Презентация к докладу для педсовета на тему: «Социализация обучающихся». (педагогика)
Оценка 4.6

Презентация к докладу для педсовета на тему: «Социализация обучающихся». (педагогика)

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
24.12.2018
Презентация к докладу для педсовета на тему: «Социализация обучающихся». (педагогика)
педсовет выступление Ковальчук Е.М..docx
(слайд 2) Вы когда­нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан   пройти   обучение   в   школе?   Только   лишь   ради   получения   базовых знаний   и   навыков?   Или   быть   может   потому   что   так   решило   наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она   является   мощнейшим   инструментом   социализации   ребенка,   благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества. Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи,   в   социализации   личности   заметно   уменьшилась,   а   возросла   роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные   учебные   заведения   по­прежнему   занимают   одну   из   ведущих позиций. Что   это   за  факторы?  Давайте   вместе   их   рассмотрим,  но   для  начала разберемся с тем, что такое социализация. (слайд 3) Социализация (от   лат. socialis –   общественный)   личности   ­   это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся   в  поведении   личности.  Они   взаимосвязаны   между   собой   и выступают   в   совокупности,   обеспечивая   как   непосредственное,   так   и опосредованное влияние на личность ребенка. Социализация ­ это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью   социального   и   культурного   опыта,   присущего   для   данного общества, социальной общности, группы. (слайд 4) Многие из учителей, работающих в современной школе, начинали свою педагогическую   деятельность   во   времена,   когда   наше   государство   имело название   Советский   Союз.   И   думаю,   что   не   ошибусь,   если   скажу,   что большинство   из   учителей   с   большой   долей   ностальгии   вспоминают организацию учебного процесса в советской школе (одна рабочая программа, четкие государственные образовательные стандарты, грамотно составленные учебники, от количества которых не кружилась голова). Но самое главное, что,   проектируя   учебный   процесс   и   внеурочную   деятельность,   советская школа   ориентировалась   на   конкретный,   понятный   всем   социальный   заказ, формулируя конкретные цели своей деятельности. (слайд 5) 1 Деятельность   всех   подструктур   образовательной   системы   (школ, досуговых   учреждений,   секций,   клубов,   художественных   и   музыкальных школ)   была   достаточно   успешной,   в   первую   очередь,   потому,   что базировалась   на   одних   и   тех   же   принципах   и   направлена   была   на формирование одних и тех же важных жизненных ориентаций, т.е. институт образования в этом смысле представлял собой целостную систему. (слайд 6) Бесспорным центром образовательной системы была школа. Именно там закладывались основы мировоззрения, усвоения социально­ролевых  установок. И помогали этому вначале октябрятская и пионерская, а затем­  комсомольская организации, которым нет альтернативы в современной школе. (слайд 7) В   90­е   годы   в   постсоветском   пространстве   наступило   «время безвременья»,   когда   старые   устои   были   порушены,   а   на   смену   им   долгое время не поступал никакой государственный социальный заказ. Объяснить это можно отчасти тем, что государство, поглощенное проблемами, забыло о том, что оно, прежде всего, должно выработать национальную политику. (слайд 8) Сейчас наступило время, когда у государства появилась национальная политика, заработали национальные проекты, но достаточно стабильным наше время   все­таки   не   назовешь.   Сегодня   для   эффективной   социализации   в обществе   крайне   недостаточно   какой­либо   суммы   знаний,   и   личностные качества, важные на предыдущем этапе истории нашего общества, не только не   обеспечат   возможности   молодому   человеку   адекватно   «вписаться»   в общество и «бесконфликтно реализовать себя в нем», но и в определенном смысле   затруднят   эти   процессы.   Сегодня   особую   значимость   приобретают совершенно иные личностные качества. (слайд 9)    По каким бы программам ни работала  школа, какой бы проект ни ставился во главу угла образовательной системы государства, целью работы каждого   образовательного   учреждения   и   каждого   учителя   является формирование   некой   модели   выпускника.   Этот   выпускник   должен   быть востребован   государством,   должен   занять   достойную   нишу   в   социуме   и успешно  себя   реализовать.  Но  мы  не   должны  забывать,  что   образование  в обществе   несет   на   себе   двоякую   функцию.  С  одной   стороны,  оно   должно подготовить человека к самостоятельной жизни именно в этом обществе, с другой   –   должно   обеспечить   такое   развитие   человека,   которое   будет способствовать развитию самого общества. (слайд 10) 2 Каждый из нас, из учителей, представляет себе некий образ идеального выпускника. Некоторые качества нам кажутся наиболее важными, ценными. Каким   же   должен   быть   современный   выпускник,   чтобы   соответствовать требованиям современного мира? Давайте вместе попробуем смоделировать такого ученика. Сегодня особо значимыми качествами становятся: ∙       самостоятельность ∙        умение делать выбор и брать за него ответственность ∙        инициативность ∙       стрессоустойчивость ∙       умение преодолевать ситуацию неуспеха ∙       профессиональная мобильность. (слайд 11)          Школа должна на каждом этапе жизни ребенка готовить его к успешной социализации. Этапы   социализации   связаны   с   возрастными   периодами развития человека.  Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к. в данный период происходит становление собственного «Я» человека.  Подростковый   период.  Данному   этапу   также   можно   отвести   одну   из ключевых   ролей,   поскольку   в   данный   период   происходят   значительные физиологические и психологические изменения.  Юность.  Перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется связь со своей социальной группой. Зрелость.  Связана   с   сознательным   выбором   своего   окружения, профессиональной деятельности и т.д.     необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.  На   школьный   период   приходится   три   этапа   социализации   личности. Подробнее о каждом из них вам расскажут другие докалдчики. (слайд 12)                          Прежде всего, необходимо определить факторы развития личности.   Очень   часто   мы   говорим,   что   обуславливают   развитие личности   2   фактора   –   наследственность   и   среда.  Спору   нет, наследственность и среда играют существенную роль в развитии личности, но природа   и   общество   являются   лишь   предпосылками   развития   личности.  Старость.  Характеризуется   угасанием   физических   возможностей   и     3 Большинство   отечественных   психологов   считают,   что   движущей   силой развития личности выступает деятельность, что касается растущего человека, то   –   совместная   деятельность   со   взрослым.   В   процессе   совместной деятельности ребенок присваивает нормы, ценности, средства, роли, символы, являющиеся достоянием культуры. (слайд 13)            Чтобы правильно строить такую деятельность учитель должен знать, что с детьми   разных   возрастов   требуется   организация   специфических   видов деятельности. Развитие человека, переход его с одного возрастного этапа на другой подчинено определенным закономерностям, которые были положены Д.   Б.   Элькониным   в   основу   разработанной   им   периодизации   возрастного развития. В частности, было выделено, что для каждого возрастного периода характерна   своя   социальная   ситуация   развития,   свой   ведущий   тип деятельности.   Поэтому   при   затруднениях   в   воспитании   и   обучении   детей разного возраста необходимо без замешательства обращаться к психологу и социальному   педагогу,   которые   помогут   разобраться   в   сложившейся ситуации. (слайд 14)                          Особенно сложной ситуацией является период возрастного кризиса. Кризисы   –   периоды   развития   личности,   характеризующиеся   резкими психологическими   изменениями,   это   переломные   пункты   в   нормальном течении психического развития. Кризис возникает на границе двух возрастов, при переходе от одной возрастной ступени к другой и знаменует окончание одного   возрастного   периода   и   начало   следующего.   Источником   кризиса являются   острые   противоречия   между   выросшими   физическими, психическими   возможностями   ребенка   и   старыми,   ранее   сложившимися формами   его   взаимоотношений   с   окружающими   людьми   и   видами деятельности, которые в данный момент не могут удовлетворить ребенка. Но самим   подросткам   так   же   важно   уметь   разбираться   в   себе   самих,   в требованиях, предъявляемым к ним современным социумом. (слайд 15)                        Существует два основных типа позиций ребенка по отношению к обществу: «Я и Общество» и «Я в Обществе». В первой акцент делается на себя и выражается в стремлении понять свое «я», выделить себя, найти свою позицию и заявить о ней. Во второй преобладает стремление приобщиться к социальному опыту, «встраивая» себя в окружающую действительность. Становление   позиции   «я   в   обществе»,   «я»   среди   других,   связано   с актуализацией   предметно­практической   стороны   деятельности,   в   процессе которой   происходит   социализация   ребенка   –   освоение   социального   опыта через   освоение   орудий,   овладение   социально­ 4   символов,   знаков, зафиксированными   действиями.   Учится   жить   в   правовом   поле   помогает обучающимся и такой предмет как право. (слайд 16) Одним из важнейших факторов взросления подростка является желание самоутвердиться   и   привлечь   к   себе   внимание.   И   эта   потребность   в самоутверждении   настолько   сильна,   что,   не   имея   возможности   получить положительное   признание,   растущий   человек   будет   добиваться отрицательного признания, чтобы ощущать свою значимость, а не равнодушие, безразличие со стороны окружающих. (слайд 17) Традиционно   механизмы   социализации   классифицируют   следующим образом:      традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). (слайд 18) Действительно,  социализация  протекает   на   протяжении   всей   жизни человека, но более интенсивно в детстве и юности. И школа ­ главное место, где   формируются   жизненные   (т.   е.   социальные)   компетенции   ребенка. Главная   цель   педагогического   коллектива   и   каждого   педагога   ­   вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития. (слайд 19) Всего доброго, спасибо за внимание! 5

Презентация к докладу для педсовета на тему: «Социализация обучающихся». (педагогика)

Презентация к докладу для педсовета на тему: «Социализация обучающихся». (педагогика)

Презентация к докладу для педсовета на тему: «Социализация обучающихся». (педагогика)

Презентация к докладу для педсовета на тему: «Социализация обучающихся». (педагогика)

Презентация к докладу для педсовета на тему: «Социализация обучающихся». (педагогика)

Презентация к докладу для педсовета на тему: «Социализация обучающихся». (педагогика)

Презентация к докладу для педсовета на тему: «Социализация обучающихся». (педагогика)

Презентация к докладу для педсовета на тему: «Социализация обучающихся». (педагогика)

Презентация к докладу для педсовета на тему: «Социализация обучающихся». (педагогика)

Презентация к докладу для педсовета на тему: «Социализация обучающихся». (педагогика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2018