Презентация к исследовательской работе "Правильно ли мы говорим?" иллюстрирует основные этапы и итоги исследования. Ее можно применить для защиты исследовательской работы. В ней отражены основные методы исследования: наблюдение, эксперимент в виде тестирования и блиц-опросов, анализ материала и его синтез. Презентация наглядно демонстрирует выводы автора.
Правильно ли
мы говорим?
Автор: Мецлер Максим,
учащийся 6 класса МБОУ
«Красноорловская СОШ»
Введение
• Проблема
правильности речи –
одна из актуальных
проблем
современного
общества.
Цель работы:
• выявить уровень речевой грамотности
разных возрастных групп (взрослые,
старшие школьники, средние школьники), а
также причины неграмотного употребления
в речи тех или иных слов; определить
возможные пути решения проблемы.
Задачи:
• изучение литературы по данной теме;
• работа со справочниками и словарями;
• наблюдение за устной речью с целью выявления наиболее
типичных речевых ошибок, их систематизация;
• составление анкеты и теста по результатам наблюдений;
• анкетирование и тестирование разных возрастных групп;
• анализ результатов анкеты и теста;
•
выявление проблем, способствующих неграмотному
употреблению слов.
Основные методы
исследования
• наблюдение
• эксперимент
• аналитический метод
Виды ошибок в устной
речи:
• Орфоэпические(ошибочное
произношение звуков, слов,
словосочетаний, неправильное
ударение).
• Морфологические(неправильное
образование форм слов различных
частей речи).
Наблюдение
Цель: выявление наиболее
распространенных ошибок в
устной речи участников
эксперимента
наблюдаемых в устной речи:
• неверная постановка ударения в словах
(звонят, созвонимся,красивее, оптовый,
договор, туфля, свекла и т.п.)
• замена одного звука на другой
(медицинский полюс, колидор, кажную
субботу)
• добавление лишнего звука или нескольких
звуков (здеся, тама, еслиф, ихняя, еёная)
Основные группы типичных ошибок,
• неверное образование форм глаголов,
существительных (ложи, пойдём исть, едь ко
мне, вы хочете, пара чулков и т.д.)
Анкетирование
Цель: сравнение и анализ
соответствия мнения о
грамотности своей речи и
фактически существующей,
реальной ситуацией
Анкетирование
• 1)Моя речь правильная, я выражаю
свои мысли грамотно, правильно
произношу слова, в соответствии с
нормами современного литературного
языка
•
• А) да
• Б) нет
• В) не уверен(а)
Результаты
Возрастная
группа
Всего
опрошенны
х
Выражаю
мысли
грамотно
Кол
%
во
Неграмотно
выражаю
мысли
Кол
во
%
Не уверен в
грамотности
своей речи
Кол
%
во
Средний
школьный
возраст ( 56
классы)
Старшеклассник
и
(1011 классы)
Взрослые
(учителя)
Итого
10
10
10
30
1
2
5
8
10
20
50
26
3
1
0
4
30
10
0
14
6
7
5
18
60
70
50
60
Вывод
• большее количество исследуемых
не уверены в грамотности своей
речи. Наиболее грамотной свою
речь считают взрослые (50%)
Анкетирование
2) Я допускаю в своей речи много
ошибок, потому что не знаю, как
правильно употреблять в речи те или
иные слова
3) Я иногда допускаю в своей речи
ошибки, хотя знаю о нормах
произношения и употребления тех
или иных слов
Возрастная
группа
Всего
опрошенн
ых
Допускают ошибки, хотя
знают о нормах
произношения тех
или иных слов
Результаты
Неизвестны
нормы
произношен
ия
слов
Кол
во
% Колво
Средний
школьный
возраст (56
классы)
Старшеклассн
ики
(1011 классы)
Взрослые
(учителя)
Итого
10
10
10
30
4
3
1
8
40
30
10
26
6
7
9
22
%
60
70
90
73
Вывод
• в среднем 73 % участников
эксперимента допускают ошибки в
устной речи, хотя с нормами
произношения тех или иных слов
знакомы.
Анкетирование
4)В чём причина неграмотного
употребления тех или иных слов в
моей речи?
Результаты
другое
Недостат
ок
языковог
о опыта
% Ко
л
во
1
30
Возрастная
группа
Всего
опрошенн
ых
Так
говорят
в семье
Так
говорят
друзья
Средний
школьный
(возраст 56
классы)
Старшеклассн
ики
(1011 классы)
Взрослые
(учитля)
Итого
10
10
10
30
Ко
л
во
3
% Ко
л
во
4
30
3
0
6
30
0
20
3
1
8
%
40
30
10
26
Так говорят
одноклассн
ики/
коллеги
Кол
во
% Кол
во
4
3
2
9
40
30
20
30
3
7
4
14
%
10
10
40
20
70
40
46
1
4
6
Вывод
• основной причиной ошибок в
употреблении слов в речи, по
мнению участников эксперимента,
является недостаток языкового
опыта. Также отмечается влияние
речи друзей, одноклассников и
коллег.
Анкетирование
5) Кто (что) может являться
положительным примером для
развития правильной речи?
Результаты
Возрастная
группа
Всего
опрошенн
ых
Средний
школьный
возраст (56
классы)
Старшеклассн
ики
(1011 классы)
Взрослые
(учителя)
Итого
10
10
10
30
Язык
научной,
худ.лите
р.
Ко
л
во
8
6
8
22
60
80
73
1
0
2
Язык СМИ Учитель
филолог
учитель
другое
% Ко
л
во
1
80
%
10
10
0
7
Кол
во
% Кол
во
2
7
6
15
20
70
60
50
4
6
0
10
% Ко
л
во
0
40
60
0
33
0
0
0
%
0
0
0
0
Вывод
• язык художественной и научной
литературы, а также речь учителя –
основной положительный пример для
развития грамотной речи
тестирование
Цель: выявить уровень
грамотности устной речи
участников эксперимента.
1. Расставить ударение
• Звонят, позвонишь, созвонимся,
августовский, договор, договор(ы,а),
каталог, красивее, сливовое варенье,
жалюзи, начата, принята, передана,
наврала, облегчить, оптовый, задана,
зубчатый, кухонный, пломбировать,
средства, торты, туфля, феномен,
танцовщица, ходатайство, украинский,
баловать, повторена, свекла, сироты,
семью.
Результаты Ученики средних
классов (5-6 классы)
Количество правильных ответов
слов
12
14
15
17
18
%
38
44
48
54
57
Количество человек
человек
1
3
1
3
2
%
10
30
10
30
20
Вывод
• Средний процент выполнения: 48%.
• От 38% до 48% выполнили 50%
учащихся.
учащихся.
• От 54% до 57% выполнили 50%
• Вывод: Ни один из участников
тестирования не достиг 100% при
выполнении теста. Уровень
акцентологической грамотности
учащихся 5-6 классов средний (48%)
2. Правильное
произношение слов
– Конечно – конешно
– Булочная – булошная
– Скворечник – скворешник
Результаты
• 1слово – 7уч-ся (70%)
• 2 слова – 1 уч-ся (10%)
• 3 слова – 1 уч-ся (10%)
• 0 слов – 1 уч-ся (10%)
Вывод
• В среднем 1 слово верно, что
составило 33,3%. Таким образом
учащиеся плохо знакомы с
нормами произношения слов.
3. Найдите неправильное
употребление форм слов
Думаю о вас
Скучаю по вам
Скучаю по вас
Пара носков
Пара чулков
Ихняя дочь
Еёшние награды
Еслиф получится
Пойдём исть
Едь ко мне
Тамака возьми
Всехняя учительница
Утром умылася, оделася
Кажную субботу
Иду по колидору
Медицинский полюс
Стери с доски
Поклади на стол
Клади на стол
Положи на стол
Ложи на стол
Поезжай в театр
Бежите в лес
Вы хочете есть
Вы сходите на остановке
Ездиют машины
Результаты
Количество правильных ответов
%
30
42
49
57
64
72
76
Количество человек
человек
1
1
2
2
2
1
1
%
10
10
20
20
20
10
10
слов
8
11
13
15
17
19
20
Вывод
• Средний процент выполнения: 46
%.
•
•
уровень владения
грамматическими нормами у
учащихся 5-6 классов низкий