В большой группе наименований подмосковных сёл и городов прослеживается закономерность происхождения их названий по храмониму, т.е. по названию православного храма, расположенного в одноимённой местности. В презентации представлены результаты ученического исследования под руководством автора и учителя филолога по теме "Православная топонимика Южного Подмосковья". А также представлен
анализ и картографирование топонимов, появление и бытование которых связано с распространением православия на территории Московской области.В презентации в формате Power Point представлен материал результатов топонимического исследования территории Южного Подмосковья.
топонимика Южного
топонимика Южного
Православная
Православная
Подмосковья
Подмосковья
Авторы работы: Благова Анна и Богданова
Авторы работы: Благова Анна и Богданова
Полина
Полина
Руководители: учитель географии О.А.Сухих и
Руководители: учитель географии О.А.Сухих и
учитель русского языка и литературы
учитель русского языка и литературы
Н.В.Клишевич
Н.В.Клишевич
Образовательное учреждение «Лицей» г.Протвино
Образовательное учреждение «Лицей» г.Протвино
«Краеведение придает
местности, не имеющей
"авторского
происхождения", историзм,
открывает в ее прошлом,
хотя бы и очень недавнем,
что-то совершенно новое,
ценное. Когда мы узнаем,
кто жил в том или ином
доме, какая жизнь
протекала в нем, что в нем
было создано, дом этот для
нас уже особый. Он
наполняется духовным
содержанием,
преобразуется.
Краеведение вносит в
окружение человека
высокую степень
духовности, без которой
Область исследования
Топонимика (топонимия)
1. Раздел ономастики,
изучающий имена собственные,
представляющие названия
географических пунктов.
2. Совокупность
географических названий
какой-либо территории.
Объект исследования
Религиозная (христианская) топонимия
Московской области, православные ойконимы
Южного Подмосковья. Цель
работы
Анализ и картографирование топонимов,
появление и бытование которых связано с
распространением православия на территории
Московской области.
Задачи
1. Изучить научную литературу по
данной тематике. 2. Выявить
на карте Московской области все религиозные топонимы.
Гипотеза:
православного храма, расположенного
подмосковных сёл и городов
в большой группе наименований
прослеживается закономерность
происхождения их названий по
храмониму, т.е. по названию
Методы исследования
в одноимённой местности.
1. Картографический метод.
2. Статистический метод.
3. Исторический метод.
4. Лингвистический метод.
5.
Информационно-поисковый
метод.
Ойконимы — названия населённых мест (от др.-греч.
οἶκος — жилище, обиталище).
Астионимы— названия городов (от др.-греч. ἄστυ —
город).
Гидронимы — названия рек (от др.-греч. ὕδωρ —
вода).
Дримонимы — названия лесов (от др.-греч. δρῦς —
дерево).
Оронимы— названия гор (от др.-греч. ὄρος — гора).
Урбанонимы — названия внутригородских объектов
(от лат. urbanus — городской).
Годонимы — названия улиц (от др.-греч. ὁδός — путь)
Агоронимы — названия площадей (от др.-греч. ἀγορά
— площадь).
Дромонимы — названия путей сообщения (от др.-
греч. δρόμος — бег, движение, путь).
Макротопонимы — названия больших незаселённых
объектов (от др.-греч. μακρός — большой).
Микротопонимы — названия небольших незаселённых
объектов (от др.-греч. μικρός — малый).
Антропотопонимы — названия географических
Классификация религиозных топонимов по
методу И.В.Бугаевой
1.Теоним - имя Бога.
2. Агиоантропонимы – имена собственные
прославлен-ных святых.
3. Иконимы - имена собственные,
обозначающие наимено-вание икон.
4. Эортонимы – имена собственные,
обозначающие на-звания церковных
праздников.
5. Экклезионимы - имена собственные,
обозначающие названия соборов, храмов и
монастырей, часовен.
Согласно текущим подсчетам, всего в области в
том или ином виде сохранилось 1188
культовых объектов, выстроенных до 1980 года.
Конфессионально они все принадлежат
христианству - православию, старообрядчеству
разных толков и единоверческой церкви.
В Московской области большинство верующих -
православные: из 1529 религиозных
организаций
официально
зарегистрированных на сегодняшний день, 1254
связаны с Русской православной церковью.
Старообрядческих организаций — 20. Среди
других конфессий наиболее заметны протестанты
— их 178. Мусульманских организаций в
Московской области 30.
В 2005 г. в Институте этнологии и антропологии
РАН была подготовлена Карта религий
Московской области . Ее автор - академик РАЕН
Павел Пучков.
области,
Административно Московская область состоит из 36
районов, 31 города областного подчинения и 5 закрытых
административно-территориальных образований.
В 34 районах Московской области было найдено 215
христианских географических названий, в среднем на
административный район приходится 7 христианских
ойконимов.
Методом сравнительного статистического анализа мы
выделили районы – лидеры по количеству
христианских ойконимов:
Ступинский район – 15,
Чеховский район – 14,
Подольский район - 16, Ленинский район – 13 объектов
Каширский районы — 12,
Одинцовский район – 11,
Сергиево-Посадский - 10,
Серпуховский район , Истринский и Дмитровский
районы- по 9, Воскресенский и Рузский районы – по 8,
Егорьевский район – 7;
в аутсайдерах оказались: Пушкинский, Коломенский,
Луховицкий, Можайский, Зарайский, Орехово-
Зуевский и Павлово-Посадкий районы – по 1-2
христианских ойконима.
Христианские ойконимы Московской области
(количество по административно-территориальным районам)
Из христианских географических названий на
новых территориях Москвы(из бывших
районов М.о.) мы выбрали следующие:
1. Троо́ицк — поселение и городской округ в
составе Троицкого административного округа
Москвы, в 20 км к юго-западу от МКАД по
Калужскому шоссе.
2.Сельское поселение Воскресенское
Новомосковский админист-ративный округ (бывший
Ленинский район)
3.Сельское поселение Михайлово-Ярцево
Троицкий администра-тивный округ (бывший
Подольский район), в его составе с. Ми-хайловское,
входит в состав одной из самых известных усадеб
рода Шереметевых – Михайловское. Названо по
старой церкви Михаила Архангела.
Поселения Подольского района, переданные
Москве:
4 . Богоявление, 5. Никольское, 6. Покровское,
7.Троица, 8. Богородское, 9. Ильино, 10. Кресты,
Из 73 географических христианских названий
поселений Южного Подмосковья выбрали 32, которые
восходят к названию храма, находившегося ранее или
существующего и сейчас на территории поселения.
Теоним
- имя
Бога
Агиоантроп
онимы –
имена
собственные
прославлен
ных святых
Иконимы
имена собст-
венные,
обозначающ
ие
наименовани
е икон
12
(6—
Спас,
-Троица
)
5
(2 — Иоанн
Предтеча,
2 — Николай
Чудотворец,
1 — Параскева
Пятница)
3
(Иконы
Богоро-
дицы:
Знамение,
Тихвинская,
Казанская)
Экклезиони
мы — имена
собст-венные,
обозначающи
е назва-ния
соборов,
храмов,
часовен и
монастырей
1
(Троицкий
монастырь)
Эортонимы
– имена
собст-
венные,обоз
начающие
названия
церковных
праздников
11
(из них
3 Покров
Пресвятой
Богородицы
2 Рождества
Христова,
2 — Воскресе-
Количественный анализ Православных
ойконимов Южного Подмосковья по
классам
Сравнительный количественный анализ христианских географических
храмонимов (т.е.
названий поселений Южного Подмосковья и
поселений названных по названию, располагающихся в них храмов)
1.Серпуховский
район
Церковь Рождества Иоанна
Иванова
гора
Предтечи
На древнем погосте Иоанно-
Предтеченского храма на реке Наре
издавна стоял деревянный храм. По
преданию, погост Иванова Гора
посетил преподобный Сергий
Радонежский по дороге в Высоцкий
монастырь. Здесь он посадил дуб, от
которого ещё в 1890-х гг. оставался
огромный пень.
В 1895 г. была построена новая
колокольня при храме Святого пророка
Иоанна Предтечи по проекту
архитекторов Михаила Яковлевича
Кульчицкого (1857 - 1913) и Адольфа
Адольфовича Нетыксы (1862 - 1905).
Воскресенск
ий
Рождествен
-ский
Воскресенский храм
(существовал в XVI веке)
Церковь Рождества
Христова
Спас
Темня
2. Чеховский район
Церковь Спаса Преображения
Впервые селение Темна упоминается в
духовной грамоте московского князя Ивана
Калиты в 1328 г. После его смерти в 1340 г.
оно перешло в удел первого серпуховского
князя Андрея Ивановича. Погост Спас-Темня
являлся центром всего стана на левом
берегу Нары. Здесь стояла деревянная
церковь в честь Спаса Преображения.
Троицкое Троицкая церковь
Недалеко от сельца Ордынцы
(Ардынцы) исстари находился древний
Троицкий погост в Замытьи у Углешны с
деревянным храмом во имя Святой и
Животворящей Троицы. После польско-
литовского разорения Троицкую
церковь упразднили, а погост
превратился в пустошь. Вотчинник
сельца Ардынцы Захар Григорьевич
Шишкин 1630-1640 гг. построил в своем
владении деревянный храм во имя
Святой Троицы и таким образом
древний церковный престол был
восстановлен, а сельцо Ардынцы
получило новое именование — село
Троицкое.
Старый
Спас
Деревянная церковь
Староспасского Погоста, что на
Дебле, была построена на месте первых
духовных подвигов преподобного Давида
Серпуховского, основателя Вознесенской
Давидовой Пустыни
Ивановско
е
3. Ступинский район
Церковь Рождества Иоанна
Предтечи (выстроена не позже 16
века). В 1646г. была построена
деревянная церковь. Под 1675г. снова
упоминается церковь, построенная
«клецки» (клетью, как изба), с
трапезной. В 1706г. возведена новая
деревянная церковь.
Николо-
Тители
Часовня Николая Чудотворца
В XVIII веке в Николо-Тителях
существовала деревянная Никольская
церковь. В 1824 она была приписана к
храму в Васильевском, позже разобрана.
На месте церкви соорудили часовню,
просуществовавшую до 1-й пол. ХХ в.
Спасское Спасо-Преображенская церковь
Каменная сельская церковь, вероятно,
XVIII в.
Рождество-Богородицкий придел
пристроен в 1863. Сломана в середине ХХ
в.
Церковь Покрова Пресвятой
Богородицы
Кирпичная церковь, редкий образец
вотчинных церквей рубежа XVI-XVII вв. в
Покровско
е
Троице-
Лобаново
Троице-
Голочелов
о
Церковь Троицы
Живоначальной
Кирпичная церковь в духе годуновских
построек - четверик с боковыми при-
делами, возведена в кон. XVI в.
Неоднократно перестраивалась.
Свято-Троицкий храм
Полное древнее название села – Тро-
ицкое-Голочелово, что на Маковце.
Древний коломенский Маковец упо-
минается в духовных грамотах Иоан-на
Калиты и Димитрия Донского. Здесь
был девичий Троицкий монас-тырь,
разоренный в Смутное время. Михаил
Дмитриевич Бутурлин пос-троил по
заказу отца в 1752 г. камен-ную
Троицкую церковь.
4. Каширский
район
Знаменско
е
Пятница Церковь Троицы
Живоначальной в Пятнице
Часовня Иконы Божией
Матери Знамение в Знаменском
( 1796 г., не сохранилась.
Деревянная часов-ня, сооруженная
из алтаря разобранной деревянной
церкви, построенной в 1747 г. Была
приписана к церкви в Спас-Детчине.
)
Церковь Рождества
Пресвятой Богородицы в
Рождественне ( церковь Николая
Чудотворца в Рождественне), 2
половина XVI в., не сохранилась.
Рождестве
нно
Спас-
Детчин
Церковь Преображения
Господня (Спасо-
Преображенская церковь)
Построена не позже 2 половины
XVI в.
5. Серебряно-Прудский
Успенск
ое
Спас-
Дощатый
район
Церковь Успения Пресвятой
Богородицы в Успенском.
6. Зарайский
район
Церковь Преображения
Господня
в Спас-Дощатом (обиходное
название - Спасо-Преображенская
церковь). Построена не позже XVI в.
Воскресенс
кое
п.
Володарского
(Ладыгино,
Богородское)
7.Ленинский район
Церковь Воскресения
Христова 2007г.
Издревле село именовалось
Ладыгиным. Боя-рин Алексей
Федорович Шереметев на месте
разобранной деревянной церкви
построил в 1646 г. каменную, в честь
Рождества Пресвятой
Богородицы, с приделами во имя
Алексия, человека Божьего, и
великомученицы Параскевы
Пятницы. Вскоре село стало носить
название Богородское. В 1739 г.
князь Голицын строит новую
церковь, которая впоследствии была
освящена в честь Казанской иконы
Пресвятой Богородицы.
Архангельское Церковь Михаила Архангела
в Скабееве-Архангельском, 1797г., не
сохранилась. Пос. Подс. Хозяйство
Воскресенское, ДО Архангельское
В 1694 г. в сельце Губцове была
построена и тогда же освящена
деревянная церковь во имя Святой
Троицы. В 1725 г. сельцо Губцово
именуется уже селом Троицким.
Измайлово
(Губцово,
Троицкое)
Мосрентген
(д. Говорово,
с.Троицкое)
Троицкая церковь
В старину на месте посёлка Мосренген
стояла деревня Говорово. После возведения
церкви деревня была переименована в
Троицкое село. Строительство церкви
началось в 1686 году служилыми дворянами
Стрешневыми, завершено в 1696 году
последующим хозяином - Автономом
Ивановым.
г.Троицк
(с.
Богородское)
Владелец села Богородское князь Иван
Борисович Репнин в 1674 - 1675 гг.
построил здесь церковь в честь
Тихвинской иконы Пресвятой
Богородицы с каменными
приделами. В 1732 г. село было продано
Василию Борисовичу Толстому, который
возвел существующую ныне каменную
церковь.
Богородск
ое
Богоявлен
ие
8. Подольский район
Часовня Иконы Божией Матери
Казанская, 1810-е гг., не сохранилась
Церковь Богоявления Господня
Ранее в селе стояла деревянная церковь в
честь Богоявления Господня, которую
построил в 1733 году помещик Остафьев.
Ныне существующий Богоявленский храм
возведен предположительно в 1840е
годы в стиле раннего классицизма.
Михайловское МихаилоАрхангельская церковь
В начале 1778 г. калужский наместник
генералпоручик М.Н.Кречетников устроил
усадьбу в деревне Бынево. 19 ноября
1794 г. в одном из флигелей освятили
домовую церковь во имя Михаила
Архангела. С тех пор усадьба стала
называться Михайловским.
Никольско
е
Церковь Николая Чудотворца,
архиепископа Мир Ликийских в
Никольском-Колчево. Храм во имя
святителя Николая построил в 1692 г.
владелец села стольник Феодор Иванович
Потемкин.
Покров Церковь Покрова Пресвятой
Богородицы в Покрове-Ризницах.
Село Покров ― одно из древнейших
поселений вя-тичей на Подольской
земле. Первое известное летописное
упоминание о нем датиру-ется 6
декабря 1559 г. Село в разное время
называлось: Покров, Дрождицы,
Дрозницы, Вязницы, Разницы. В 1559
г. царь Иван Гроз-ный отдал погост
Дрождицы с церковью Да-нилову
монастырю на поминовение своей
грешной души более чем на два
столетия. В 1730 г. протопоп
Большого Успенского собо-ра Иоанн
Максимов получил указ Синодаль-
ного казенного приказа о строении
из белого камня церкви в честь
Покрова Богородицы.
Покровско
е
(Юдановка
)
Церковь Покрова Пресвятой
Богородицы
Построена в усадьбе И.П.Стрешнева в
1722 - 1726 гг., в 1862-1865 перестроена
на средства М. П. Голенищева-Кутузова-
Толстого.
Рождественно Христорождественская
церковь
Спас-Купля Церковь Преображения
Господня (Спасо-
Преображенская церковь), не
позже 1 половины XVIII в., не
православных
Нашу работу можно использовать как
дидактический материал в образовательных
и культурно-просветительских целях, карта -
диаграмма
топонимов
Подмосковья.
Надеемся, она будет интересна и школьникам
и взрослым, особенно верующим людям, так
как её можно использовать, совершая
паломнические поездки и путешествия по
родной земле Подмосковья.
Лингвистам и всем любознательным
языковедам будет интересен, собранный
нами Словарь христианских географических
названий Подмосковья.
Интернетресурсы:
http://www.museum.ru/alb/image.asp?27997
http://www.liveinternet.ru/photo/2505
761/post20701176/
http://www.portal-credo.ru/site/?
act=monitor&id=5970
http://temples.ru/show_picture.php
?PictureID=1991