Презентация исследовательской работы на тему: "О чём поёт самовар" (краеведение, 3-6 класс)

  • Научно-исследовательская работа
  • pptx
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С давних пор посиделки у самовара являлись неотъемлемой частью русских традиций. В настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение забыто. Мы с одноклассниками традиционно пьем чай из самовара со сладостями и пирогами Откуда появился самовар? Мы провели опрос - знают ли современные дети, что такое самовар, где его видели, существует ли традиция пить чай в кругу семьи. Из 50 детей все представляют самовар как большой чайник. Видели его на картинках, в школе, у бабушки. Пили чай из электрического самовара - 28 человек, 9 - из угольного. Традиция пить чай в семейном кругу есть у 15 человек . Выяснили, что не все современные дети представляют угольный самовар. Мы решили узнать об истории русского самовара. Объектом исследования стал самовар. Мы предположили, что самовар является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии и порядка в доме. Тема исследования: «О чём поёт самовар». Цель исследования: изучение истории русского самовара. Задачи исследования: 1. Провести опрос среди школьников, узнать, как выглядит самовар и о чем он может петь? 2. Найти, изучить и систематизировать информацию о самоварах из различных источников (сети Интернета, книги, словари, энциклопедии) и узнать лексическое значение слова. 3. Посетить музей «Поморье», выяснить какие самовары хранятся и когда они появились. 4. Изучить строение самовара. 5. Побеседовать с жителями города Кеми. 6. Выполнить творческие работы. Практическая значимость – данный материал расширяет кругозор, может быть использован как дополнительный материал на уроках окружающего мира и классных часах.
Иконка файла материала О чем поет самовар.pptx

Исследовательская работа

О чём поёт самовар

Подготовил:
Гордевич Георгий,
6 «А» класс МБОУ СОШ №1
г. Кемь
 
Руководитель:
Карпычева Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1

Классное чаепитие со сладостями и пирогами

Цель исследования:

Изучение истории русского самовара

Объект исследования:
самовар


Мы предположили, что самовар является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии и порядка в доме.

Гипотеза:

1. Найти, изучить и систематизировать информацию о самоварах
2. Посетить музей «Поморье».
3. Изучить строение самовара.
4. Побеседовать с жителями города Кеми.
5. Выполнить творческие работы.

Задачи исследования:

Методы исследования:

1. Изучение литературы по данной теме.
2. Работа с Интернет-ресурсами.
3. Наблюдение.
4. Опрос.
5. Беседа, интервью.
6. Эксперимент.
7. Анализ полученных сведений.

"Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри" - ( Толковый словарь Русского языка В.И. Даля)
«Самовар» – сам варит

Лексическое значение слова

Чайник-самовар (сбитенник)
Медь красная. Конец XVIII в.

В музее «Поморье»

Никелированный угольный самовар
конца 19 века, изготовленный в городе Туле на фабрике Баташева Василия Степановича

На самоваре мы обнаружили: оттиск Герба в виде двуглавого орла; надпись-клеймо «Товарищество Паровой Самоварной Фабрики Наследниковъ Василія Степановича Баташева въ г. Туле»;
8 медалей:
- бронза 1870 г. - Всероссийская мануфактурная выставка в Санкт-Петербурге;
бронза 1873 г. - Всемирная художественная выставка в Вене;
серебро 1879 г.;
-золото 1883 г. - Всемирная выставка в Амстердаме;
- серебро 1883 г.;
- золото 1883 г. ;
золото 1885 г. - Всемирная выставка;
-

Форма у самоваров была самая разнообразная.

Чем необычнее форма, тем ценнее самовар!

Строение самовара

поддон

шейка

поддувало

конфорка

заглушка

или труба-жаровня

тулово

репеек

Электрические самовары

Самовары-сувениры

Самовары семьи Гордевич –
символ единения семейства


Вся семья собирается за столом попить чай с пирогами, поговорить о том, как прошел у каждого день.

Самовар - сувенир Гусаровой Нины Андреевны

Приз за участие в лыжных соревнованиях
30 лет назад.

Коккова Людмила Николаевна (школьный библиотекарь)

«Самовар достался мне по наследству. Он угольный. Растапливали его углем и щепками. Сейчас самовар стоит на чердаке, а пользуемся мы электрическим. Конечно, чай по вкусу отличается. Больше люблю пить чай с конфетой» .

«…Самовар мне подарили. Он электрический. Из самовара мы пьем чай в классе с детьми после классных мероприятий. Я люблю пить чай с сахаром».

Татьяна Валентиновна Бородулина (учитель школы)

Еверзова Полина

«У моей бабушки Еверзовой Людмилы Александровны есть 2 электрических самовара. А угольный самовар достался бабушке по наследству. На нем есть клеймо. Бабушка очень любит пить чай из самовара с пирогами».

Наталья Викторовна Карпычева (учитель школы)

«Самовары мне достались от мамы и бабушки на память.
Пьем чай на даче и в классе с ребятами.

Мемориальный музей Калевальских рунопевцев,
дом Марии Андроновны Ремшу

Попьем чаю из самовара

САМОВАР КИПИТ – УХОДИТЬ НЕ ВЕЛИТ.

САМОВАР, ЧТО МОРЕ СОЛОВЕЦКОЕ, ПЬЮТ ИЗ НЕГО ЗА ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЦКОЕ.

ВЫПЕЙ ЧАЙКУ – ЗАБУДЕШЬ ТОСКУ.

ЧАЙ ПЬЁШЬ – ДО СТА ЛЕТ ПРОЖИВЁШЬ.

ЗА ЧАЕМ – НЕ СКУЧАЕМ.

ЧАЙ ПИТЬ – НЕ ДРОВА РУБИТЬ.

Самовар – это часть жизни и судьбы русского народа, отраженная в его пословицах и поговорках.


Самовар - это доброе русское гостеприимство.
Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой...

Вышивка крестом

«На террасе»
Б. Кустодиев

Нестеренко В. И.

Творческие работы

Самовар - настоящий хозяин дома, молчаливый собеседник, символ русской культуры.
В нем ценилась«музыкальность».



Вывод

Наши выступления

XIII Межрегиональная школьная научно-практическая
эколого-краеведческая конференция
в поселке Пяозерский Лоухского района
14 декабря 2013 года

Карпычева
Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1

Благодарю руководителя

Спасибо за внимание!