Совершенствование профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
Взрослым
19.02.2019
Методические рекомендации по совершенствованию профессиональной ориентации для обучающихся предназначены для педагогов, осуществляющих профориентационную работу в общеобразовательных организациях, заместителей директора, классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, родителей и направлены на оказание помощи в целенаправленной и планомерной организации профориентационной работы согласно требованиям ФГОС.
Павловская-доклад.doc.docx
ПРОФИЛАТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Павловская В.Ю.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Краснодарского края «Краснодарский монтажный техникум»
Pavlovskay.vika@mail.ru
В настоящее время невозможно обойти вниманием такие важные
проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление
алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие
название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной
среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной
группы. Большое внимание при планировании и организации всей работы
школы и в частности воспитательной работы уделяется профилактической
работе с детьми
«Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков
или идеализма».
Карл Густав Юнг
В русском языке сильная наклонность, слепое предпочтение чего – либо,
страсть к чему – либо…(В.И. Даль, Толковый словарь русского языка)
Рассматривается чаще, как синоним слова «аддикция».
Аддикция от англ. addiction склонность, пагубная привычка, зависимость
лат. addictus рабски преданный
Аддикция ощущаемая человеком навязчивая потребность к определенной
деятельности.
Термин часто употребляется для таких явлений,
как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к
нехимическим (поведенческим) зависимостям.
Уход от реальности путем изменения психического состояния может
осуществляться разными способами. В жизни каждого человека могут быть
моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние:
избавиться от угнетения, “сбросить” усталость, отвлечься от неприятных
размышлений и т.п. Для реализации этой цели человек “вырабатывает”
индивидуальные подходы,
стереотипами.
Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности,
связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании,
становится центральной идеей.
становящиеся привычками,
Несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах,
все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное
поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение
подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его
вовлеченности и в другие. Аддиктивное поведение один из типов девиантного (англ. deviation
отклонение) поведения с формированием стремления к уходу от реальности
путем искусственного изменения своего психического состояния посредством
приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на
определенных видах деятельности с целью развития и поддержания
интенсивных эмоций.
Виды аддиктивного поведения
(зависимость)
1. от психоактивных веществ (наркомания, токсикомания, алкоголизм,
табакокурение),
2. от приема пищи (анорексия, булимия),
3. патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг), воровству,
поджогам, бродяжничеству и пр.,
4. компьютерная зависимость (интернетзависимость, игровая зависимость),
5. зависимости от людей, предметов и событий, зависимость от
деструктивных культов,
6. суицидальное поведение.
Зависимое поведение полифункционально, по мере развития зависимого
поведения доминирующая функция меняется.
Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction
зависимость) занимается сразу несколько наук, такие как психология,
социология, медицина. На рубеже двадцать первого столетия на стыке
этих наук образовалась новая — аддиктология или наука о
зависимостях.
«Быть нормальным в период отрочества – само по себе
ненормально»
(Анна Фрейд)
Подростковый комплекс характеризуется:
склонностью подростка к резким колебаниям настроения,
беспокойством, тревогой,
меланхолией,
импульсивностью,
негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств,
агрессивностью,
перепады настроения,
желание подростка быть признанным и оцененным другими,
показная независимость и бравада,
борьба с авторитетами и обожествление кумиров…
категоричность высказываний и суждений, Особую категорию детей, которая в силу определенных обстоятельств
своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям
составляют дети «группы риска»
В педагогической и социальнопсихологической практике к «группе
риска» принято относить детей с отклоняющимся поведением. На
сегодняшний день однозначное толкование термина «дети группы риска»
отсутствует, тем не менее, к ним, по данным Ю.Е. Егошкина [9], можно
отнести:
Дети «группы риска»
дети с чертами невротизации;
дети с психосоматическими заболеваниями,
в частности,
логоневрозами;
акцентуированные (с чрезмерно выраженными чертами характера) и
психопатизированные дети;
дети из неблагополучных в социальном отношении семей;
дети из экологически неблагополучных зон.
В связи с эпидемиологической ситуацией распространения разных
форм негативной зависимости интенсивно разрабатываются концепции и
программы профилактики, определяющие цели и основные направления
профилактической работы. Стратегию в выборе превентивных мер
определяют концепции Министерства образования, здравоохранения и
молодежной политики. Проведенный нами анализ основных документов:
Федерального закона от 24.06.1999 №120ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Приказ Минобразования РФ от 23.03.1999 №718 «О мерах по
предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди
несовершеннолетних и молодежи в 19992000 годах» и профилактических
программ (в частности разработанных по заказу Минобразования) показал,
что в их основу положен принцип формирования навыков здорового образа
жизни (ЗОЖ), а базовой ценностью признается здоровье.
Образовательные учреждения обладают уникальными возможностями для
проведения работы по профилактике аддиктивного поведения. Она
ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от
возникновения проблем потенциал здоровья, освоения и раскрытия ресурсов
психики личности, поддержки молодого человека и помощь ему в
самореализации собственного жизненного предназначения.
Цель
профилактики состоит в формировании у учащихся стратегической
мотивации (дальних перспектив) и черт совершенствующейся личности,
социально – успешной личности, способной самостоятельно справляться с
собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами. Особенности аддиктивного поведения является то, что оно по существу
не является заболеванием. И главными мерами здесь будут не медицинские, а
воспитательные.
Профилактика может быть разделена на радикальную, включающую
изменение социально – культурных условий жизни населения (пропаганда
здорового образа жизни спорт, санитарное просвещение и т. п.), а также меры,
запрещающие и контролирующие раннюю стадию зависимого поведения и
предупреждение ее развития.
Профилактика может быть общей (со всеми учащимися, и с «детьми
группы риска») проводит весь педагогический коллектив и специальной (с
детьми зависимого поведения), проводится с подготовленными по этой
проблеме специалистами.
Направления профилактической работы в образовательных
учреждениях:
совершенствование учебного процесса,
совершенствование педагогических технологий, направленных на
справедливое оценивание и включение учащихся в успешную
деятельность,
включение учащихся в значимую для них деятельность,
профилактические классные часы, беседы…,
организация специальной профилактики через приглашение
специалистов в этих областях,
проведения психологических тренингов и т. д,
работа с родительской общественностью и т.д.
Профилактическая работа
информирование о последствиях злоупотребления психоактивными
веществами;
формированию навыков здорового образа жизни и антинаркотических
установок;
формирование эффективных стратегий преодоления кризисных
ситуаций (стрессоустойчивость);
развитию коммуникативных навыков, способности противостоять
давлению группы (умение сказать «нет»);
формированию мировоззренческих представлений об общечеловеческих
ценностях, ценности здорового образа жизни, законопослушности,
уважении к человеку, государству, окружающей среде и др.
Профилактическая работа проводится через взаимодействие всех структур
ОУ: администрации, педагогического коллектива, МО классных
руководителей, руководителей объединений и клубов, семьи и родителей,
специалистов по данной проблеме, службы здоровья
Организация досуга детей:
Через занятость детей в Отделении дополнительного Образования, Через работу спортивного клуба,
Через участие в работе студенческого и школьного самоуправления.
Работа с родительской общественностью:
Родительский клуб,
Методические объединения кураторов и классных руководителей.
Проблема зависимого поведения подростков признается как национальная
проблема и требует для своего решения объединения всех прогрессивных сил
общества.
Надо помнить, что работа с детьми с зависимым (аддиктивным) поведением
это работа непрекращающаяся никогда, от нее нельзя ждать быстрых
результатов, необходимо научиться замечать и радоваться малейшему
изменению в позитив.
Литература
1.Змановская Е. В. Девиантология: /Психология отклоняющегося поведени:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.:
Издательский центр "Академия", 2003.
2. Коробкина З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и
молодежи. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных
заведений. М.: Академия, 2002. 192с.
3. Подхватилин Н. В. Психокоррекционная профилактика подростковой
наркозависимости: Практическое руководство к проведению тренинга для
школьных психологов, педагогов, социальных работников. М.: ТЦ Сфера,
2002.
4. Рожков М. И., Ковальчук М. А. Профилактика наркомании у подростков:
Учебное методическое пособие. М.: Гуманитарное издание центра ВЛАДОС,
2003. 144с. /Психология для всех/.
5. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма.
М.: Издательский центр "Академия", 2003. 176 с.
• Хомик В. С., Кроник А. А. Отношение ко времени: психологические
проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения. //Вопросы
психологии. 1988. №1. С. 98106.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru
— http://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/46000_full.shtml [Профилактик
а аддиктивного поведения в условиях государственного образовательного
учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация]
Совершенствование профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций
Совершенствование профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций
Совершенствование профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций
Совершенствование профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций
Совершенствование профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.