решить проблему мотивации, создать
положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при
помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания
условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что
является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к
успешному изучению иностранного языка.
Список литературы
1. Алексейчук М. И. Проектная методикасредство обучения английскому
языку.
2. Барменкова О. И. О работе над проектом. // Иностранные языки в
школе. 1997. №3
3. Денежкина Т. А. Применение информационнокоммуникационных
технологий на уроках английского языка общеобразовательной школы.
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка. //
5.
6.
Иностранные языки в школе. 2000. №2, 3
Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие
для учителей, аспирантов и студентов [ Отв.ред. М.К.Колкова] . – Спб.:
Каро, 2008.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В.
Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991.
7. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения //
Избранные психологические произведения. – М., 1983.
8. Леднева В. С. и др. Государственный стандарт начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1.
8 Общественно гуманитарные дисциплины. – Москва, ТЦ Сфера,
Прометей,1998 – с.226
9. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе
обучения. // – Начальная школа – 2001 – №11 – с. 4951
10. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для
учителя. М.: Просвещение, 1990. –с.192
9
Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"
Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"
Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"
Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"
Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"
Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"
Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"
Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"
Презентация и научная статья на тему: "Формирование мотивации к обучению английскому языку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.