Формирование позитивных социальных компетенций у обучающихся ПОО (в рамках деятельности инновационной площадки на базе ГБПОУ ПТПСМ)
Елена Николаевна Подшивалова,
заместитель директора ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов»
Общие компетенции (ОК) – это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Компетенция – «знание в действии»
Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования
3. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Паспорт общих компетенций обучающихся (ФГОС СПО третьего поколения)
Целевая направ-ленность |
|
|
Мировоззренческие | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - понимание ценностных смыслов общечеловеческой культуры; |
Социально-личностные | ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - умение нести ответственность за собственные решения и поступки; |
Гностические | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - владение навыками организация продуктивной учебно-познавательной деятельности; |
Перечень основных (положительных) гендерных (мужских и женских) и
универсальных качеств
Качества | |||
Женские | Универсальные | Мужские | |
Верность Доверчивость Женственность Жизнерадостность Забота о людях Застенчивость ИнфантильностьЛюбовь к детям Мягкость Нежность Нелюбовь к брани (ругательствам) Очаровательность Обаяние Привязанность Сострадание Способность утешать Теплота Тихий голос Умение понимать других Умение сочувствовать Умение уступить | Активность Беззаботность Беспечность Бодрость Быстрота в принятии решений Великодушие Восприимчивость Вспыльчивость Высокая мораль Готовность к действию Гуманность ГражданственностьДемократичность Дисциплинированность Доброта | Основательность Ответственность Открытость умаПассионарность Привлекательность Прямота Пунктуальность Работоспособность Развитая интуиция Развитое воображение Романтичность Светскость Серьезность Скромность Тактичность Терпеливость Терпимость (толерантность) Трудолюбие Убежденность Уважительность Уверенность в себе Ум Умеренность Упорство Честность Чистоплотность Чувство юмора Шутливость Широта взглядов Экстравагантность Энергичность Яркость | Агрессивность (конструктив.) Амбициозность Аналитичность Атлетичность Вера в себя Дух соревнования Индивидуализм Мужественность Наличие собственной позиции Напористость Независимость Сила Сильная личность Склонность вести за собой Склонность к доминированию Склонность к риску Способность к лидерству Способность защищать свои взгляды Умение полагаться на свои силы |
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, | |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | аналитичность, |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | аналитичность |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных | быстрота в принятии решения |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, | готовность к самообразованию |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | владение ИКТ |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | терпимость |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | ответственность |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | пассионарность |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий | готовность к действию |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | гражданственность |
Сравнение текстов ФГОС с компетенциями, названными в методике Молчанова С. Г.
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Качества, которые хотели бы видеть в сверстниках | ||
Вера в себя | Мужественность | |
Сила | Мужественность | Сила |
Мужественность | Честность | Доброта |
Активность | Сила | Ум |
Доброта | Ум | Независимость |
Ум | Независимость | Надежность |
Чувство юмора | Серьёзность | Вера в себя |
Честность | Чувство юмора | Серьезность |
Сильная личность | Амбициозность | Честность |
Серьезность | Умение полагаться на свои силы | Ответственность |
Анализ выбора студентами 10 позитивных качеств
Сравнительный анализ выбора 10 позитивных качеств
педработниками техникума
п. Первомайский
Женские качества | |
1 | Умение понимать других |
2 | Умение уступить |
3 | Любовь к детям |
4 | Жизнерадостность |
5 | Женственность |
6 | Умение сочувствовать |
7 | Нелюбовь к брани (ругательствам) |
8 | Надежность |
9 | Ответственность |
10 | Ум |
Мужские качества | |
1 | Мужественность |
2 | Сильная личность |
3 | Наличие собственной позиции |
4 | Способность защищать свои взгляды |
5 | Умение полагаться на свои силы |
6 | Чувство юмора |
7 | Независимость |
8 | Честность |
9 | Вера в себя |
10 | Склонность вести за собой |
г. Еманжелинск
Женские качества | |
1 | Любовь к детям |
2 | Умение уступить |
3 | Умение понимать других |
4 | Верность |
5 | Нежность |
6 | Женственность |
7 | Обаяние |
8 | Умение сочувствовать |
9 | Забота о людях |
10 | Мягкость |
Мужские качества | |
1 | Мужественность |
2 | Умение полагаться на свои силы |
3 | Наличие собственной позиции |
4 | Сила |
5 | Вера в себя |
6 | Сильная личность |
7 | Индивидуализм |
8 | Независимость |
9 | Способность защищать свои взгляды |
10 | Атлетичность |
Опыт внедрения методик проведения социализационных занятий «Отбор содержания социализации» и «Оценивание социализованности» профессора С.Г. Молчанова описан в статьях, опубликованных в журналах «Профессиональное образование и рынок труда» (г. Екатеринбург), «Вестник Академии» (Института стратегии развития образования РАО, г. Москва), сборник статей по итогам НПК в г. Тобольске, «Инновационное развитие профессионального образования» (ЧИРПО).
Участие в конференциях, заседаниях:
Научно-практическая конференция в г. Тобольске, 15.02.2016 г., Молчанов С.Г..
Заседание областного методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, ЧИРПО, июнь 2016 г., Молчанов С.Г., Аскарова Т.И., Подшивалова Е.Н..
Научно-практическая конференция в г. Троицке, педагогический колледж, октябрь 2016 г., Подшивалова Е.Н., Мартюшова М.В..
Совет директоров ПОО Коркинского муниципального района, май 2017 г.
Информация о деятельности инновационной площадки размещена на сайте техникума в рамках открытого публичного Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций.
Обмен опытом работы
Вывод:
данные методики позволяют провести анализ и оценивание воспитательной работы на всех уровнях управления: персональном, групповом, административном, а также организовать эту деятельность исходя из потребностей студентов и их родителей, т.е. выполнить социальный заказ.
Формирование позитивных социальных компетенций у обучающихся ПОО (в рамках деятельности инновационной площадки на базе ГБПОУ ПТПСМ)
Елена Николаевна Подшивалова,
заместитель директора ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов»
Общие компетенции, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу СПО
ОК из ФГОС - 3 | ОК из ФГОС по ТОП-50 |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.