Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Работая в «Учительской газете», он опубликовал несколько научно-популярных статей, посвященных новому научно-практическому движению в педагогике, основанному на ином взгляде на проблему воспитания. В его статьях воспитание представлялось не как некое воздействие воспитателя на ребенка, а как открытый диалог между педагогом и учеником. Некоторые его материалы на эту тему были размещены также в советском политическом журнале «Новое время», дочернем издании газеты «Труд».
Педсовет Учебное сотрудничество.ppt
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Учебное сотрудничество
как средство
формирования
универсальных учебных
действий учащихся
Рочева Л.В.
Заместитель
директора по УВР
МАОУ «Ёгвинская
ООШ»
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Эпиграф к педсовету:
• Учителя обычно гордятся
сильными своими учениками, мы
же гордимся слабыми, которые
стали сильными.
«Манифест педагогика
сотрудничества»
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
и
посвященных
новому
педагог Симон
ее главным вдохновителем стал советский
Львович
публицист
Соловейчик. Работая в «Учительской газете»,
он опубликовал несколько научно-популярных
статей,
научно-
практическому движению
в педагогике,
основанному на ином взгляде на проблему
воспитания. В его
воспитание
представлялось не как некое воздействие
воспитателя на ребенка, а как открытый
диалог между педагогом и
учеником.
Некоторые его материалы на эту тему были
размещены также в советском политическом
журнале «Новое время», дочернем издании
газеты «Труд».
статьях
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Педагогика
сотрудничества, по
мнению автора идеи,
должна была объединить
педагогов с различными
подходами к воспитанию
и обучению, для которых
было единым стремление
к гуманизации системы
образования
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Амогашвили,
• Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва
Александрович
Виктор
Федорович Шаталов, Софья Николаевна
Лысенкова и другие советские педагоги тех лет.
Уже в сентябре 1986 года на встрече педагогов-
новаторов в подмосковном поселке Переделкино
сформулированы «Тезисы педагогики
были
сотрудничества»,
затем
ставшие
в «Учительской
всех
фундаментальной
последователей идеи. Одной из главных задач
педагогики
являлась
демократизация образования.
опубликованные
газете» и
основой
для
сотрудничества
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
"Учитель по определению человек, понимающий
проблемы детей".
Учительству стоит остановиться и взглянуть
на себя иначе критически и реально
глазами детей, которые уже во многом стали на голову выше своих
педагогов.
Зеркало ученической души многомасштабное, взывающее не к
коррекции мимики, а к действенному началу современного
учительства.
Наши дети уже сегодня в позиции ожидания: когда же их любимые
учителя станут вровень с современным прогрессом.
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Классификационные
характеристики
• Уровень и характер применения:
метатехнология как общая платформа
большинства современных
образовательных технологий.
• Методологический подход: личностно
ориентированный, комплексный,
деятельностный, социокультурный,
коммуникативный.
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
• Характер содержания: обучающий + воспитательный,
общеобразовательный,
гуманистический,
светский,
проникающий.
• Вид социально-педагогической деятельности:
воспитательная, психолого-социально-педагогическая.
• Организационные формы: академическая + клубная,
индивидуальная + групповая,
• дифференцированная.
• Преобладающие средства: вербальные + практические.
• Подход к ребёнку и характер воспитательных
взаимодействий: гуманно-личностный, субъект-
субъектный (сотрудничество).
• Преобладающие методы: проблемно-поисковые,
творческие, диалогические, игровые.
Гуманно-личностный
подход к ребёнку
• Гуманно-личностный подход к
ребёнку в учебно-воспитательном
процессе -это ключевое звено,
коммуникативная основа
личностно ориентированных
педагогических технологий.
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Новый взгляд на
личность
• личность проявляется, выступает в раннем детстве,
ребёнок в школе — полноценная человеческая
личность;
• личность является субъектом, а не объектом в
педагогическом процессе;
• личность — цель образовательной системы, а не
средство для достижения каких-либо внешних целей;
(обладает
• каждый
ребёнок
талантлив
способностями);
• приоритетными качествами личности являются
(доброта, любовь,
достоинство,
высшие этические ценности
совесть,
трудолюбие,
гражданственность и др.).
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Учение без принуждения
• требовательность без принуждения, основанную на
доверии;
• увлечённость, рождённую интересным
преподаванием;
• замену принуждения желанием, которое порождает
успех;
• ставку на самостоятельность и самодеятельность
детей;
• применение косвенных требований через
коллектив.
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
принципа учёта индивидуальных (и
возрастных) особенностей ребёнка
• отказ от ориентации на среднего ученика;
• поиск лучших качеств личности;
• применение психолого-педагогической диагностики
личности (интересы, способности, направленность, Я-
концепция, качества характера, особенности
мыслительных процессов);
• учёт особенностей личности в учебно-воспитательном
процессе;
• прогнозирование развития личности;
• реконструирование индивидуальных программ
развития, его коррекция.
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Формирование положительной Я-
концепции личности
• В школьные годы Я-концепция — основа
внутреннего стимулирующего механизма
личности.
• Положительная, мажорная Я-концепция (Я
правлюсь, Я способен, Я значу) способствует
успеху, эффективной деятельности,
положительны проявлениям личности.
• Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не
способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает
результаты, способствует изменению личности в
отрицательную сторону.
Дидактический активизирующий и
развивающий комплекс
• Дидактический активизирующий
и развивающий комплекс
педагогики сотрудничества
открывает новые принципиальные
подходы и тенденции в решении
вопросов, «чему» и «как» учить
сегодня детей
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Методы и формы учебного
процесса
• в опорных сигналах В.Ф. Шаталова;
• в идее свободного выбора, опережающего обучения С.Н. Лысенковой;
• в идее крупных блоков П.М. Эрдниева;
• в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлииского;
• во всестороннем развитии личности по Л.В. Занкову;
• в системе развития творческих и исполнительских способностей по
И.П. Волкову;
• в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского;
• в развивающем обучении Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова;
• в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина;
• в идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина,
Неменского, педагогике здорового развития Б.П. и Л.А. Никитиных и
др.
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Концепция гуманистического
коллективного воспитания
• При этом коллектив оставался и
целью, и одним из важнейших
средств воспитания. Всё лучшее
из теории и практики
соединялось в положениях-идеях
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Педагогизация окружающей
среды
• В педагогике давно существует проблема
объединения воспитательных школы и семьи,
школы и воспитательных учреждений
микрорайона, сотрудничества школы с
общественными организациями. Новая
педагогическая технология выдвигает задачи
интеграции всех воспитательных воздействий на
основе её педагогизации, осознания того, что
«общество живёт и развивается так как оно
учится, и учится так, как оно хочет жить».
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Формы учебного
сотрудничества
• Сотрудничество с учителем
• Сотрудничество со сверстниками
• Сотрудничество с самим собой.
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Технология сотрудничества
Как сделать процесс обучения
увлекательным?
творческие
раскрыть
Как
способности каждого ученика и
пробудить его инициативу?
Как сделать так, чтобы всем
было комфортно на уроке?
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Технология сотрудничества
Сущность этой технологии заключается
в создании условий для творческого
личности,
для
саморазвития
коммуникативных
формирования
умений,
языковой
компетенции.
.
развития
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
сотрудничестве
Диагностику
Система работы в
включает следующие компоненты:
•
психологической
совместимости учащихся для работы в
группах;
• Создание психологопедагогических
условий для работы в сотрудничестве;
•
учебно
познавательной деятельности
через
реализацию обучения в сотрудничестве.
Проектирование
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Использование технологии обучения в
сотрудничестве как средство формирования
творческой активности учащихся
Технология сотрудничества –
педагогическая
технология,
ориентированная на создание
активной
условий
совместной
деятельности
учащихся в разных учебных
ситуациях.
для
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Педагогика сотрудничества
Один из критериев продуктивного
педагогического
сотрудничества это создание
благоприятного психологического
климата, формирование
определенных межличностных
отношений в учебной группе
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Общение между учителем и учеником одна из
ПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ
основных форм, в которой дошла до нас
УЧАЩИХСЯ
тысячелетняя мудрость, накопленная
человечеством.
В настоящее время проблема познания
педагогом личности учащегося приобрела
особую значимость, ибо она непосредственно
связана с гуманистическими тенденциями,
которые составляют ядро современного учебно
воспитательного процесса.
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Педагогика сотрудничества
Особая роль в процессе познания
педагогом личности учащихся и
общения с ним принадлежит эмпатии.
Способность к сопереживанию не
только повышает адекватность
восприятия "другого", но и ведет к
установлению эффективных,
положительных взаимоотношений с
учащимися.
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Объект педагогической
деятельности
Поскольку объект педагогической деятельности
личность/человек, то она строится по законам общения.
В структуре общения обычно выделяют три
составляющих:
1. Когнитивный (познавательный).
2. Аффективный (эмоциональный).
3. Поведенческий.
Презентация к педсовету "Учебное сотрудничество"
Уроки-мастерские
Мастерские строятся по следующему алгоритму:
• Фаза индукции. Мотивация учащихся.
Учитель ставит проблемный вопрос.
Задание должно опираться на имеющиеся знания
учащихся.
•Социализация. Идёт коллективный поиск разрешения
проблемы. Обсуждение.
•Афиширование. Один из членов группы (оратор)
представляет работу, созданную в сотрудничестве.
•Рефлексия. Учащиеся рассказывают о своих чувствах,
которые у них возникли в мастерской.
Могут рассказать о том, чему они сегодня научились,
что нового открыли для себя, в себе и в товарищах.
•Подведение итогов учителем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.