Презентация исследовательской работы по Духовному краеведению Подмосковья на тему: "Православная топонимика Южного Подмосковья"

  • Исследовательские работы
  • Презентации учебные
  • ppt
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В большой группе наименований подмосковных сёл и городов прослеживается закономерность происхождения их названий по храмониму, т.е. по названию православного храма, расположенного в одноимённой местности. В презентации представлены результаты ученического исследования под руководством автора и учителя филолога по теме "Православная топонимика Южного Подмосковья". А также представлен анализ и картографирование топонимов, появление и бытование которых связано с распространением православия на территории Московской области.В презентации в формате Power Point представлен материал результатов топонимического исследования территории Южного Подмосковья.
Иконка файла материала Правосл. топон. (2).ppt
топонимика Южного топонимика Южного Православная Православная Подмосковья Подмосковья Авторы работы: Благова Анна и Богданова  Авторы работы: Благова Анна и Богданова  Полина Полина Руководители: учитель географии О.А.Сухих и  Руководители: учитель географии О.А.Сухих и  учитель русского языка и литературы  учитель русского языка и литературы  Н.В.Клишевич Н.В.Клишевич Образовательное учреждение «Лицей» г.Протвино  Образовательное учреждение «Лицей» г.Протвино
«Краеведение придает местности, не имеющей "авторского происхождения", историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой
Область исследования Топонимика (топонимия) 1. Раздел ономастики, изучающий имена собственные, представляющие названия географических пунктов. 2. Совокупность географических названий какой-либо территории.
Объект исследования Религиозная (христианская) топонимия Московской области, православные ойконимы Южного Подмосковья. Цель работы Анализ и картографирование топонимов, появление и бытование которых связано с распространением православия на территории Московской области. Задачи 1. Изучить научную литературу по данной тематике. 2. Выявить на карте Московской области все религиозные топонимы.
Гипотеза: православного храма, расположенного подмосковных сёл и городов в большой группе наименований прослеживается закономерность происхождения их названий по храмониму, т.е. по названию Методы исследования в одноимённой местности. 1. Картографический метод. 2. Статистический метод. 3. Исторический метод. 4. Лингвистический метод. 5. Информационно-поисковый метод.
ТОПОНИМИЧЕСКИЕ КЛАССЫ
Ойконимы — названия населённых мест (от др.-греч. οἶκος — жилище, обиталище). Астионимы— названия городов (от др.-греч. ἄστυ — город). Гидронимы — названия рек (от др.-греч. ὕδωρ — вода). Дримонимы — названия лесов (от др.-греч. δρῦς — дерево). Оронимы— названия гор (от др.-греч. ὄρος — гора). Урбанонимы — названия внутригородских объектов (от лат. urbanus — городской). Годонимы — названия улиц (от др.-греч. ὁδός — путь) Агоронимы — названия площадей (от др.-греч. ἀγορά — площадь). Дромонимы — названия путей сообщения (от др.- греч. δρόμος — бег, движение, путь). Макротопонимы — названия больших незаселённых объектов (от др.-греч. μακρός — большой). Микротопонимы — названия небольших незаселённых объектов (от др.-греч. μικρός — малый). Антропотопонимы — названия географических
Классификация религиозных топонимов  по  методу  И.В.Бугаевой 1.Теоним - имя Бога. 2. Агиоантропонимы – имена собственные прославлен-ных святых. 3. Иконимы - имена собственные, обозначающие наимено-вание икон. 4. Эортонимы – имена собственные, обозначающие на-звания церковных праздников. 5. Экклезионимы - имена собственные, обозначающие названия соборов, храмов и монастырей, часовен.
Согласно текущим подсчетам, всего в области в том или ином виде сохранилось 1188 культовых объектов, выстроенных до 1980 года. Конфессионально они все принадлежат христианству - православию, старообрядчеству разных толков и единоверческой церкви. В Московской области большинство верующих - православные: из 1529 религиозных организаций официально зарегистрированных на сегодняшний день, 1254 связаны с Русской православной церковью. Старообрядческих организаций — 20. Среди других конфессий наиболее заметны протестанты — их 178. Мусульманских организаций в Московской области 30. В 2005 г. в Институте этнологии и антропологии РАН была подготовлена Карта религий Московской области . Ее автор - академик РАЕН Павел Пучков. области,
Административно Московская область состоит из 36 районов, 31 города областного подчинения и 5 закрытых административно-территориальных образований. В 34 районах Московской области было найдено 215 христианских географических названий, в среднем на административный район приходится 7 христианских ойконимов. Методом сравнительного статистического анализа мы выделили районы – лидеры по количеству христианских ойконимов: Ступинский район – 15, Чеховский район – 14, Подольский район - 16, Ленинский район – 13 объектов Каширский районы — 12, Одинцовский район – 11, Сергиево-Посадский - 10, Серпуховский район , Истринский и Дмитровский районы- по 9, Воскресенский и Рузский районы – по 8, Егорьевский район – 7; в аутсайдерах оказались: Пушкинский, Коломенский, Луховицкий, Можайский, Зарайский, Орехово- Зуевский и Павлово-Посадкий районы – по 1-2 христианских ойконима.
Христианские ойконимы Московской области (количество по административно-территориальным районам)
Из христианских географических названий на новых территориях Москвы(из бывших районов М.о.) мы выбрали следующие: 1. Троо́ицк — поселение и городской округ в составе Троицкого административного округа Москвы, в 20 км к юго-западу от  МКАД по Калужскому шоссе. 2.Сельское поселение Воскресенское Новомосковский админист-ративный округ (бывший Ленинский район) 3.Сельское поселение Михайлово-Ярцево Троицкий администра-тивный округ (бывший Подольский район), в его составе с. Ми-хайловское, входит в состав одной из самых известных усадеб рода Шереметевых – Михайловское. Названо по старой церкви Михаила Архангела. Поселения Подольского района, переданные Москве: 4 . Богоявление, 5. Никольское, 6. Покровское, 7.Троица, 8. Богородское, 9. Ильино, 10. Кресты,
Из 73 географических христианских названий поселений Южного Подмосковья выбрали 32, которые восходят к названию храма, находившегося ранее или существующего и сейчас на территории поселения. Теоним - имя Бога Агиоантроп онимы –  имена  собственные  прославлен ных святых Иконимы ­  имена собст- венные,  обозначающ ие  наименовани е икон 12 (6— Спас, -Троица ) 5 (2 — Иоанн  Предтеча,  2 — Николай  Чудотворец,  1 — Параскева  Пятница) 3 (Иконы  Богоро- дицы:  Знамение,  Тихвинская,  Казанская) Экклезиони мы — имена  собст-венные,  обозначающи е назва-ния  соборов,  храмов,  часовен и  монастырей  1 (Троицкий  монастырь) Эортонимы  – имена  собст- венные,обоз начающие  названия  церковных  праздников 11 (из них  3 ­ Покров  Пресвятой  Богородицы      2­ Рождества  Христова,           2 — Воскресе-
Количественный анализ Православных ойконимов Южного Подмосковья по  классам
Сравнительный количественный анализ христианских географических    храмонимов  (т.е.  названий  поселений  Южного  Подмосковья  и  поселений названных по названию, располагающихся в них храмов)
1.Серпуховский район Церковь Рождества Иоанна Иванова гора Предтечи На древнем погосте Иоанно- Предтеченского храма на реке Наре издавна стоял деревянный храм. По преданию, погост Иванова Гора посетил преподобный Сергий Радонежский по дороге в Высоцкий монастырь. Здесь он посадил дуб, от которого ещё в 1890-х гг. оставался огромный пень. В 1895 г. была построена новая колокольня при храме Святого пророка Иоанна Предтечи по проекту архитекторов Михаила Яковлевича Кульчицкого (1857 - 1913) и Адольфа Адольфовича Нетыксы (1862 - 1905).
Воскресенск ий Рождествен -ский Воскресенский храм (существовал в XVI веке) Церковь Рождества Христова
Спас ­  Темня 2. Чеховский район Церковь Спаса Преображения Впервые селение Темна упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты в 1328 г. После его смерти в 1340 г. оно перешло в удел первого серпуховского князя Андрея Ивановича. Погост Спас-Темня являлся центром всего стана на левом берегу Нары. Здесь стояла деревянная церковь в честь Спаса Преображения.
Троицкое Троицкая церковь Недалеко от сельца Ордынцы (Ардынцы) исстари находился древний Троицкий погост в Замытьи у Углешны с деревянным храмом во имя Святой и Животворящей Троицы. После польско- литовского разорения Троицкую церковь упразднили, а погост превратился в пустошь. Вотчинник сельца Ардынцы Захар Григорьевич Шишкин 1630-1640 гг. построил в своем владении деревянный храм во имя Святой Троицы и таким образом древний церковный престол был восстановлен, а сельцо Ардынцы получило новое именование — село Троицкое.
Старый Спас Деревянная церковь Староспасского Погоста, что на Дебле, была построена на месте первых духовных подвигов преподобного Давида Серпуховского, основателя Вознесенской Давидовой Пустыни
Ивановско е 3. Ступинский район Церковь Рождества Иоанна Предтечи (выстроена не позже 16 века). В 1646г. была построена деревянная церковь. Под 1675г. снова упоминается церковь, построенная «клецки» (клетью, как изба), с трапезной. В 1706г. возведена новая деревянная церковь.
Николо- Тители Часовня Николая Чудотворца В XVIII веке в Николо-Тителях существовала деревянная Никольская церковь. В 1824 она была приписана к храму в Васильевском, позже разобрана. На месте церкви соорудили часовню, просуществовавшую до 1-й пол. ХХ в. Спасское Спасо-Преображенская церковь Каменная сельская церковь, вероятно, XVIII в. Рождество-Богородицкий придел пристроен в 1863. Сломана в середине ХХ в. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Кирпичная церковь, редкий образец вотчинных церквей рубежа XVI-XVII вв. в Покровско е
Троице- Лобаново Троице- Голочелов о Церковь Троицы Живоначальной Кирпичная церковь в духе годуновских построек - четверик с боковыми при- делами, возведена в кон. XVI в. Неоднократно перестраивалась. Свято-Троицкий храм Полное древнее название села – Тро- ицкое-Голочелово, что на Маковце. Древний коломенский Маковец упо- минается в духовных грамотах Иоан-на Калиты и Димитрия Донского. Здесь был девичий Троицкий монас-тырь, разоренный в Смутное время. Михаил Дмитриевич Бутурлин пос-троил по заказу отца в 1752 г. камен-ную Троицкую церковь.
4. Каширский район Знаменско е Пятница Церковь Троицы Живоначальной в Пятнице Часовня Иконы Божией Матери Знамение в Знаменском ( 1796 г., не сохранилась. Деревянная часов-ня, сооруженная из алтаря разобранной деревянной церкви, построенной в 1747 г. Была приписана к церкви в Спас-Детчине. ) Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественне ( церковь Николая Чудотворца в Рождественне), 2 половина XVI в., не сохранилась. Рождестве нно
Спас- Детчин Церковь Преображения Господня (Спасо- Преображенская церковь)  Построена не позже 2 половины XVI в.
5. Серебряно-Прудский Успенск ое Спас- Дощатый район Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Успенском. 6. Зарайский район Церковь Преображения Господня  в Спас-Дощатом (обиходное название - Спасо-Преображенская церковь). Построена не позже XVI в.
Воскресенс кое п. Володарского (Ладыгино, Богородское) 7.Ленинский район Церковь Воскресения Христова 2007г. Издревле село именовалось Ладыгиным. Боя-рин Алексей Федорович Шереметев на месте разобранной деревянной церкви построил в 1646 г. каменную, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами во имя Алексия, человека Божьего, и великомученицы Параскевы Пятницы. Вскоре село стало носить название Богородское. В 1739 г. князь Голицын строит новую церковь, которая впоследствии была освящена в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Архангельское Церковь Михаила Архангела в Скабееве-Архангельском, 1797г., не сохранилась. Пос. Подс. Хозяйство Воскресенское, ДО Архангельское В 1694 г. в сельце Губцове была построена и тогда же освящена деревянная церковь во имя Святой Троицы. В 1725 г. сельцо Губцово именуется уже селом Троицким. Измайлово (Губцово, Троицкое)
Мосрентген (д. Говорово, с.Троицкое) Троицкая церковь В старину на месте посёлка Мосренген стояла деревня Говорово. После возведения церкви деревня была переименована в Троицкое село. Строительство церкви началось в 1686 году служилыми дворянами Стрешневыми, завершено в 1696 году последующим хозяином - Автономом Ивановым.
г.Троицк (с. Богородское) Владелец села Богородское князь Иван Борисович Репнин в 1674 - 1675 гг. построил здесь церковь в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы с каменными приделами. В 1732 г. село было продано Василию Борисовичу Толстому, который возвел существующую ныне каменную церковь.
Богородск ое Богоявлен ие 8. Подольский район Часовня Иконы Божией Матери Казанская, 1810-е гг., не сохранилась Церковь Богоявления Господня Ранее в селе стояла деревянная церковь в  честь Богоявления Господня, которую  построил в 1733 году помещик Остафьев.  Ныне существующий Богоявленский храм  возведен предположительно в 1840­е  годы в стиле раннего классицизма.
Михайловское Михаило­Архангельская церковь В начале 1778 г. калужский наместник  генерал­поручик М.Н.Кречетников устроил  усадьбу в деревне Бынево. 19 ноября  1794 г. в одном из флигелей освятили  домовую церковь во имя Михаила  Архангела. С тех пор усадьба стала  называться Михайловским.
Никольско е Церковь Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских в Никольском-Колчево. Храм во имя святителя Николая построил в 1692 г. владелец села стольник Феодор Иванович Потемкин.
Покров Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покрове-Ризницах. Село Покров ― одно из древнейших поселений вя-тичей на Подольской земле. Первое известное летописное упоминание о нем датиру-ется 6 декабря 1559 г. Село в разное время называлось: Покров, Дрождицы, Дрозницы, Вязницы, Разницы. В 1559 г. царь Иван Гроз-ный отдал погост Дрождицы с церковью Да-нилову монастырю на поминовение своей грешной души более чем на два столетия. В 1730 г. протопоп Большого Успенского собо-ра Иоанн Максимов получил указ Синодаль- ного казенного приказа о строении из белого камня церкви в честь Покрова Богородицы.
Покровско е (Юдановка ) Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Построена в усадьбе И.П.Стрешнева в 1722 - 1726 гг., в 1862-1865 перестроена на средства М. П. Голенищева-Кутузова- Толстого.
Рождественно Христорождественская церковь Спас-Купля Церковь Преображения Господня (Спасо- Преображенская церковь), не позже 1 половины XVIII в., не
православных Нашу работу можно использовать как дидактический материал в образовательных и культурно-просветительских целях, карта - диаграмма топонимов Подмосковья. Надеемся, она будет интересна и школьникам и взрослым, особенно верующим людям, так как её можно использовать, совершая паломнические поездки и путешествия по родной земле Подмосковья. Лингвистам и всем любознательным языковедам будет интересен, собранный нами Словарь христианских географических названий Подмосковья.
Интернет­ресурсы: http://www.museum.ru/alb/image.asp?27997 http://www.liveinternet.ru/photo/2505 761/post20701176/ http://www.portal-credo.ru/site/? act=monitor&id=5970 http://temples.ru/show_picture.php ?PictureID=1991