Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Современная семья является источником самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему личностного воспитания готовности к школе. Поэтому детский сад призван скорректировать эту проблему.
Роль семьи в воспитании личностной
готовности старших дошкольников к
школе.
Проблемы взаимодействия педагогов
и родителей.
Организация эффективного
взаимодействия детского сада и
семьи в воспитании личностной
готовности старших дошкольников к
школе.
Для ребёнка семья — это среда, в
его
условия
которой
психического,
физического,
интеллектуального
эмоционального
развития.
Современная семья является источником
психолого-
самых
педагогических проблем. Далеко не
каждая семья может предложить своему
ребенку
эффективную
воспитания
систему
готовности к школе. Поэтому детский сад
призван скорректировать эту проблему.
и
личностного
разнообразных
складываются
и
грамотную
1 тип «Взаимодействующие семьи»:
положительная,
детско-родительские
принимающая
индивидуальности
взаимоотношения;
позиция родителей к детям;
уважение
ребенка, одобрение и поддержка его интересов;
благоприятные
эмоционально
и
признание
семья уделяет достаточно времени ребенку;
родители адекватно оценивают способности
ребенка, поощряют его самостоятельность и
инициативу, стараются быть с ним на равных.
У детей, воспитывающихся в таких семьях,
хорошо развиты коммуникативные способности,
ответственность,
они
любознательность, самостоятельность.
проявляют
2 тип «Индифферентные семьи».
к
своему
ребенку
не
проявляют
родители
безразличие в отношении его уровня развития,
мало эмоциональны во взаимодействии с ним,
игнорируют интересы ребенка.
Отсюда возникают трудности у детей в процессе
подготовки к школьному обучению (недостаточно
развиты:
самоконтроль,
самоорганизация, ответственность).
могут
сосредоточиться на решении задания; проявляют
к шаблонным
мало инициативы,
действиям и решениям, имеют затруднения в
общении со взрослыми и сверстниками.
самостоятельность,
отвлекаются,
тяготеют
Дети
часто
3 тип «Проблемные семьи»
возникают
проблемы
Родители считают интересы, увлечения, мысли
и чувства ребенка несерьезными и игнорируют
их, не верят в его будущее, низко оценивают
его способности и завышают требования к нему.
В общении с ребенком ведут себя слишком
авторитарно,
безоговорочного
послушания.
У детей возникают проблемы в подготовке к
школе (недостаточно развиты: инициативность,
умение
познавательная
самостоятельно решать поставленные задачи,
отсутствует самоконтроль, самоорганизация,
ответственность;
в
общении со взрослыми и сверстниками).
активность,
требуют
Изменение взаимоотношений в семьях – от традиционного
патриархального или детоцентристского к либеральному или
партнерскому типу взаимоотношений, но чаще – формальному.
Тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье,
успехи, осознание родителями невозможности научить детей
тому, как надо жить в современном обществе, в котором
родители и сами дезориентированы.
Острое прохождение кризисных этапов семьи на фоне
неблагополучия социальной ситуации, увеличивающееся
количество проблем внутрисемейных взаимоотношений,
скандалов, разводов.
Личностные проблемы современных родителей – усталость,
психическое и физическое перенапряжение, возникающее
чувство одиночества, отсутствия понимания, рост чувства
вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности.
Большинство родителей чувствуют себя неуверенно в роли
воспитателей своих собственных детей, теряют интерес к
особенностям их развития, неохотно идут на контакт с
педагогами.
Педагогическая модель базируется на предположении о недостатке
педагогической компетентности родителей, т.е. здесь идет речь о дефиците у
родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит
профилактический характер. Она направлена на повышение психолого
педагогической
восстановление
воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс
социальноличностного воспитания детей.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности
являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях
помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство
внешних сил.
расширение
родителей,
культуры
и
Психологическая модель
ситуации,
психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь
заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его
нарушений.
предполагает
семейной
анализ
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у
родителей специальных знаний о ребенке или своей семье.
педагогических
- целенаправленное развитие
Цель
сопровождаемого человека,
личности
посредством
осуществляемое
систем
специальных
(образования, просвещения, воспитания,
обучения) и совокупности условий.
педагогическом
роль
Особая
сопровождении
отводится
взаимодействию
педагогическому
субъектов образования (т.е. педагогов,
и
родителей
и их
детей)
конструктивному общению.
в
Лийметс),
Самусевич),
Взаимодействие может рассматриваться как:
особый вид совместной деятельности (Х. И.
как способ организации деятельности (А. С.
как особый тип отношений субъектов;
как процесс совместной деятельности и
личностного обмена между субъектами и
постоянно развивающийся в пространстве и
времени (Радионова Н.Ф.).
Взаимодействие как процесс характеризуют
совокупная деятельность, информационная связь,
и
взаимовлияние,
взаимопонимание.
взаимоотношения
пассивность родителей, безразличное
отношение к своему ребенку,
чрезмерная занятость родителей,
недоверие родителей к педагогам,
нежелание идти на контакт,
агрессивное восприятие информации,
идущей от воспитателя,
недостаток времени у воспитателей для
полноценного взаимодействия с семьей,
…
1 группа «Уверенные родители».
готовы
к
полностью
Родители
новому
социальному статусу своих детей в качестве
будущих первоклассников.
Родители активны, инициативны, постоянно
ребенка,
успехами
интересуются
открыты для взаимодействия с воспитателями.
Творчески подходят к развитию интереса к
школьному обучению у ребенка.
Считают, что подготовка к школе заключается
не только в развитии умения читать, писать и
считать, но и в развитии самостоятельности,
самоконтроля,
самоорганизации,
ответственности.
своего
тревожность
и
2 группа «Сомневающиеся родители»
готовы принять своих детей, как будущих
школьников, но при этом проявляют
слабую
некоторую
неуверенность о предстоящем обучении в
школе их детей.
к
часто
Родители
воспитателю с вопросами по специальной
часто
подготовке детей
интересуются успехами своего ребенка.
развитием
Активно
познавательной активности ребенка.
обращаются
к школе,
занимаются
3 группа «Тревожные родители»
Взрослые не готовы видеть своих детей
излишние
школьниками,
переживания и волнения, неуверенны в
будущем своих детей.
проявляют
Редко занимаются развитием интереса ребенка
к школьному обучению.
Родители
часто
очень
к
воспитателю с вопросами о поведении и
самочувствии ребенка, иногда интересуются
успехами своего ребенка в подготовке к
школе.
обращаются
4 группа «Пассивные родители».
родители считают процесс подготовки к школе неважным
для ребенка.
родители крайне редко обращаются к воспитателю за
рекомендациями по проблеме подготовки детей к школе.
школе.
Они
неактивны,
к
сотрудничеству с воспитателями для усовершенствования
процесса подготовки детей к школьному обучению,
безынициативны,
готовы
не
переоценивают собственную роль в воспитании и развитии
ребенка, игнорируют возникающие сложности проблемы и
трудности у детей в процессе подготовки их к школе.
Крайне редко занимаются развитием интереса ребенка к
Общение является специфической формой
взаимодействия, в которой выделяют три
взаимосвязанных стороны:
коммуникативная (обмен информацией),
интерактивная (организация
взаимодействия педагогов и родителей) и
перцептивная сторона (процесс
восприятия друг друга партнеров по
общению и установление ими
взаимопонимания).
1 позиция – «У нас нет проблем,
поэтому мы не общаемся»
2 позиция – «У нас нет проблем,
потому что мы не общаемся»
3 позиция – «У нас не было проблем,
пока мы не начали общаться»
4 позиция – «У нас есть проблемы,
поэтому мы общаемся»
формальный характер педагогического образования
родителей, в котором преобладает просвещение
отцов и матерей в самых общих вопросах
дошкольной педагогики, без дифференциации
содержания и форм образовательной работы на
основе особенностей конкретных семей,
педагогических возможностей родителей.
Педагогическое образование родителей в детских
садах ориентировано на «среднего родителя»,
педагоги недостаточно осознают специфику
семейного воспитания дошкольников, часто
переносят содержание и методы воспитания детей в
детском саду на условия семьи и рекомендуют их
родителям.
Трансляция родителям положительного образа
ребенка.
Трансляция родителям знаний, которые не могли
быть получены ими в семье и могут оказаться
неожиданными и интересными.
Ознакомление педагога с проблемами семьи в
воспитании ребенка. На этом этапе педагог
поддерживает диалог с родителями, где активная
роль принадлежит родителю (после достигнутого
доверительного отношения родителей к
педагогам).
Совместное изучение личности ребенка,
формирование общей программы воспитания.
по линии дополнения усилий детского сада;
по линии параллельного действия детского
сада и семьи;
по линии стимулирования семьи в направлении
развития личностной готовности детей к
школе;
по линии изменения ценностных ориентаций
семьи в развитии личностной готовности
ребенка к школе;
по
образования
родителей, повышения их педагогической
культуры в воспитании и развитии;
по линии выработки согласованных стратегии и
тактики в подходе к ребенку.
педагогического
линии
Информационно-аналитические
диагностика, «Почтовый ящик» и др.).
(опросы,
Досуговые (праздники, выставки, тренинги
и др.).
Познавательные
(практикумы, семинары,
родительские собрания, устные журналы,
библиотека, родительские клубы и др.).
Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительные,
информационно-просветительские (выпуск
газет, папки передвижки, день открытых
дверей, выпуск газет и журналов и др.).
Родительские собрания
Издание журнала «Скоро в школу»
Виртуальный клуб «Клуб успешного
родителя»
Детско-родительские вечер
Праздник-тренинг
Портфолио «Книжка обо мне», «Моя
семья», «Год до школы»
Творческий семейный проект
1. родители и педагоги являются партнерами в
воспитании и обучении детей;
2. единое понимание педагогами и родителями
целей и задач воспитания и обучения детей;
3. помощь ребенку, уважение и доверие ему как
со стороны педагогов, так и со стороны
родителей;
родителями
4. знание
воспитательных возможностей коллектива и
использование
семьи,
воспитательного потенциала
совместной
в
работе с детьми;
5. постоянный анализ процесса взаимодействия
семьи
дошкольного учреждения, его
промежуточных и конечных результатов.
максимальное
педагогами
и
и
изучение семей детей; изучение интересов, мнений и
запросов родителей, нереализуемых в других социальных
институтах (семье и др.);
обеспечение оптимальных условий для саморазвития и
самореализации родителей в освоении ими различных
социальных ролей;
использование опыта деятельности других детских садов
для построения модели взаимодействия с родителями;
расширение средств и способов работы с родителями;
обеспечение
роста
участников объединения, создание особой творческой
атмосферы.
в
привлечение
деятельности ДОУ;
изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
просвещение родителей в области педагогики и детской
пространства для
личностного
активному
участию
родителей
к
психологии.
осмысление
социально-педагогической диагностики
Этап
семьи.
Этап выявления педагогом зон особого внимания
(общих и частных проблем семьи), совместное с
результатов
родителями
диагностики.
Этап совместного создания проекта и плана
действий с прогнозируемыми результатами для
ребёнка, педагога, родителя. Для каждой семьи
определяются конкретные и реальные цели.
Этап выполнения плана действий, наблюдения
за детско-родительскими отношениями.
родителями
Этап
полученных результатов.
и
оценки
педагогами
Взаимодействие детского сада и семьи
в воспитании личностной готовности
старшего дошкольника к школе – это
система развивающего взаимодействия,
направленного на достижения ребенком
высокого уровня личностной готовности
проблем (индивидуальных, связанных с
оптимальных условий для преодоления
подготовкой к школе), обеспечение
трудностей детско-родительских
к школе, преодоления ребенком
отношений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.