В данной презентации дан краткий материал к коучингу "Критического мышления". Данный материал рекомендован к применению учителям, прошедшим уровневые курсы, при проведении обучающих семинаров, мастер- класса. Презентация была показана при проведении обучающего семинара в рамках проведения семинара для учителей, прошедших уровневые курсы в рамках сетевого сообщества "Болашақ".В данной презентации дан краткий материал к коучингу "Критического мышления". Данный материал рекомендован к применению учителям, прошедшим уровневые курсы, при проведении обучающих семинаров, мастер- класса. Презентация была показана при проведении обучающего семинара в рамках проведения семинара для учителей, прошедших уровневые курсы в рамках сетевого сообщества "Болашақ".
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это естественный способ взаимодействия с
идеями и информацией.
Необходимо умение не только овладеть
информацией, но и критически ее
оценить, осмыслить, применить
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это разумный, взвешенный подход к
принятию сложных решений, как следует
поступать и во что верить
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это особый вид деятельности позволяющий
ученику вынести здравое суждение о
предложенной ему точке зрения или
модели поведения
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Виды интеллектуальной деятельности,
которые нельзя назвать критическими
Запоминание
Понимание простых и сложный идей
Творческое, интуитивное мышление
спортсмена, художника, музыканта
Критическое мышление имеет
5 характеристик (Д. Клустер)
Вопервых – это мышление самостоятельное
Вовторых – это мышление обобщенное
Втретьих – это мышление проблемное и
оценочное
В четвертых – это мышление
аргументированное
В пятых – критическое мышление есть
мышление социальное
Основные контуры ТРКМ
Цель данной технологии развитие
мыслительных навыков учащихся,
необходимых не только в учебе, но и в обычной
жизни (умение принимать взвешенные решения,
работать с информацией, анализировать
различные стороны явлений и т.п.).
Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Задачи фазы вызова
( пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у
учащихся знания и смыслы в связи с
изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к
изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить
направление в изучении темы
Задачи фазы реализации смысла –
(осмысление материала во времени работы над ним)
Помочь активно воспринимать
изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с
новыми
Задачи фазы рефлексии –
(обобщение материала, подведение итогов)
Помочь учащимся самостоятельно
обобщить изучаемый материал
Помочь самостоятельно определить
направления в дальнейшем изучении
материала
Формы и средства развития КМ
сбор данных
анализ текстов
сопоставление альтернативных точек зрения
коллективное обсуждение
разные виды парной и групповой работы
дебаты
дискуссии
публикации письменных работ учащихся
КМ – письменная работа
Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное
русло
сталкивает различные суждения
создает условия, побуждающие к принятию
самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно
делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации
внутри уже существующих
Основные приемы ТРКМ
Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
?
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Ромашка Блума
П
Вопрос
интерпретация
Уточняющий
вопрос
в
р
а
и
й
с
к
к
о
с
р
е
п
ч
о
и
т
Простой
вопрос
?
Творческий
вопрос
с
п
ч
в
н
о
о
е
О
ц
р
н
о
ы
й
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Сама ТЕМА это «ствол дерева»
«Листочки» это ПРОГНОЗ
«Веточки» это АРГУМЕНТЫ,
обоснования прогнозов
Таблица Донны Огл
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы
знаем
Х – что мы
хотим узнать
У – что мы узнали
и что нам осталось
узнать
Категории информации,
которыми мы намерены
пользоваться /Главные слова/
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
Источники, из которых мы
намерены получить
информацию
1
2
5
4
«Бортовые журналы»
Что мне известно
по данной теме?
Что нового я узнал из
текста?
Инсерт
(условные значки)
V
(осознать
новые
знания)
Я это
знал
+
(исправить
неверные
предположения)
Это для меня
абсолютно
новое
(исправить
неверные
предположения
?
(побудить
дальнейший
интерес к теме)
Это
Я хочу знать
противоречит
тому, что я
об этом
больше
знал
Перепутанные логические
цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд
утверждений, среди которых есть верные,
а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально,
читают текст, отмечают перепутанные
цепочки
Обсуждают свои результаты в группе,
уточняют, исправляют
Приемы по развитию навыков
решения проблем
Мозговой штурм
Карусель. Групповая работа.
Проблемные вопросы или задания по
количеству групп. Каждая пишет свое
решение и передает по кругу дальше
СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним
словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух
словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в
рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех
слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного
слова, который повторяет суть темы.
Критическое мышление
Размышляйте над этим...
Только критически