Проект был создан при изучении предмета окружающий мир, по желанию обучающихся, так как им стало интересно, чем похожи и чем отличаются современные школы от сам первых. Как было организовано обучение, какие предметы изучались, как поощрялись ученики за своё усердие и как наказывались нерадивые?Презентация "Когда на Руси появились первые школы?"
Когда на Руси
появились первые
школы?
Тема:
Цель:
Задачи:
Возраст
учащихся:
Режим работы:
Типология
проекта:
Когда на Руси появились первые школы?
Создание условия для проектной деятельности
учащихся.
Учить детей работе над проектом.
Развивать познавательные интересы учащихся,
способности ориентироваться информационном
пространстве.
Воспитывать любовь и уважение к прошлому своей
Родины.
4 класс
Урочновнеурочная деятельность.
Моно проект, исторический, групповой, средней
продолжительности.
Как и когда появились на Руси
первые школы?
Как учились ученики?
Ставились ли оценки?
Когда возникла письменность?
Что такое берестяные грамоты.
Счёт предметов.
Первые книги и азбука.
Учёные предполагают, что X века в Древней Руси школ не
было, и дети учились дома. Дети общались со старшими
членами семьи, принимали участие в труде, домашних делах,
праздниках. Воспитывалось уважение к старшим, забота о
младших. Дети учились, не зная грамоты и не имея книг.
Чтобы научить ребёнка какомунибудь мастерству,
полезному делу его отдавали в возрасте 57 лет отдавали в
ученики к мастеру, часто в чужую семью. Помогая ему
ребёнок обучался различным ремёслам: шить, обрабатывать
кожу, столярничать, печь хлеб.
Создавались учебные заведения
после Крещения Руси. Летопись
под 988 годом указывает, что
князь Владимир после крещения
киевлян начал строить церкви,
назначать священников, собирать
детей знатных лиц и «даяти нача
на учение книжное»,
где
бояр
обучались
и
дружинников. Первая школа была
открыта в Киеве в 988 году.
дети
Князь Владимир
В древней русской
школе не было ни
переменок,
ни
директора, а всего
лишь один учитель.
Сначала
был
священник и дети
заучивали наизусть
содержание
церковных книг.
это
Ученье шло с утра до
вечера, в середине дня
чтобы
перерыв,
ученики
могли
пообедать. Не было
уроков.
отдельных
Каждый
ученик
получал
индивидуальное
задание, в зависимости
от того, что он уже
успел изучить.
В первые школы
принимали
детей
разного возраста и в
любое время года.
Учитель оценки не
ставил. Выучил урок
ступай
молодец,
домой, а не выучил
вот плётка, вот
розги.
счету.
(XI
При обучении
математике прибегали к
пальцевому
В
«Русской
знаменитой
Правде»
век)—
обнаружены
задачи,
математические
для
в
вычислительной практике
и хозяйственных расчетах.
Они
на
древнерусской
абаке
мелкими
предметами
(например, вишневыми и
сливовыми косточками).
делались
навыков
В X веке в качестве
материала для письма
использовали бересту.
На бересте «писалом»
выцарапывали
тексты.
Первые
берестяные
грамоты относятся к X-
XI в. До нас дошли
грамоты
мальчика
(XIII в.). Он
Онфима
выучился
26-
алфавиту,
буквенному
речи,
для
ведения
и
деловых записей.
торговых
записи
Создатели
азбуки
славянской
Кирилл и Мефодий.
Благодаря
им
первый
появился
печатный школьный
учебник «Азбука» (от
первых
названий
букв «аз» и «буки».
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства
XIVXVII вв. – М.: Педагогика, 1995. – 363 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А.
Реан, Розум С.И. СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
3. Ярхо В. Как учили и учились в Древней Руси / В. Ярхо // Наука и жизнь.
2002. №7.4.
Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинина «Окружающий мир» Учебное пособие/
Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинина «ВентанаГраф»,2000
Журнал «Начальная школа» № 1 2006 Конышева Н.М. «Проектная
деятельность школьников. Современное состояние и проблемы»