Умение решать задачи – практическое искусство,
подобное плаванию
или
катанию на лыжах,
или
игре на фортепиано;
научиться этому можно лишь, подражая избранным образцам и постоянно тренируясь.
Д.Пойа.
Цели урока:
Знать определение и формулы для арифметической и геометрической прогрессии.
Уметь применять их для решения практических задач.
Доказать неотъемленную связь прогрессий с жизненными ситуациями.
Подготовка к ОГЭ.
Актуализация знаний:
Какую прогрессию называют арифметической?
Какую прогрессию называют геометрической?
Почему арифметическую прогрессию называют арифметической? Сформулируйте ее характерное свойство.
В чем состоит сходство между прогрессиями? А в чем есть отличия?
Проверка теории
Выпишите номера верных формул
1вариант
1 .an=a1+d(n+1)
2. an=a1+d(n-1)
3. d=a1-a2
4. Sn=(a1+an)n
5. d=a2-a1
6. an=a1qn-1
7.an=a1qn
8. S=
9.Sn
10.q=a2\a1
Выпишите номера верных формул
2вариант
1.d=an+1-an
2.an=a1+d(n-1)
3.q=a2\a1
4.an=a1-d(n+1)
5.an=a1qn
6. an=a1qn+1
7..
8.
9.an=a1qn-1
10.
Устный счёт
1.Назови следующий член арифметической прогрессии
3 ,7 ,11 ….
2. Назови следующий член геометрической прогрессии
-6 ,-18 ,-54 ….
3.Чему равна разность арифметической прогрессии
6 ,-8 ,-22 …
4.в1=6 в2=3 .Найдите q
5.а1=1,2 а4=2,1.Найдите d.
В древней индии шах Шерам посулил любую награду за интересную игру, к которой он долгой время не потерял бы интерес. Ученый Сета изобрел шахматы и попросил в награду за свое изобретение столько пшеничных зерен, сколько их получится, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую - в 2 раза больше, т. е. 2 зерна, на третью - еще в 2 раза больше, т. е. 4 зерна, и т. д. до 64 клетки. Шерам рассмеялся, услышав, какую награду попросил у него изобретатель шахмат. Ученый Сета улыбнулся, поклонился и ушел дожидаться обещанной награды . Наутро царь осведомился у слуг, доставлена ли награда изобретателю.
-« О повелитель, число зёрен было так велико…»«Как бы оно не было велико, награда должна быть выдана, не жалейте амбаров с зерном»- надменно сказал царь.«Не в твоей власти исполнять такие желания, во всех твоих амбарах и на полях , и на всей Земле нет такого числа зерен, которое потребовал ученый Сета» - ответили слуги.«Назовите это чудовищное число!»- воскликнул изумленный царь.
Решение задачиК ужасу шаха он не мог выполнить пожелание ученого.Нетрудно сосчитать, используя формулу,что количество зерна, нужное для расплаты, составляет:18 446 744 073 709 551 615 Если бы принцу удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и пустыни, и Арктику с Антарктикой, то получить удовлетворительный урожай, то за пять лет он смог бы рассчитаться с просителем. Такое количество зерен пшеницы можно собрать лишь с площади в 2000 раз большей поверхности Земли. Это превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до нашего времени.
Каждый из 7 человек имеет 7 кошек. Каждая кошка съедает по 7 мышек, каждая кошка за одно лето может уничтожить 7 ячменных колосков,
а из зёрен одного колоска может вырасти 7 горстей ячменного зерна.
Сколько горстей зерна ежегодно спасается благодаря кошкам? .
Древняя индийская задача
Из исследовательской работы:
Задача: Больной принимает гомеопатическое лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день — на 5 капель больше, чем в предыдущий. Приняв 40 капель, он 3 дня пьет по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 250 капель)?
Решение: (а)- арифметическая прогрессияа1 = 5d=5 : 5, 10, 15,…,40, 40, 40, 35, 30,…,5Найти :=180Решение : а = а1+d(n-1) 40=5+5(n-1), n=8 S8 = (5+40)·8:2=180 ; 180 капель больной принимал по схеме в первый период и столько же по второй период. Всего он принял 180+40+180=400 (капель), всего больной выпьет 400:250=1,6 (пузырька). Значит, надо купить 2 пузырька лекарства.Ответ: 2 пузырька.
У семи лиц по семь кошек; каждая кошка съедает по семь мышей, каждая мышь съедает по семь колосьев, из каждого колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?»
Людей всего 7, кошек 72 = 49, они съедают всего 73 = 343 мыши, которые съедают всего 74 = 2401 колосьев, из них вырастает 75 = 16807 мер ячменя, в сумме эти числа дают 19 607.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.