Базовым компонентом общественной жизни является духовно-нравственная культура. Об актуальности изучения духовно-нравственной культуры и этики общества свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни. Знание же основ духовно-нравственной культуры способствует формированию нравственной ориентации, помогает побуждать себя к развитию и самосовершенствованию. А выбор такой формы работы, как исследовательский аналитический проект, является одним из эффективных методов повышения мотивации к освоению христианского мировоззрения в условиях современного общества, повышает интерес и обеспечивает своим участникам душевный подъем на волне интенсивного мировосприятия, окуная их в атмосферу православного быта.
Предметом данной исследовательской работы является символ города Моршанска, его архитектурная жемчужина и главная достопримечательность – Кафедральный собор Троицы Живоначальной.
Объектом исследования выбраны трудная судьба Моршанского Свято-Троицкого собора и его достойное возрождение.
СВЯТАЯ «ЖЕМЧУЖИНА»
МОРШАНСКА:
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Выполнила: Жилкина Ирина (11 кл.)
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза
Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.
Научный руководитель: воспитатель И.В.
Мокшанова
Гипотеза исследования: повышение интереса к
духовно-нравственной культуре общества
наиболее успешно происходит при
психологическом восприятии информации
человеком в условиях погружения в сферу
изучаемого объекта
Предм
ет
Моршанский
Свято-Троицкий
собор
Объект Трудная судьба
Моршанского
храма и
достойное его
возрождение
Метод
ы
Эмпирические
Гипотеза исследования: повышение интереса к духовно-нравственной культуре общества наиболее успешно происходит при психологическом восприятии информации человеком в условиях погружения в сферу изучаемого объекта
ЦЕЛЬ: ПОНИМАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
СМЫСЛА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ,
ПРИОБЩЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ
ОСВОЕНИЕ ИСТОРИИ, ИСКУССТВА, ПОЛИТИКИ,
КРАЕВЕДЕНИЯ
ЗАДАЧИ:
изучить, проанализировать архивные документы,
фотоматериалы и другие информационные источники об истории
возникновения и становления храма на Моршанской земле;
повышать у себя и окружающих мотивацию к познанию
православной культуры в искусствоведческом и
мировоззренческом аспектах в форме чтения соответствующей
литературы, бесед, рассказов, просмотра видео- и
фотоматериалов;
побуждать себя к развитию, самосовершенствованию,
формированию нравственной ориентации;
способствовать самостановлению гармонически развитой
личности и патриота Отечества;
дорожить своей малой Родиной.
ЦЕЛЬ: ПОНИМАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СМЫСЛА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ, ПРИОБЩЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ ИСТОРИИ, ИСКУССТВА, ПОЛИТИКИ, КРАЕВЕДЕНИЯ
Век 19-й. Начало святой истории
Проект Свято-Троицкого
Петербургский Спасо-
Преображенский собор
собора в Моршанске.
до революции
Разрез
В ы ш ђ И с а а к i я н ђ с т р о i т ь .
Вышђ Исаакiя нђ строiть.
креста около 75 метров (105
аршин),
Западный и Восточный фасады по
стенам имели длину — 42,7 м; со
ступенями – 64 м
Южный и Северный фасад по стенам
– 49,1 м; со ступенями – 57,6 м
Век 19-й. Начало святой истории
10 июня 1836 года началось строительство
Троицкий собор в Моршанске.
1890-е гг.
Высота храма составила до верха
собора.
Диаметр большого барабана – 23,2 м
Диаметр малых барабанов — 9,4 м
Одновременно собор мог принять
около 6 000 человек.
Портрет купца Дорофея Даниловича
Кожина (главы города) работы
художника-самоучки Суркова
Век 19-й. Начало святой истории
Троицкий и Софийский соборы
Роспись «Вознесение
Господне» на Западном
фасаде Троицкого собора
Справа и слева от иконостаса
столбы, которые укрепил Иван
Люлин. Современное фото
Внутреннее убранство и иконы храма
Главный престол
Внутреннее убранство и иконы храма
Правый придел (Фото 1932
г.)
Особо замечательные иконы Свято-
Троицкого собора
«Снятие со креста»
Божией Матери «Достойно есть»
(пожертвование соборного
прихожанина Василия Быкова)
«Иверской Божией Матери»
(написанная на Афонской горе,
доставленная моршанским
купцом Н.Г. Синёвым)
«Казанской Божией Матери»
(пожертвование строителя
иконостаса, почётного
гражданина Г.И. Котельникова)
«Святителя Николая Чудотворца»
(пожертвование бывшего
старосты собора Н.А. Юсова)
Епископ Тамбовский и Шацкий
(1857-1859 гг.) Макарий
Святой крест-мощевик – особого
рода святыня
Мощи великих угодников
Св. Пророка Даниила
Божьих
и др. (всего 83 частицы
Златоуста
мощей)
Св. Евангелистов Матфея,
Марка, Луки
Св. Иакова брата Господня
Св. Андрея Первозванного
Св. архидиакона Стефана
Св. Апостолов Фомы,
Тимофея, Варнавы,
Анисима, Карпа
Св. царя Константина
Св. князя Александра
Невского
Св. святителей Григория
Богослова, Иоанна
«Не по Моршанску – храм…»
Николая II многие горожане видели, как говорится,
живьем…
Моршанская знать готовится
к встрече императора
Николая II (1904 г.)
Век 20-й. Время «воинствующих
безбожников»
Епископ Иоанн Моршанский
(приговорен к расстрелу,
1937 г.)
осквернению.
Храм подвергся разрушению и
С собора сорвали малые купола,
рушили иконостасы, били стёкла,
сжигали иконы и книги.
Роспись на стенах храма как внутри,
так и снаружи расстреливали из
винтовок. Уникальная роспись,
украшавшая стены собора,
практически полностью погибла.
Фото из архивов музея
Снос малых куполов, 1940 г.
«Лед тронулся…»
Собор без малых
куполов
Фото 1957 г.
Моршанского городского Совета
народных депутатов от 16 мая
Решение
1990 г.
«О передаче здания Троицкого собора
на баланс Православной общины
с баланса Отдела культуры
горисполкома»
Святое Воскресение, или
Возрождение из пепла
6 апреля 1996 года в соборе состоялось первое богослужение на
праздник «Вход Господень в Иерусалим» (Вербное Воскресение).
«Жемчужина России»
9 августа 1998 года в Свято-Троицком соборе города
Моршанска Божественную литургию совершал
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Патриарх назвал Моршанский
собор «Жемчужиной России».
архиепископу Тамбовскому и
Мичуринскому Евгению: «Всё
сделанное Вами для
возрождения церковной жизни в
Тамбовской епархии поистине
огромно».
Его Святейшество Алексий II
подарил Свято-Троицкому
собору икону Святителя
Питирима - первого епископа
земли Тамбовской, с частицей
его мощей.
После визита патриарх писал
Возрождение продолжается
2004 год
Возрождение продолжается
Так выглядел собор летом
2011-го
2014 год
Возрождение продолжается
Иконы с вотивными приношениями:
«Матрона Московская»
Божией Матери «Неупиваемая
чаша»
Икона «Святитель Питирим
Тамбовский, чудотворец»
Прошлое и настоящее Моршанского Свято-
Троицкого собора ещё раз убеждает в том, что
чистое, святое, Божественное – никому никогда не
порушить!
Крестами смотрит на
Главой великой взор
восток,
бросает,
Далёкий видит уголок
И первым каждый день
встречает.
Ещё над городом стоит
Тьма непроглядная
ночная,
Собор огнями загорит.
Шуметь тут город
начинает.
Когда ты в полдень
подъезжал
к Моршанску, первое,
Тебя собор огнём встречал
И никого он не обидел.
Его обидели, прошли,
А он держался год за годом.
Смотрел на тысячи машин,
Следил за жизнью он
народа.
А вечером опять же мгла
Над городом склонилась
тучей,
Но светится остатком дня
Великий наш собор могучий.
(...)
Татьяна Милованова
(Шиндина)
Используемые источники и электронные
1) Архивные документы Моршанского историко-художественного
ресурсы
музея;
2) Моршанск православный / авторы-составители: И. Озарнов, Н.
Федосеева, О. Левина. - Изд-е протоиерея А. Сарычева, 2010;
3) Чуженькова Н. Свято-Троицкий собор. - Газета «Согласие» от
11.06.2004, ст. – 8-9;
4) http://agiatriadasobor.ortox.ru/svjato_-_troickijj_sobor
5) https://docs.google.com/presentation/d/1xBVpmif2l_gZNhFHz-IFd
9FQnWrHrohuhnQ10D8yl7A/edit?usp=sharing
6) http://morshasobor.cerkov.ru/
7) https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Троицкий_собор_(Мор
шанск)&stable=0&redirect=no
8) http://voznesenie-church.ru/ru/meaning/
9) http://www.ege-uspex.ru/13-ege-i-gia-istoriya
10)http://www.hramislovo.ru/i_shop/annot/school_literature
11)https://russia.travel/
12)http://sobory.ru/profile/?authorid=11561
13)http://sobory.ru/profile/?authorid=11386
14)https://sterh1973.livejournal.com/
15)http://www.turtmb.ru/
А. Ургапов. Собор Троицы
Живоначальной. Липа, морилка, лак,
бронза , 40-60см без рамы, 2012 г.