Таблица истинности
Некоторые логические задачи решаются с помощью таблицы истинности.
При использовании этого способа условия задачи и результаты рассуждений
заносятся в таблицу.
Рассмотрим задачу:
«В кувшин, банку и миску налиты молоко, сметана и простокваша. Известно,
что в кувшине не сметана, а в миске не сметана и не молоко. Куда налито
молоко?»
Занесём данные в таблицу.
Кувшин
Банка
Миска
Молоко
Сметана
Простокваша
Расставим знаки «+» или «-» в соответствии с условием.
Зная, что в миске не сметана и не молоко, а в кувшине не сметана, ставим
знаки «-» в соответствующих ячейках.
Миска
-
-
Кувшин
Банка
Молоко
Сметана
Простокваша
В каждой строке и в каждом столбце должны быть один «+» и остальные
знаки «-». Из таблицы видно, что в миске должна быть простокваша, а в
банке сметана. В этих ячейках поставим «+».
Банка
Молоко
Сметана
Простокваша
Заполним строку «Простокваша». Есть знак «+», значит, оставшиеся в
ней знаки, должны быть «-». В столбце «Банка» тоже есть знак «+», значит
остальные будут «-».
Миска
-
-
+
Кувшин
+
-
-
Кувшин
Банка
-
-
-
+
-
Молоко
Сметана
Простокваша
Посмотрите на столбец «Кувшин». Какой знак там должен стоять. На что он
указывает?
Нет необходимости каждый раз рисовать новую таблицу.
Знаки можно последовательно расставлять в одной таблице.
Постарайтесь рассказать ребятам ход рассуждений, используя выражения:
Миска
-
-
+
Выделяем ключевые (главные) слова и даем название строкам и
столбцам.
Анализирую каждое из условий задачи и заполняем таблицу…..
Из таблицы видно… Значит… Следовательно….
Делаем вывод, о том что …….
Построение графа
Один из способов решения логических задач – с помощью графа.
Граф – это рисунок состоящий из точек и линий или стрелок,
соединяющих некоторые из этих точек.
Рассмотрим задачу:
«Дениска, Мишка, Костик, Алёнка и Денискины папа с мамой
придумывали задачи. Папа придумал задач больше, чем Костик, а
Дениска больше, чем Мишка. Мама придумала задач больше, чем
папа, но Меньше, чем Мишка. Алёнка придумала задач меньше,
чем Костик. Кто из них придумал больше всего задач? »
Изобразим всех участников точками.
Пользуясь условиями задачи, нарисуем стрелки от тех, кто
придумал меньше, к тем, кто придумал больше.
Мишка Костик
Дениска
Алёнка
мама
папа
Из графа видно, как можно сравнить и найти того, кто решил
задач больше всего. Стрелка идет к тому, кто решил задач
больше.
А кто решил задач меньше всего?
Постарайтесь рассказать ребятам ход рассуждений, используя
выражения:
В задаче говорится о … участниках….
Отметим точками ….
Проведём стрелки от тех, кто придумал меньше, к
тем, кто придумал больше …
Отследим ход стрелок…. Значит… Следовательно….
Делаем вывод, что …….
Задачи на взвешивание
В условии таких задач просят определить и убрать
отличающийся от остальных предмет по весу (фальшивую монету,
которая либо легче настоящих, либо тяжелее) за наименьшее
число взвешиваний. Решая такие задачи, необходимо сравнивать
либо группы предметов друг с другом, либо один предмет с
другим.
Рассмотрим задачу: Фальшивая монета
Имеется 8 монет. Одна из них фальшивая и легче
настоящей монеты. Определите за 3 взвешивания какая из монет
фальшивая.
Делим монеты на две равные кучки – по 4 монеты в каждой.
Взвешиваем.
Ту кучку, которая легче, опять делим на две одинаковых
кучки – теперь по две монеты в каждой. Взвешиваем.
Определяем, какая из них легче. Кладем на чаши весов по
1 монете из этой кучки. Фальшивая та, которая легче.
Задача решена.
Постарайтесь рассказать ребятам ход рассуждений, используя
выражения:
В задаче необходимо …..
Используем прием сравнения и будем ……
После первого взвешивания, мы установили …… ,
значит ….. После второго взвешивания, мы установили …… ,
следовательно …..
После третьего взвешивания, мы установили ……
Делаем вывод, что …..
Задачи на переливание
Рассмотрим еще один тип логических задач. Это задачи
на переливания, в которых с помощью сосудов известных
емкостей (ведер, банок, …) требуется отмерить некоторое
количество жидкости.
Рассмотрим задачу:
«На даче бабушке, чтобы залить удобрение в чашке необходим 1
литр воды, но у нее только ведра объёмом 5 л и 8 л и большая
бочка. Выливать лишнюю воду можно или на грядку, или в бочку,
в которой можно было и накапливать нужное количество воды.
Как ей набрать 1 литр воды?»
Такие задачи можно решать с помощью таблицы, в которой
показаны номера ходов и количество воды.
3
литры
ходы
5 л
-5
8л
1 ход –наливаем в бочку 8 литров;
2 ход –наливаем еще раз в бочку 8 литров, теперь в ней 16 л;
3 ход –набираем из бочки 5л;
4 ход – набираем из бочки еще раз 5л и в ней остается 1 литр,
который и необходим
Таблицу можно оформить и по другому:
Количество ведер
4
-5
2
-
8
Ведро объёмом 5
литров
Ведро объёмом 8
литров
1
-
8
5
1
2
3
4
5
10
15
20
8
16
24
32
Вы можете построить рассуждение по этой
таблице. Постарайтесь рассказать ребятам ход рассуждений, используя
выражения:
В задаче необходимо …..
Используем прием ……
Берем ведро, ёмкостью …. литров, наливаем в ….
Затем, наливает….
И наконец, мы получили необходимое количество
воды.
Способ перекладывания палочек
В задачах такого вида работают с римскими цифрами.
Их изображение выкладывают из палочек
I – 1 V – 5 X – 10
Символ одного знака может повторяться только один раз.
I I – 2, I I I – 3, V I I I- 8.
Если символ меньшего знака стоит впереди, а после
символ большего знака, значит, от большего отнимаем
меньшее.
IV - 4 V – 5 VI – 6 IX – 9 XI -11
Рассмотрим задачу:
«Как неверное равенство превратить в верное,
переложив одну палочку?»
V - I I I = V I I Прочитываю
неравенство: 5 – 3 = 7.
Пробую перекладывать палочки так, чтобы получались другие
римские цифры.
Так из V можно получить X.
Проверяю X - I I I = V I I, получилось 10 – 3 = 7, а это
верное равенство. Постарайтесь рассказать ребятам ход рассуждений,
используя выражения:
В задаче необходимо …..
Используем прием ……
Пробую переложить палочку в числе….. так, чтобы
получилось число…
Проверяю….
Получили верное равенство.
Задачи, решаемые с конца
Такие задачи удобно записывать, начиная с неизвестного числа,
далее записываем все действия в виде цепочки.
Например: Задуманное число
Я задумала число, умножила его на два, прибавила три и
получила 17. Какое число я задумала?
Х ∙ 2 + 3 = 17.
Такое задание можно решить, как решаем уравнения,
но легче выполнить его с конца, заменяя арифметические
действия на противоположные.
17 - 3 : 2 = 7 Проверяю себя: 7 ∙ 2 + 3
= 17
Постарайтесь рассмотреть и выполнить следующие задачи:
Отгадай число
Я задумал число, умножил его на 7, прибавил 15 и получил 50.
Какое число я задумал?
Магия чисел
Я задумал число, прибавил к нему 5, потом разделил сумму на 3,
умножил на 4, отнял 6, разделил на 7 и получил число 2. Какое
число я задумал. Способы решения логических задач
Логическая задача – это некоторая проблемная ситуация,
для решения которой необходимы только правильные
(логические) рассуждения. В основе логически
правильного мышления лежат логические законы.
Математика помогает нам их раскрывать.
При решении некоторых логических задач
существуют определенные приемы рассуждений или
способы решения таких задач.
Логические задачи решаются с помощью следующих
способов решения:
Перебора вариантов;
Составление дерева выбора;
Подсчета числа всех возможных пар;
Составления таблицы истинности;
Изображения графа;
Способа переливания;
Способа взвешивания;
Перекладывания палочек;
Решения с конца ….. и многих других. Благодаря этим способам можно научиться
правильно строить рассуждения при решении
логических задач и находить их верное решение.
Желаю вам удачи, новых
открытий и чувства радости от
результатов проделанной
работы!
Я в вас верю!
Презентация и технологическая карта ученика по математике на тему "Занимательные задачи" ( 5 класс)
Презентация и технологическая карта ученика по математике на тему "Занимательные задачи" ( 5 класс)
Презентация и технологическая карта ученика по математике на тему "Занимательные задачи" ( 5 класс)
Презентация и технологическая карта ученика по математике на тему "Занимательные задачи" ( 5 класс)
Презентация и технологическая карта ученика по математике на тему "Занимательные задачи" ( 5 класс)
Презентация и технологическая карта ученика по математике на тему "Занимательные задачи" ( 5 класс)
Презентация и технологическая карта ученика по математике на тему "Занимательные задачи" ( 5 класс)
Презентация и технологическая карта ученика по математике на тему "Занимательные задачи" ( 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.