В данной консультации, рассказывается о методе арт-терапии, о основных приемах, которые можно использовать в работе педагога-психолога в условиях дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста, а также подробно описывается сущность механизма коррекции при использовании данного метода, в конце приведены примеры раскрасок, которые можно применить для снижения психоэмоционального состояния ребенка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 262 г.
Челябинска»
Арттерапия, как метод коррекции
эмоциональноличностной сферы
дошкольников
Педагог-психолог:
Шелухина А.В. 1 к.к.
Понятие о арт-терапии
• Арт-терапия - это вид психотерапии и
психологической коррекции, основанный на
искусстве и творчестве. В узком смысле слова
под арт-терапией обычно подразумевается
терапия изобразительным творчеством с
целью воздействия на психоэмоциональное
состояние человека.
• Для детей это простой и эффективный
способ психологической помощи, основанный
на творчестве и игре.
Цель арттерапии — не научить ребенка
рисовать, а помочь посредством рисования
справиться с проблемами, вызывающими у него
запредельные эмоции (которые зачастую он не
может вербализовать), дать выход творческой
энергии. Ребенок осваивает один из доступных и
приятных для него способов снятия
эмоционального напряжения на будущее.
Сущность механизма коррекции
средствами арт-терапии в работе
с детьми
• Новые изобразительные способы мотивируют
деятельность, направляют и удерживают
внимание. Также имеет значение получение
ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен,
то при его приобретении снижается контроль
сознания, ослабевают механизмы защиты. В
таком изображении присутствует больше
свободы самовыражения, а значит, неосознанной
информации.
• Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс
рисования. Именно поэтому арттерапия так эффективна в
работе с детьми.
• Когда ребенок может быть активным в обход
социальных норм, прививаемых ему с раннего
детства, он становиться менее тревожным и
уязвимым, происходит снижение контроля и
требований к результатам своих действий, и он
просто получает удовольствие от своей
активности. Без оценок, поправок, направлений со
стороны взрослого. Только принятие и поддержка.
Основные приемы работы используемые в
арттерапии
• Марания
В буквальном понимании «марать» — значит
«пачкать, грязнить».
Дети не рисуют в том понимании, к которому они
привыкли за годы обучения. У мараний нет
категорий «правильнонеправильно», «хорошо
плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев
оценки мараний исключает и саму оценку. в
результате уходят напряжение, неопределенность,
страх, сомнения.
• Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без
красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой
и каракулями понимается хаотичное или ритмичное
нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола,
стены, мольберта и пр.
Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка,
дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают
напряжение перед рисованием. Штриховки просты в
исполнении, занимают непродолжительное время, потому
уместны в качестве зачина артзанятия.
Штриховки и марания происходят в определенном ритме,
который оказывает благотворное влияние на
эмоциональную сферу ребенка.
• Рисование пальцами
Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия,
которые обычно не делает, так как опасается, не желает
или не считает возможным нарушать правила.
Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию
пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными
установками поведения, ориентированные на раннее
когнитивное развитие, а также те, в которых родители
видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого
поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для
этих детей рисование пальцами служат профилактикой и
коррекцией тревожности, социальных страхов,
подавленности.
• Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и
продуктами)
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать
изображения. На лист бумаги клеем, который
выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие
листья растираются между ладонями на мелкие частички и
рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не
приклеившиеся частички стряхиваются.
Описанная техника создания изображений подходит детям с
выраженной моторной неловкостью, негативизмом,
зажатостью, способствует процессу адаптации в новом
пространстве, дарит чувство успешности.
Мандала-терапия
Мандалатерапия — это эффективный
инструмент решения глубинных
психологических проблем.
Метод мандалатерапии представляет собой
процесс рисования мандал, раскрашивания
специальных матриц мандал.
Мандала-терапия может быть полезна
любому человеку, пребывающему в
болезненном или негативном
психоэмоциональном состоянии, для
получения оздоровительного эффекта.
Мандала-терапия абсолютно
применима как к детям, так и к
взрослым, причем дети более
отзывчивы к этому методу и гораздо
быстрее достигают положительных
результатов от взаимодействия с
мандалами.
Раскраски – антистресс:
кототерапия
Идеал
спокойствия
воплощает
сидячая кошка
Жуль Ренар
Идеал спокойствия воплощает сидячая кошкаЖуль Ренар
Раскраски антистресс: заколдованный лес
• Лабиринт
Лабиринт
Раскраски – антистресс:
моретерапия
Раскраски – антистресс:
совы