Презентация к семинару по литературному чтению

  • Семинары
  • ppt
  • 27.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема доклада "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения" «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения» 1. Становление коммуникативной компетентности младших школьников. На протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Иконка файла материала Презентация к семинару.ppt
Формирование коммуникативных УУД  у младших школьников на уроках  литературного чтения «Коммуникативная деятельность – это  взаимодействие двух и более людей,  направленное на согласование и  объединение их усилий с целью  налаживания отношений и  достижения общего результата».                                          Л.С.Выготский
Коммуникативные УУД Владение  монологической  и диалогической  формами речи Умение  полно и ясно выражать  свои мысли Планирование  учебного  сотрудничества Коммуникативные Коммуникативные Постановка  вопросов Разрешение  конфликтов Контроль,  коррекция,  оценка действий  партнера
Принципы коммуникативной направленности обучения  - речевая направленность (обучение через общение);  - функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);  - ситуативность (ролевая организация учебного процесса);  - новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);  - принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.  - личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Задача учителя Направлять Помогать Поддерживать Развивать идею Дискутировать
Три уровня сформированности устной коммуникативной компетентности: 1. Обсуждение и дискуссия 2. Небольшие выступления 3. Презентация
формы и методы достижения планируемых результатов • ученик • соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения • умеет использовать компьютерную технику • умеет вести диалог, учитывая разные мнения; • активно участвует в коллективном диалоге • проявляет готовность к решению конфликта
Развитие коммуникативных УУД  средствами литературного чтения  В учебниках по литературному чтению для 1– 4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Много текстов юмористических, шутливых. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. В учебниках предусмотрены задания, обучающие работе с чужим текстом: анализ текста по типу, стилю или жанру; определение темы, идеи текста, придумывание заголовка; анализ структуры текста, составление его плана; анализ средств связи между частями текста, между предложениями; сжатие и расширение текста; преобразование (редактирование); написание ответов на вопросы, составление текстов малых жанров и сочинений на предложенные темы, связанные с изучаемым материалом.
Практические задания на уроках  литературного чтения, формирующие  коммуникативные УУД.  Любая работа по формированию коммуникативных  умений и навыков школьников начинается с  установления и принятия всеми детьми правил,  позволяющих сделать общение эффективным:  • любое мнение ценно,  • ты имеешь право на любую реакцию, кроме  невнимания,  • повернись так, чтобы видеть говорящего,  • дай другому возможность сказать, не перебивай,  • обращение начинай с имени.
Методические приемы 1) Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация). Основными формами драматизации являются: •анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев  •постановка индивидуальных и групповых «живых картин»; •подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений); •чтение по ролям.
Методические приемы 2) Учет позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного чужого мнения. Пример. «Автор пишет о смехе как о живом существе. Докажи это при помощи текста.»  3) Постановка вопросов по изучаемому произведению. Вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, т. е. нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос. Вопросов и заданий к тексту должно быть немного. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, не стоит забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному. Например: «Что вам хочется сказать об этой сказке (басне)?»; «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?» 4) Ситуации формирования речевых умений: Участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках. Умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев. Владение монологической речью Оформление своих мыслей в устной и письменной форме
Для создания благоприятной ситуации на уроке могут быть  использованы игровые приёмы, ИКТ, задания, направленные  на развитие творческого воображения. Например:  задания, организующие словесное творчество учащихся, например: «Попробуй  сочинить свою считалку. Используй слова «раз, два, три...», «тебе водить», «выйди  вон»; «Придумай и расскажи любую смешную небылицу» (Маршак С. «Я видел»);  рассказ от первого лица: рассказать историю от лица принцессы из сказки Г. Х.  Андерсена «Принцесса на горошине»; •представлять повествование от имени самовара из сказки К. И. Чуковского  «Федорино горе»; • изменение сказочной развязки: придумать другое окончание рассказа; • придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица; • написать сочинение о своем друге. Подобрать 5 пословиц о дружбе и  справедливости; • составить кроссворд по рассказам В. Осеевой, в котором была бы зашифрована  фамилия писательницы; • придумай продолжение рассказа.
Значимость формирования коммуникативных УУД Используя данные упражнения в системе, формируются у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия. Качественно повышается уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие все дети класса. Ученики с желанием работают на уроке в группе и индивидуально, формулируют свои мысли, не боятся выступать публично, корректно оценивают выступления одноклассников. Благодаря развитию коммуникативных универсальных учебных действий, повышается качество образования, происходит раскрепощение учащихся. А это и является одним из главных критериев обучения.
Спасибо за внимание!