Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
математика
8 кл
16.09.2019
Презентация исследовательской работы "От пяди и локтя до системы СИ". Задаются участниками исследовательской работы цель и задачи. выдвигается гипотеза. Извлекаются из истории необходимые сведения по теме. Использование терминов в литературе. Производятся необходимые измерения одноклассников, учителей, родственников, переводя полученные результаты в старинные единицы.
Морозов от пяди до локтя.ppt
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
Исполнитель:
8 Б класс
МБОУ Ржаксинская сош №1
имени Н.М.Фролова
Морозов Игорь Игоревич
Руководитель:
учитель математики,
I квалификационной категории
Дрокова Татьяна Борисовна
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
задумываясь, производим различные
В повседневной жизни постоянно сталкиваемся с математическими
величинами. Не
вычисления. С
современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и
понятны.
Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена? Почему мы не
используем старинные единицы измерения длины в наше время?
Интересующие меня вопросы и послужили в выборе темы учебно
исследовательской работы: «От локтя и пяди до системы СИ»
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
Цель исследования: выяснить, какие меры длины
существовали на Руси в старинные времена и почему не
пользуются ими в настоящее время.
Гипотеза исследования: Я предположил, что старинные меры
длины утратили свою значимость по причине своей неточности
и были заменены на единицы измерения принятые во всём
мире.
Объект исследования: измерение длины.
Предмет изучения: динамика развития измерений длины
Задачи исследования:
•Осуществить исторический экскурс в данную тему.
•Собрать пословицы и поговорки, содержащие упоминание о
различных мерах длины.
•Подобрать математические задачи, содержащие старые и
новые меры длины.
•Провести эксперимент.
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
С давних пор у разных народов для
измерения малых предметов и расстояния
использовались мелкие единицы длины
«естественного» происхождения. Их
первыми эталонами служили отдельные
части человеческого тела. Как и при счете, в
ход пошли всегда бывшие при себе
«измерительные инструменты» - рука и ее
части. Весьма удобными для замеров такого
рода оказались длина и ширина
указательного пальца, а также ширина
ладони. Для определения величины
предметов покрупнее подошло расстояние
от локтя до кончика среднего пальца,
которое к тому же хорошо согласовывалось
с размерами пальца и ладони
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
1. Что знаю о единицах измерения длины?
Современные единицы измерения длины знакомы мне с
начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр,
дециметр, метр и километр, пользуюсь ими на уроках и
в повседневной жизни.
Старинными
в
повседневной жизни я никогда не пользовался, однако
в литературных произведениях мне встречались строки
с непонятными словами: аршин, верста, пядь, сажень,
вершок и другие.
единицами
измерения
длины
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
2. Что могу узнать в энциклопедиях, справочниках?
Попытался найти нужную информацию в домашней, районной,
школьной библиотеках и выяснить «Что такое МЕРА?»
Из разных источников узнал:
МЕРА - способ определенья количества по принятой единице;
мера вообще прилагается к протяженью и к пространству…
Погонная, линейная мера служит для обозначения расстояний
или величины линий. (В. И. Даль).
МЕРА - 1. Единица измерения. Метрическая система мер… Метр
мера длины. 2. То, чем измеряют; мерило. Мерою служит
метровая линейка.
(С. А. Кузнецов).
МЕРА – 1. Единица измерения. 2. Предел, в котором
осуществляется, проявляется что-нибудь. (С.И. Ожегов).
С помощью изученной литературы, могу сказать, что мера –
это определённая единица измерения.
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
3. В каких литературных произведениях встречаются
измерения длины мне
названия старинных мер длины.
единиц
старинных
Названия
встретились в произведениях поэтов и писателей:
«Зимняя дорога» А. С. Пушкин
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег… навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одни…
«Былина об Илье Муромце»
Да отъехал-де ведь старый за три поприща,
Да по-русски то сказать да за три верстоньки.
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
4. Что можно выяснить с помощью других людей.
Провел опрос одноклассников, друзей, родителей, соседей и
учителей.
Вопросы:
1. Знакомы ли Вам современные меры длины: миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр и километр?
2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста,
пядь, сажень, вершок и др.?
В опросе приняли участие:
одноклассники – 15 человека;
друзья и знакомые – 9 человек;
родители, бабушки, дедушки – 7 человек;
соседи – 15 человек;
учителя – 4 человек.
Результаты опроса
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
Результаты опроса
Результаты опроса показали, что с современными мерами длины
все опрошенные – 54 человека (100%).
Со старинными мерами длины оказались знакомы только 26 человек
знакомы
(40%).
Участвовали
одноклассники
знакомые
родители
соседи
учителя
всего
В процентах:
Количество
15
12
7
16
4
54
100
Современные
меры длины
15
12
7
16
4
54
100
Старинные меры
длины
6
5
2
5
3
12
40
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
5. Наблюдаю за тем, с помощью каких приборов люди
измеряют длину, высоту, ширину?
Можно измерять шагами.
Можно измерять локтями.
И линейкой, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Самым интересным и доступным способом узнать нужную
информацию является метод наблюдения. Я постарался
увидеть, вспомнить, чем измеряют длину люди в повседневной
жизни:
- чертят линии, отрезки, фигуры на уроках с помощью
линейки (в школе);
рулетки (в магазине);
-длину, высоту, ширину при покупке мебели с помощью
- расстояние между кустарниками при разбиении сада с
помощью рулетки (на садовом участке);
- длину, высоту, ширину стройматериалов во время
постройки дома с помощью рулетки;
- длину деревянных реек при постановке ограды около дома
с помощью рулетки.
Выясняю, что измеряют длину, высоту, ширину с
помощью привычных для нас измерительных материалов:
линейка, метр на тканевой основе, деревянный метр, рулетка.
А всегда ли так было? Как же производили измерения люди в
старину?
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
6. Обращаюсь за помощью к сети Internet.
Пытаюсь почерпнуть сведения по теме исследования через
сеть Internet. Выяснил, что основная современная единица
измерения длины – метр. Она была принята во Франции в
конце XVIII века. Метр определили как одну десятимиллионную
долю участка земного меридиана от Северного полюса до
экватора.
Так же узнал, что в старые времена люди производили
измерения длины с помощью своего собственного тела.
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
7. Старинные задачи
В своей работе приведу примеры задач, в которых
встречаются различные меры длины. Для их решения
составлена таблица (приложение).
•Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3
алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого
же сукна? (1алтын = 3 коп.)
•Выразите в дюймах и сантиметрах 1 вершок, 1 пядь, 1 аршин,
1 сажень.
•Горшок имеет высоту 2 пяди. Найдите рост в сантиметрах
того, кто «от горшка три вершка» (имеется ввиду – на три
вершка выше).
•Диаметр Луны считается равным 3476 км. Выразите в
аршинах, в вёрстах.
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
8. Пословицы и поговорки, в которых упоминаются
различные меры длины
Рассмотрел наиболее распространенные старые меры,
упоминания о которых часто встречаются в народной речи.
•Один, как перст - человек, не имеющий ни родных, ни
близких, ни друзей.
•Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя
шестом! – если будешь кого-то обвинять (показывать на
него пальцем), то тебя могут обвинить в чем-то значительно
худшем или сделать это в ещё более грубой манере.
•От горшка два вершка, а уже указчик – молодой человек,
не имеющий жизненного опыта, но
самонадеянно
поучающий всех.
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
9. Провожу эксперимент.
Измеряю учителя
математики
Измеряю своих
одноклассников
Измеряю учителя
химии
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
Для обоснования и дальнейшего анализа результаты начал
работать над их статистической обработкой.
Характер
истика
Вер
шок
Малая
пядь
Велика
я пядь
4,5
9
23
Пядь с
кувырк
ом
27
Локоть
с
кулако
м
38
Локоть
46
Большо
й
локоть
54
Аршин
72
Приблизи
тельное
значение
величины
Среднее
арифмети
ческое
Мода
Размах
4,8
17,8
20,2
4,8
17,8
43,8
54,2
65,9
5
1,6
17
52,5
19
8,3
25
6,15
40
9,1
41
7
52
16
62
18
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
расхождения
Провел свою статистическую обработку результатов
исследования и сравнил результаты с данными
теории. Получил
измерениях.
Оказывается, одна и та же единица измерения
получилась разной. Как же тогда измерить, например,
длину участка огорода, длину коридора в школе,
длину ткани в магазине? Ведь получатся разные
показатели. Вспомнилось выражение «Всяк на свой
аршин меряет».
в
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
Заключение
В ходе исследования я сделал следующие выводы:
• уточнил, какими мерами длины пользуются в настоящее
время;
• выяснил, какими измерительными приборами пользуются в
настоящее время;
• выяснил, какие меры длины существовали в старинные
времена и что они все были связаны с частями тела
человека;
• выяснил, что в литературных источниках встречается
немало названий старинных мер длины;
• выяснил, что означают пословицы, поговорки, шутки,
фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных
мер длины;
• познакомился с задачами, в которых встречаются
старинные меры длины и попробовал их решать;
• в ходе эксперимента пришел к выводу, что измерения с
помощью старинных мер длины оказываются не точными, они
неудобны для измерений;
• выполнив все задачи своего исследования, можно сказать,
что моя гипотеза подтвердилась: старинные меры длины
утратили свою значимость по причине своей неточности и
были заменены на единицы измерения принятые во всём
мире;
Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.