В Республике Хакасия ежегодно наблюдается рост интереса населения к традиционной культуре. Знание и уважение культуры своего и других народов выступает одним из условий успешного развития человека.
Актуальность нашей работы заключается в том, что изученный материал позволил лучше узнать богатство культуры народов Енисейской губернии, их обычаи, передаваемые от поколения к поколению, понимать и с уважением относиться к культурному наследию народов.Таким образом, в данной работе через изучение национального костюма народностей, проживающих на территории республики Хакасия в 19 веке, мы поняли какой образ жизни они вели и во что верили. Это важный аспект изучения истории родного края и поможет нам сохранить традиции наших предков.У всех народов национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
Праздничная
одежда женщин
19 века
Енисейской губернии
Выполнила : Титова Арина
3Б класс
МБОУ «СОШ №25»
Руководители: Кайгородова Е.Л.
Жигулина В.А.
2018
Цель и задачи
Цель: провести сравнительный анализ праздничной
одежды женщин 19 века Енисейской губернии.
Задачи:
• изучить историю заселения территорий Енисейской
губернии 19 века,
• сделать выводы и подготовить доклад.
Гипотеза: традиционная хакасская одежда
отличается от русской, это связано с образом
жизни народов разных национальностей…
• познакомиться с видами одежды, украшений и
материалами, из которых изготавливалась
праздничная одежда женщин,
• посетить этнографические музеи,
• взять интервью у специалистов по теме
исследования,
Актуальность: изученный материал позволит
лучше узнать богатство культуры народов
Енисейской губернии, их обычаи, понимать и с
уважением относиться к культуре разных
народов.
Методы:
• изучение специальной литературы по теме
исследования,
• посещение экскурсии в музеи,
• беседы со специалистами по теме
исследования,
• анализ изученного материала,
• создание презентации по теме исследования.
Историческая справка
• Освоение Сибири с исторической точки зрения имело
для России в целом большое значение. Первостепенно
на освоение территорий были отправлены казаки, а
вслед за ними шли вольные переселенцы из
центральных регионов Государства: Рязанской,
Воронежской, Орловской губерний. И каждый вольный
переселенец ехал со своими традициями, обычаями.
Потому так разнообразна и одежда людей,
проживающих на территории Минусинской волости,
Енисейской губернии 19 века, где жили коренные
хакасы.
• Когда первые переселенцы увидели народный костюм
хакасов, они были удивлены многообразием красок
орнаментов и украшений.
Материалы для одежды
и цветовая гамма
Вывод
• Материалы, использовавшиеся при изготовлении одежды, в
основном изготавливались в домашних условиях. В хакасской
одежде из продуктов животноводства, в русской одежде из
растительного сырья. Кроме того, во всех национальных
костюмах использовались привозные ткани, например, шелк.
• При изготовлении одежды хакасы предпочитали
использовать красный, синий, зелёный, коричневый,
бордовый, черный цвета. Желтый цвет в хакасской культуре
ассоциировался с видом духа-хозяйки малярии и желтухи.
Любимым и праздничным цветом одежды в славянской
культуре являлся красный цвет, который ассоциировался со
светом, плодородием, долголетием, могуществом. Красный
цвет в хакасской культуре представлял собой счастье и
ассоциировался с солнцем, источником всего живого.
Вывод
• В русском народном костюме существовало
чёткая многослойность праздничного наряда, в
котором передавалась самобытность народа
разных регионов России.
• Хакасский праздничный костюм достаточно
красочен, ярок, самобытен. Кроме того, в
хакасской культуре одежда не просто
согревает и украшает тело человека, но еще и
оберегает его, становится его продолжением, в
том числе и на духовном уровне. В отношении
одежды было немало предписаний, примет и
запретов.
Головной убор
Коренное население
Вывод
• Традиционными головными уборами
хакасских женщин являлись: тумах, сапха,
тагайах, чапых и тюльгупюрик. Головные
уборы русского народного костюма: ленты,
повязки, обручи, ажурные венцы, кика,
убрус, кокошник, повойник. По головному
убору разных народностей можно было
определить замужняя женщина или нет, ее
социальный статус. В конце 19 века
основным головным убором как хакасских,
так и русских женщин стал платок.
Вывод
• Национальные хакасские украшения
отмечаются сложностью и своеобразием
выполнения, который передавался из
поколения в поколение. Вышивка в
славянской культуре считалась не только
украшением, но и магическим «оберегом»
от зла, болезней, «нечистой силы». В
хакасской культуре орнамент в вышивке
отражает религиозные представления,
особенности быта и представления людей
об окружающем мире.
Заключение
• Хакасский
костюм
национальный
значительно
отличался от костюма вольных переселенок. Одежда
шилась широкого покроя, что было удобно для
верховой езды. При изготовлении одежды в большей
степени использовались меха и кожа, что связано с
климатическими условиями и кочевым образом жизни.
Кроме того, одежда у хакасов не только украшала
человека, но и оберегала его, в связи, с чем было
множество поверий и запретов, связанных с одеждой.
• Русский национальный костюм отличался более узким
кроем, наиболее распространенными видами одежды
были сарафанный и понёвный комплекты. Женский
костюм отличался многослойностью, преобладающим
цветом являлся красный цвет как символ радости и
счастья.
Литература
• Бутонаев В.Я.«Сокровища культуры Хакасии»
• Латкин Н.В.«Енисейская губерния, ее прошлое и
настоящее», 1892г.
• Бутанаев В.Я. «Традиционная культура и быт хакасов:
Пособие для учителей. – Абакан: Хакасское кн. изд-во,
1996 г.
• Каминская Н.М. «История костюма», 1977 г.
• Бутанаева В. Я. «Традиционная культура и быт
хакасов», 1996г.
1994. 240с.
• Шмаков С.А. Феномен культуры. - М.: Новая школа.
• Шмаков С.А. Уроки досуга: в помощь педагогу-
экспериментатору, классному руководителю /
С.А.Шмаков. – М., 1992. – 56 с. Педагогу-организатору
ДЮЦ «Калейдоскоп»