В ФГОС 2 поколения, в требованиях к предметным результатам освоения образовательной программы начального общего образования по математике, одним из основных требований является умение решать текстовые задачи. Арифметические задачи в курсе математики занимают значительное место. При знакомстве детей с задачей на первых этапах используем простейшую рисованную схему (кружки, квадраты, треугольники). Переход от этой схемы к схеме в отрезках в качестве модели текстовой задачи является главным содержанием 1-го урока. Использование схем позволяет обходиться без краткой записи условия задачи.
Умение строить учебные модели и работать с ними является одним из компонентов общего приема решения задач. Модель позволяет перевести текст на математический язык и увидеть структуру математических отношений, скрытую в тексте. Решение арифметических задач с помощью моделирования помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией; способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей; развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, логического мышления, речи, сообразительности. В процессе моделирования происходит развитие таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В учебниках УМК «Планета знаний» развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений (1 класс), широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, обучение моделированию условий текстовых задач.
Данная презентация разработана в рамках современного подхода о ведущей роли моделирования в процессе обучения математике ребенка младшего школьного возраста.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
как эффективное
обучения
средство
решению задач.
учитель начальных
классовМБОУ сош
Кузнецова
Анна
г.
Николаевна
Донецк
Ростовской
области
№2
Урок математики в 1
классе
(УМК «Планета знаний»)
Тема: Задачи на сложение и
вычитание
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: обучать моделированию условия задачи с
помощью предметов, схематических рисунков и схем;
выявлению известных и неизвестных величин.
Задачи:
Образовательные:
формировать действие моделирования текста, содержащего
числовые данные;
формировать умения читать схему и выбирать знак
арифметического действия для решения задачи; составлять
выражения, опираясь на схему.
Развивающие:
развивать способность понимания текста, содержащего
числовые данные;
развивать речь обучающихся;
развивать психические процессы: память, мышление,
воображение, внимание.
Курица снесла 5
яиц, а потом ещё
4. Сколько яиц
снесла курица?
Изобразим это на
схеме:
4
?
9
Обозначим на схеме
числами.
5
Что
известно?
Что нужно
узнать?
5 + 4
Запиши
равенство.
=
Ответь на вопрос.
Обозначим
знаком «?».
9
Курица снесла 9
Однажды
яиц.
утром из трёх яиц
Сколько яиц осталось?
вылупились
цыплята.
Нарисуй
схему.
9
?
6
3
Что
известно?
Что нужно
узнать?
Запиши
равенство.
Ответь
вопрос.
Обозначь на схеме
числами.
Обозначь
знаком «?».6
9 – 3
=
на
Красная Шапочка принесла
бабушке 3 пирожка с капустой и 6
пирожков с грибами. Сколько
пирожков принесла Красная
Шапочка?
?
?
Нарисуй
схему.
Запиши
равенство.
3 + 6
=
9 (п.)
3
3
6
6
9
10
Фрекен Бок испекла 10
плюшек.
Малыш и Карлсон съели 6
плюшек.
Остальные плюшки съела
Фрекен Бок.
Сколько плюшек съела
Фрекен Бок?
10
6
6
10
Нарисуй
схему.
Запиши
равенство.
4
10 – 6
(пл.)
=
?
?
4
Решение текстовых задач в 1
действие на сложение и вычита ние
(нахождение суммы, остатка,
на
увеличение/уменьшение
несколько единиц, нахождение
Цель: моделировать условия задачи с помощью
схематических рисунков и схем; выявлять известные и
слагаемого).
Задачи:
неизвестные величины.
Образовательные:
формировать действие моделирования текста, содержащего
числовые данные;
формировать умения читать схему и выбирать знак
арифметического действия для решения задачи; составлять
выражения, опираясь на схему;
формировать умения решать текстовые задачи в 1 действие на
сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка,
увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение
слагаемого).
Развивающие:
развивать способность понимания текста, содержащего
числовые данные;
развивать речь обучающихся;
развивать психические процессы: память, мышление,
5
?
на 3
больше
Изобразим это на
схеме:
Кр.
Б.
5
Кр.
Б.
3
?
8
Решите
задачу.
5 + 3 =8 (гв.)
?
9
на 3
меньше
Нарисуй
схему.
Яб.
Гр.
9
6
Яб.
Гр.
?
Решите
задачу.
3
9 – 3 = 6
(гр.)
10
6
10
?
В вазе лежало 10 яблок . Из них 6
яблок красных, а остальные –
зелёные.
Сколько зелёных яблок лежало в
вазе?
6
Решите
задачу.
10
?
4
10 – 6 =4 (ябл.)
на 10
больш
е
В
танцевальной
студии
занимались
мальчики и
девочки.
16
?
16
?
16
10
на 10
меньше
?
10
Выберите
задачу,
которая
подходит к
16
?
Расставьте на схеме к данному
условию задачи числовые
данные.
10
?
6
16
Решите
задачу.
16 – 10
=
16
?
16
10
6(м.)
?
10
16
?
2
6
16 + 10
=
1
0
26(д.)
на 10
больш
е
?
16
Выберите схему к условию
задачи и расставьте
числовые данные
М
10
Д
.
.
16
?
6
16 – 10
=
Решите
задачу.
16
М
.
Д
.
10
26
26(д.)
?
16 + 10
=
6(д.)
на 10
меньше
16
?
18
Составьте задачу по
схеме. 18
8
18 – 8
=
?
8
18 – 10 =
?
10
10(кр.)
18
10
8(кр.)
У хозяина было 18
кроликов. Среди
них было 8 серых,
остальные – белые.
Сколько
белых
кроликов было у
хозяина?Решите эту
задачу.
Составьте по
схеме обратную
задачу.
Решите
задачу.
Расставьте
числовые
данные на
схеме.
?
9
Решите
задачу.
6
3
9 (ш.)
ВинниПух надул 6 красных шариков и
3 синих. Сколько всего шариков надул
ВинниПух?
6 + 3
=
Расставьте
числовые
схеме.9
данные на
?
4
Решите
задачу.
9 – 4 =
5
(ш.)
5
Затем 4 шарика ВинниПух подарил друзьям.
Сколько теперь шариков у ВинниПуха?
6
4
9
5
6 + 3 – 4 =
(ш.)
9
3
5
?
Составьте
выражение.
?
?
50
8
50
?
50 руб 8 руб
М
.Ш
.
Выберите
выражение,
которое
является
50 – 8
решением
задачи. = 58
50 +
(р.)
8
Выберите к данному условию
задачи подходящую схему.
50
58
?
8
8
Выберите к данному условию задачи
подходящую схему.
3 руб 15
?
Выберите выражение,
которое
является
решением задачи.
15
?
18
= 12
15 – 3
(р.)
3
3
15
15 +
3
?
12
= 18 (р.)
увеличение/уменьшение
Решение задач в несколько действий
(нахождение суммы и остатка), задачи
на
на
Цель: моделировать условия задачи с помощью
несколько единиц.
схематических рисунков и схем; выявлять известные и
неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь
Задачи:
между известными величинами.
Образовательные:
формировать умения ориентироваться в рисунке-схеме и
решать задачи в несколько действий с опорой на рисунок;
формировать умения читать схему и выбирать арифметическое
действие в соответствии со смыслом ситуации, вопроса,
условия задачи; составлять выражения, опираясь на схему;
формировать умения решать текстовые задачи в 2 действия на
нахождение суммы и остатка, составлять выражение для
решения задачи в несколько действий на нахождение суммы и
остатка.
Развивающие:
развивать способность понимания текста, содержащего
числовые данные;
развивать речь обучающихся;
развивать психические процессы: память, мышление,
Жили-были дед
да баба.
Взялась баба печь
блины.Напекла десяток, потом
ещё пяток
да ещё три
блина.
блинов
Сколько
испекла баба?
15
10
3
5
?
18
1053?
15(б.)
1)10 + 5
2)15 + 3 =18(б.)
=
10
5
8
3
?
18
1)5 + 3
=
2)
10 + 8
=
8(б.)
18(б.)
?
А дед ест блины
прямо с пылу, с жару.
Съел штучек 6, да
ещё десяток,
да ещё парочку
блинков.
Сколько блинов
съел дед?
10
2
16
6
10
?
18
Расставьте числовые данные
на схеме.
Решите
16
задачу.
(б.)
18
(б.)
1) 6 + 10
2) 16 + 2
=
=
лиане
18
На
сидело
попугаев.
Из них 3
жёлтых и 7
зелёных.
Остальные красные.
Сколько было
красных
попугаев?
Нарисуй
схему.
8
?
Поставь на ней
числовые
обозначения.
Найди неизвестное
число.
7
3
18
18
7
10 (п.)
(п.)
?
3
10
1) 3 + 7
2)
=
18 – 10 =8
?
43
12
20
12
8
В
саду
зимовали 43
–
птицы
снегири,
сороки,
12
Весной
воробьи,
снегирей и 8
синицы.
синиц
Сколько птиц осталось
улетели.
в саду?
43
8
?
20
1) 12 + 8
(пт.)
2) 43 – 20 =23
(пт.)
23
=
4
?
6
4
?
3
10(б.)
3(б.)
10
6
7
1) 6 + 4
2)10 – 7
=
=
7
Над цветами
порхало 6 бабочек.
К ним прилетело 4
бабочки,
а потом улетело 7
бабочек.
Сколько бабочек
осталось?
Корова Мурка дала 20 литров
молока утром и 16 литров вечером.
Сколько литров молока дала Мурка?
16
20
?
Матроскин снял 3 литра сливок, а 7
литров поставил на простоквашу.
Из остального молока сделал масло.
Сколько литров молока пошло на масло?
3
7
?
20
л
=
)
20 + 16 =36(л
1)
2) 3 + 7
10(л
)
3)36 – 10 =26(л
)
Выберите к данному
условию задачи
подходящую схему.
3
7
36
16
26
?
16 л
?
3 л
7 л
16
?
20
20
7
3
10
РЕШАЕМ
ЗАДАЧИ
Задачи:
Образовательные:
закреплять действие моделирования текста, содержащего
числовые данные, умения ориентироваться в схеме-рисунке;
закреплять умения читать схему и выбирать знак
арифметического действия для решения задачи; составлять
выражения, опираясь на схему;
закреплять умения решать текстовые задачи в 1 действие на
сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка,
увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение
слагаемого).
Развивающие:
развитие речи обучающихся;
развитие психических процессов: памяти, мышления,
12
?
3
Составляем
задачу.
На день рождения Ослика
Винни-Пух собрал на лугу 12
цветов, а Пятачок – 3.
Сколько цветов в подарок
получил Ослик?
15
На тарелке было 15
бутербродов.
Когда Винни-Пух съел
несколько бутербродов,
на тарелке осталось 5
бутербродов.
Сколько бутербродов съел
Винни-Пух?
На тарелке было 15
бутербродов.
Крошка Ру съел 5
бутербродов, а Тигра –
остальные бутерброды.
Сколько
бутербродов
досталось Тигре?
?
5
15
15
15
?
5
?
5
съе
л
15
? 5
Выберите схему к
условию задачи.
В какой схеме числовые
данные расставлены
неверно?
15
5 ?
?
15 – 5
=
15
10
10
(б.)
5
5
15
?
10
15 – 5
=
10
(б.)
Решите
задачу.
собирали шишки для костра.
Всего они собрали 60 .
Из них собрал 40 шишек.
Сколько шишек собрал ?
60
40
?
20
20(ш.
)
60
40
?
Выберите
выражение, которое
является решением
задачи.
60 + 40 =
60 – 40 =
Было 7 горшочков с мёдом.
Он нашёл в лесу пчелиное
дерево
и пополнил свои
запасы.
У него стало 19 горшочков с
мёдом.
Сколько горшочков наполнил
мёдом из найденного
дупла?
?
12
19 – 7 =
19 + 7
=
Расставьте числовые данные
на схеме.
7
19
?
7
19
12
(г.)