«Тема: Бактерии, их роль в природе и жизни человека.»
Оборудование: компьютерная презентация, дидактические карточки.
Цель урока: Познакомить учащихся с ролью бактерий в природе и жизни
человека. Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания
биологических объектов и проведению сравнительной характеристики. Развитие
познавательного интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой
природы.
Оборудование: компьютерная презентация, дидактические карточки.
Основные понятия, изучаемые на уроке: Бактерии гниения, болезнетворные
бактерии, молочнокислые бактерии, антибиотики, фитонциды, симбиоз.
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Здравствуйте, ребята. Сегодня
наш урок биологии мы начнем с загадки. Есть в прудах, полях и парке -
невидимки-санитарки.
Почему бактерии выделили в отдельное царство?
Этап 2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы говорили об общей характеристике и строение бактерий.
Давайте напишем диктант и вспомним, то, что мы уже знаем о бактериях
(учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а
учащиеся отмечают верные утверждения плюсом, а неверные минусом).
Биологический диктант
1Бактерии состоят из одной клетки
2Бактерии имеют ядро
3.Бактерии обитают в воде, воздухе, почве.
4.Бактерии размножаются спорами
5.Бактерии имеют округлую, палочковидную, спиральную форму
6.Бактерии имеют оболочку
7.Бактерии не имеют хлорофилла
8.В благоприятных условиях бактерии образуют споры
9.Бактерии имеют цитоплазму
10Бактерии относятся к Царству Растений
11.Бактерии, питающиеся живым органическим веществом, называют сапрофиты.
Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных
утверждений. Номера правильных суждений: 1,3, 5, 6, 7, 9.
Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно. Если их количество 10-9,
поставьте отметку 5, 8-7 – отметку 4, 6-5 – отметку 3, менее 5 – 2
Работа с биологическими терминами: сапрофиты, паразиты, спора.
Задача: В 1 литре лесного воздуха содержится 100 бактерий, в 1 литре воды, набранной
из озера в том же лесу – в 3 000 раз больше чем в 1 литре воздуха, а в 1 литре
почвы из этого же леса – в 2 500 000 раз больше бактерий, чем в 1 литре воды.
Сколько бактерий в 1 литре почвы?
Решение:
100 х 3 000 = 300 000 бактерий в 1 литре воды
300 000 х 2 500 000 = 750 000 000 000 бактерий в 1 литре почвы.
Ответ: в 1 литре почвы содержится 750 000 000 000 бактерий.
Бактерии распространены практически повсеместно, а в некоторых средах они
могут встречаться в огромном количестве. Это же подтверждает и задача,
которую мы решили. Даже когда мы выходим в лес, нас окружают миллионы
бактерий. Посмотрите на эти цифры – они огромны.
Бактерии есть везде: в воздухе, воде, почве.
При этом они настолько малы, что мы их не видим. Зачем вообще нужны эти
бактерии? Пользу или вред они приносят?
А главный вопрос: заметим ли мы, если они исчезнут с лица Земли?
С некоторыми бактериями человек подружился, с некоторыми ведет упорную
борьбу.
Исходя из всего сказанного, как бы вы определили тему нашего урока.
Учащиеся формулируют тему и цель урока (узнать о бактериях и их роли в
природе и для человека).
Этап 3. Открытие новых знаний
Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, будем работать в
группах по карточкам. 1 ряд Прочитать текст. Стр. 56-57 Бактерии разложения,
почвенные бактерии.
Определить роль бактерий гниения и почвенных бактерий в природе и жизни
человека. Ответить на вопросы.
1 Куда исчезают опавшие осенью листья?
2 Что такое симбиоз? Какие организмы вступают в симбиоз?
2 ряд. Прочитать текст. Стр. 58-60» Роль бактерий в хозяйственной деятельности
человека. Рассмотреть рисунок. Определить роль бактерий в хозяйственной
жизни человека. Ответить на вопросы.
1 Почему скисает молоко?
2 Благодаря чему можно приготовить сыр и квашеную капусту?
3 ряд. Прочитать текст. Стр. 60-62 Болезнетворные бактерии. Определить
значение болезнетворных бактерий. Ответить на вопросы.
1 Назовите заболевания, вызываемые бактериями?
2 Что такое эпидемия?
Работу вы должны закончить в течение 5- 6 минут.
Всю информацию мы запишем в виде таблицы
Значение бактерий в природе и жизни человека Бактерии
Гниения
Положительное
Отрицательное
Значение
Разрушают органические
вещества (листья, трупы
животных), повышают
плодородие почвы.
Портят продукты питания.
Азотофиксирующие
(клубеньковые)
Помогают бобовым растениям
усваивать азот, повышают
плодородие почвы.
Молочнокислые
Используют в производстве, сыра,
кефира, квашения капусты,
силосования кормов.
Способствуют скисанию молока.
Болезнетворные
Научное значение.
Вызывают инфекционные заболевания у животных и человека.
Как вы думаете теперь, заметили ли бы мы исчезновение бактерий с Земли? (да)
Вновь у нас физкультминутка, ( учащиеся стоя выполняют упражнения
Этап 4 Закрепление материала.
1 Какова роль бактерий в природе?
2 Какова роль бактерий в жизни человека?
3 А сейчас мы попытается определить, как же человек борется с бактериями,
которые имеют отрицательное значение для человека.
1 Бактерии гниения разрушают мертвое органическое вещество, а также портят
продукты питания.
а Каким образом человек защищает продукты питания от гниения?
Продукты замораживают, сушат, засахаривают, маринуют, солят, консервируют.
б Приводит ли замораживание продуктов питания к гибели бактерий? Почему?
2 Болезнетворные бактерии вызывают заболевания растений, животных,
человека.
а Каким образом человек борется с болезнетворными бактериями? В классе, в
больнице? ( влажная уборка, проветривание)
Человека нельзя закупоривать в ящик, жилище проветривай лучше и чаще. ( В.В.
Маяковский.)
Фитонциды – природные вещества, убивающие бактерии. Они содержатся в луке,
чесноке.
б Почему санатории и дома отдыха строят в сосновых, а не лиственных лесах?
Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем
уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно?
( Знания о бактериях помогают учащимся осознать, что бактерии могут быть
полезные и опасные для человека, использовать данную информацию в
повседневной жизни - мыть руки с мылом). Могут ли пригодиться полученные на уроке знания и умения в освоении других
предметов?
(Например : ОБЖ – средства индивидуальной защиты, география – роль
атмосферы и бактерий в жизни планеты, история – болезнетворные бактерии в
истории средних веков, изобразительное искусство – знакомство с картиной Н.
Пуссена
Этап 5 Рефлексия учебной деятельности.
Этап 6 Домашнее задание.
Базовое:
Повторить изученный на уроке материал по учебнику и записям в тетради.
Параграф 12, Повторить биологические термины.
Выполнить схему » Роль бактерий в природе и жизни человека»
Презентация к уроку биологии "Значение бактерий в природе и жизни человека" 5 класс
Презентация к уроку биологии "Значение бактерий в природе и жизни человека" 5 класс
Презентация к уроку биологии "Значение бактерий в природе и жизни человека" 5 класс
Презентация к уроку биологии "Значение бактерий в природе и жизни человека" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.