Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Современная семья является источником самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему личностного воспитания готовности к школе. Поэтому детский сад призван скорректировать эту проблему.
Роль семьи в воспитании личностной
готовности старших дошкольников к
школе.
Проблемы взаимодействия педагогов
и родителей.
Организация эффективного
взаимодействия детского сада и
семьи в воспитании личностной
готовности старших дошкольников к
школе.
Для ребёнка семья — это среда, в
его
условия
которой
психического,
физического,
интеллектуального
эмоционального
развития.
Современная семья является источником
психолого-
самых
педагогических проблем. Далеко не
каждая семья может предложить своему
ребенку
эффективную
воспитания
систему
готовности к школе. Поэтому детский сад
призван скорректировать эту проблему.
и
личностного
разнообразных
складываются
и
грамотную
1 тип «Взаимодействующие семьи»:
положительная,
детско-родительские
принимающая
индивидуальности
взаимоотношения;
позиция родителей к детям;
уважение
ребенка, одобрение и поддержка его интересов;
благоприятные
эмоционально
и
признание
семья уделяет достаточно времени ребенку;
родители адекватно оценивают способности
ребенка, поощряют его самостоятельность и
инициативу, стараются быть с ним на равных.
У детей, воспитывающихся в таких семьях,
хорошо развиты коммуникативные способности,
ответственность,
они
любознательность, самостоятельность.
проявляют
2 тип «Индифферентные семьи».
к
своему
ребенку
не
проявляют
родители
безразличие в отношении его уровня развития,
мало эмоциональны во взаимодействии с ним,
игнорируют интересы ребенка.
Отсюда возникают трудности у детей в процессе
подготовки к школьному обучению (недостаточно
развиты:
самоконтроль,
самоорганизация, ответственность).
могут
сосредоточиться на решении задания; проявляют
к шаблонным
мало инициативы,
действиям и решениям, имеют затруднения в
общении со взрослыми и сверстниками.
самостоятельность,
отвлекаются,
тяготеют
Дети
часто
3 тип «Проблемные семьи»
возникают
проблемы
Родители считают интересы, увлечения, мысли
и чувства ребенка несерьезными и игнорируют
их, не верят в его будущее, низко оценивают
его способности и завышают требования к нему.
В общении с ребенком ведут себя слишком
авторитарно,
безоговорочного
послушания.
У детей возникают проблемы в подготовке к
школе (недостаточно развиты: инициативность,
умение
познавательная
самостоятельно решать поставленные задачи,
отсутствует самоконтроль, самоорганизация,
ответственность;
в
общении со взрослыми и сверстниками).
активность,
требуют
Изменение взаимоотношений в семьях – от традиционного
патриархального или детоцентристского к либеральному или
партнерскому типу взаимоотношений, но чаще – формальному.
Тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье,
успехи, осознание родителями невозможности научить детей
тому, как надо жить в современном обществе, в котором
родители и сами дезориентированы.
Острое прохождение кризисных этапов семьи на фоне
неблагополучия социальной ситуации, увеличивающееся
количество проблем внутрисемейных взаимоотношений,
скандалов, разводов.
Личностные проблемы современных родителей – усталость,
психическое и физическое перенапряжение, возникающее
чувство одиночества, отсутствия понимания, рост чувства
вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности.
Большинство родителей чувствуют себя неуверенно в роли
воспитателей своих собственных детей, теряют интерес к
особенностям их развития, неохотно идут на контакт с
педагогами.
Педагогическая модель базируется на предположении о недостатке
педагогической компетентности родителей, т.е. здесь идет речь о дефиците у
родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит
профилактический характер. Она направлена на повышение психолого
педагогической
восстановление
воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс
социальноличностного воспитания детей.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности
являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях
помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство
внешних сил.
расширение
родителей,
культуры
и
Психологическая модель
ситуации,
психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь
заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его
нарушений.
предполагает
семейной
анализ
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у
родителей специальных знаний о ребенке или своей семье.
педагогических
- целенаправленное развитие
Цель
сопровождаемого человека,
личности
посредством
осуществляемое
систем
специальных
(образования, просвещения, воспитания,
обучения) и совокупности условий.
педагогическом
роль
Особая
сопровождении
отводится
взаимодействию
педагогическому
субъектов образования (т.е. педагогов,
и
родителей
и их
детей)
конструктивному общению.
в
Лийметс),
Самусевич),
Взаимодействие может рассматриваться как:
особый вид совместной деятельности (Х. И.
как способ организации деятельности (А. С.
как особый тип отношений субъектов;
как процесс совместной деятельности и
личностного обмена между субъектами и
постоянно развивающийся в пространстве и
времени (Радионова Н.Ф.).
Взаимодействие как процесс характеризуют
совокупная деятельность, информационная связь,
и
взаимовлияние,
взаимопонимание.
взаимоотношения
пассивность родителей, безразличное
отношение к своему ребенку,
чрезмерная занятость родителей,
недоверие родителей к педагогам,
нежелание идти на контакт,
агрессивное восприятие информации,
идущей от воспитателя,
недостаток времени у воспитателей для
полноценного взаимодействия с семьей,
…
1 группа «Уверенные родители».
готовы
к
полностью
Родители
новому
социальному статусу своих детей в качестве
будущих первоклассников.
Родители активны, инициативны, постоянно
ребенка,
успехами
интересуются
открыты для взаимодействия с воспитателями.
Творчески подходят к развитию интереса к
школьному обучению у ребенка.
Считают, что подготовка к школе заключается
не только в развитии умения читать, писать и
считать, но и в развитии самостоятельности,
самоконтроля,
самоорганизации,
ответственности.
своего
тревожность
и
2 группа «Сомневающиеся родители»
готовы принять своих детей, как будущих
школьников, но при этом проявляют
слабую
некоторую
неуверенность о предстоящем обучении в
школе их детей.
к
часто
Родители
воспитателю с вопросами по специальной
часто
подготовке детей
интересуются успехами своего ребенка.
развитием
Активно
познавательной активности ребенка.
обращаются
к школе,
занимаются
3 группа «Тревожные родители»
Взрослые не готовы видеть своих детей
излишние
школьниками,
переживания и волнения, неуверенны в
будущем своих детей.
проявляют
Редко занимаются развитием интереса ребенка
к школьному обучению.
Родители
часто
очень
к
воспитателю с вопросами о поведении и
самочувствии ребенка, иногда интересуются
успехами своего ребенка в подготовке к
школе.
обращаются
4 группа «Пассивные родители».
родители считают процесс подготовки к школе неважным
для ребенка.
родители крайне редко обращаются к воспитателю за
рекомендациями по проблеме подготовки детей к школе.
школе.
Они
неактивны,
к
сотрудничеству с воспитателями для усовершенствования
процесса подготовки детей к школьному обучению,
безынициативны,
готовы
не
переоценивают собственную роль в воспитании и развитии
ребенка, игнорируют возникающие сложности проблемы и
трудности у детей в процессе подготовки их к школе.
Крайне редко занимаются развитием интереса ребенка к
Общение является специфической формой
взаимодействия, в которой выделяют три
взаимосвязанных стороны:
коммуникативная (обмен информацией),
интерактивная (организация
взаимодействия педагогов и родителей) и
перцептивная сторона (процесс
восприятия друг друга партнеров по
общению и установление ими
взаимопонимания).
1 позиция – «У нас нет проблем,
поэтому мы не общаемся»
2 позиция – «У нас нет проблем,
потому что мы не общаемся»
3 позиция – «У нас не было проблем,
пока мы не начали общаться»
4 позиция – «У нас есть проблемы,
поэтому мы общаемся»
формальный характер педагогического образования
родителей, в котором преобладает просвещение
отцов и матерей в самых общих вопросах
дошкольной педагогики, без дифференциации
содержания и форм образовательной работы на
основе особенностей конкретных семей,
педагогических возможностей родителей.
Педагогическое образование родителей в детских
садах ориентировано на «среднего родителя»,
педагоги недостаточно осознают специфику
семейного воспитания дошкольников, часто
переносят содержание и методы воспитания детей в
детском саду на условия семьи и рекомендуют их
родителям.
Целевой
компонент
Результат
Содержател
ьный
компонент
Коммуникатив
ный
компонент
Все компоненты эффективного
взаимодействия должны быть согласованны!
Трансляция родителям положительного образа
ребенка.
Трансляция родителям знаний, которые не могли
быть получены ими в семье и могут оказаться
неожиданными и интересными.
Ознакомление педагога с проблемами семьи в
воспитании ребенка. На этом этапе педагог
поддерживает диалог с родителями, где активная
роль принадлежит родителю (после достигнутого
доверительного отношения родителей к
педагогам).
Совместное изучение личности ребенка,
формирование общей программы воспитания.
по линии дополнения усилий детского сада;
по линии параллельного действия детского
сада и семьи;
по линии стимулирования семьи в направлении
развития личностной готовности детей к
школе;
по линии изменения ценностных ориентаций
семьи в развитии личностной готовности
ребенка к школе;
по
образования
родителей, повышения их педагогической
культуры в воспитании и развитии;
по линии выработки согласованных стратегии и
тактики в подходе к ребенку.
педагогического
линии
Информационно-аналитические
диагностика, «Почтовый ящик» и др.).
(опросы,
Досуговые (праздники, выставки, тренинги
и др.).
Познавательные
(практикумы, семинары,
родительские собрания, устные журналы,
библиотека, родительские клубы и др.).
Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительные,
информационно-просветительские (выпуск
газет, папки передвижки, день открытых
дверей, выпуск газет и журналов и др.).
Родительские собрания
Издание журнала «Скоро в школу»
Виртуальный клуб «Клуб успешного
родителя»
Детско-родительские вечер
Праздник-тренинг
Портфолио «Книжка обо мне», «Моя
семья», «Год до школы»
Творческий семейный проект
1. родители и педагоги являются партнерами в
воспитании и обучении детей;
2. единое понимание педагогами и родителями
целей и задач воспитания и обучения детей;
3. помощь ребенку, уважение и доверие ему как
со стороны педагогов, так и со стороны
родителей;
родителями
4. знание
воспитательных возможностей коллектива и
использование
семьи,
воспитательного потенциала
совместной
в
работе с детьми;
5. постоянный анализ процесса взаимодействия
семьи
дошкольного учреждения, его
промежуточных и конечных результатов.
максимальное
педагогами
и
и
изучение семей детей; изучение интересов, мнений и
запросов родителей, нереализуемых в других социальных
институтах (семье и др.);
обеспечение оптимальных условий для саморазвития и
самореализации родителей в освоении ими различных
социальных ролей;
использование опыта деятельности других детских садов
для построения модели взаимодействия с родителями;
расширение средств и способов работы с родителями;
обеспечение
роста
участников объединения, создание особой творческой
атмосферы.
в
привлечение
деятельности ДОУ;
изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
просвещение родителей в области педагогики и детской
пространства для
личностного
активному
участию
родителей
к
психологии.
осмысление
социально-педагогической диагностики
Этап
семьи.
Этап выявления педагогом зон особого внимания
(общих и частных проблем семьи), совместное с
результатов
родителями
диагностики.
Этап совместного создания проекта и плана
действий с прогнозируемыми результатами для
ребёнка, педагога, родителя. Для каждой семьи
определяются конкретные и реальные цели.
Этап выполнения плана действий, наблюдения
за детско-родительскими отношениями.
родителями
Этап
полученных результатов.
и
оценки
педагогами
Взаимодействие детского сада и семьи
в воспитании личностной готовности
старшего дошкольника к школе – это
система развивающего взаимодействия,
направленного на достижения ребенком
высокого уровня личностной готовности
проблем (индивидуальных, связанных с
оптимальных условий для преодоления
подготовкой к школе), обеспечение
трудностей детско-родительских
к школе, преодоления ребенком
отношений.