Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Оценка 5
Презентации учебные
ppt
история
11 кл
20.08.2018
Тема презентации: "Россия на рубеже XIX-XX вв." . Презентация выполнена по учебнику «История конец XIX – начало XXI в. 11 класс. Базовый уровень.», 2017 авторов Н.В. Загладина, А.Ю. Петрова. В презентации отражена общая характеристика состояния России на рубеже XIX – XX веков и рассмотрены вопросы: 1. Территория и население; 2. Российская модель экономической модернизации; 3. Буржуазия и рабочие; 4. Экономическая политика правительства; 5. Сельское хозяйство: особенности развития
3. Россия на рубеже веков XIX-XX вв..ppt
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Шахтер вытаскивает короб с углем из забоя, 1890 год
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Контрольный опрос
1. Каким был политический строй Российской империи к
началу XX в.?
2. Назовите сословия, существовавшие в России.
Охарактеризуйте их положение.
3. Что такое модернизация?
4. Какие обстоятельства повлияли на ее проведение в России?
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Россия на рубеже XIX – XX вв.
Учитель
обществознания
истории
Фомин В. А.
МОУ СОШ №31
и
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Цель урока
Углубить и систематизировать знания социально
экономического развития Россия на рубеже XIX – XX вв.,
проанализировать деятельность правительства по решению
наиболее острых проблем развития.
План занятия
1. Территория и население
2. Российская модель экономической модернизации
3. Буржуазия и рабочие
4. Экономическая политика правительства
5. Сельское хозяйство: особенности развития
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Проблемный вопрос
Каким было экономическое развитие России по
сравнению со странами Западной Европы в
рассматриваемый период?
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
1. Территория и население
Охарактеризуйте территорию и население России
к концу XIX в.
Территория
Площадь: свыше 20 млн. кв. км (второе место в мире, уступая
Великобритании с колониями)
Географическое положение не самые выгодное: большая
часть в зоне тундры и вечной мерзлоты, сухих степей и
непроходимой тайги, неблагоприятных для хозяйственной
деятельности, особенно земледелия.
Население
Численность на 1897 г.: 125,6 млн человек (к 1914 г. 165,7
млн. человек, (10,2% населения земного шара).
Высокими темпами увеличивалось количество горожан, но
преобладало сельское население.
Россия была многонациональным и поликонфессионалъным
государством.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
2. Российская модель экономической
модернизации
Россия вступила на путь индустриального роста позже
ведущих стран Западной Европы и США.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Работа в группах:
Дайте характеристику
1 группа: Россия после промышленного переворота. Стр. 22,
абзац 1 – 2 раздела
2 группа: Концентрация производства и акционирование
предприятий. Монополизация. Стр. 22, абзац 3 – 5 раздела
3 группа: Банковская система. Стр. 23, абзац 2
4 группа: Новый экономический рост. Стр. 23, абзац 3 – 4
5 группа: Роль иностранного капитала. Стр. 23, абзац 1 снизу –
стр. 24, абзац 1
6 группа: Крупномасштабные проекты. Стр. 24, абзац 2 – 3
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Россия после промышленного переворота
Промышленный переворот начался в 1830е и завершился к
1880м гг., (значительно позже, чем в ведущих странах
Запада). В результате небывалого экономического подъёма
1890х гг. объём промышленного производства России вырос
к 1900 г. более чем в 1,5 раза.
Особенно динамично развивались металлургия, а также угле
и нефтедобыча.
По абсолютным размерам добычи железной руды, выплавке
чугуна и стали, объёму продукции машиностроения вышла на
четвёртоепятое места в мире), а в нефтедобыче на
рубеже XIXXX вв. стала даже мировым лидером.
Протяжённость российской железных дорог вторая в мире,
уступая США.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Концентрация производства и акционирование
предприятий. Монополизация.
Происходила концентрация промышленного производства.
Создавались хорошо оборудованные крупные предприятия.
Шёл процесс их акционирования (принадлежало свыше 70%
производственных фондов российской промышленности).
В 18991903 гг. Россию затронул мировой экономический
кризис. Закрылись около 3 тыс. предприятий и изза этого
изменилась организационная структура промышленности.
Кризис дал толчок развитию монополий.
Господствующее положение в чёрной металлургии –
синдикат «Продамет» (1902), в машиностроении — картель
«Продпаровоз» (1901) и синдикат «Продвагон» (1904); добычу
угля – объединение «Продуголь» (1906).
Всего в России перед Первой мировой войной насчитывалось
около 200 монополистических союзов. Ведущую роль играли
30 крупнейших, которые овладели внутренним рынком и
искали пути к выходу на рынок мировой.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Банковская система
Развитая. Основное звено – акционерные коммерческие банки
(50 банков). По объёму контролируемого капитала они
опережали все остальные банковские учреждения, в том числе
Государственный банк. Ведущий банк – РусскоАзиатский.
В результате слияния капитала банков и промышленных
монополий возникли финансовопромышленные группы,
которые контролировали значительную долю экономики
России. Их возглавляли А.И. Путилов, П.П. Рябушинский, Э.Л.
Нобель и др.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Промышленный подъём 19091913 гг.
Объём промышленного производства вырос в 1,5 раза. Доля
России в мировом промышленном производстве значительно
возросла.
Менее были заметны сдвиги при расчёте производства
валового национального продукта на душу населения (его
высокий прирост), уступая во много раз передовым
индустриальным державам.
Доля в мировом экспорте в 1913 г.: 4,2% (ниже доли в мировом
промышленном производстве).
Удельный в мировом импорте: 3,5%: в основном хлопок и
машины, чай, селёдка и писчебумажные изделия.
Главные торговые партнёры: Германия, Великобритания,
Голландия и Франция.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Роль иностранного капитала
Индустриальный рост обеспечивался преимущественно
внутренними источниками, но заметную роль сыграли
иностранные инвестиции (в прорывных отраслях). Они
способствовали интеграции отечественной экономики в
мировую систему хозяйства.
Действовало 230 иностранных компаний.
Россия, как и другие страны, вступившие на путь модернизации
с опозданием, использовала поддержку более развитых
соседей.
Значение иностранных инвестиций не было определяющим.
Отечественный капитал сохранял лидирующие позиции в
народном хозяйстве страны.
Изменения в российской экономике (формирование монополий,
складывание финансовопромышленных групп) на рубеже XIX
XX вв. соответствовали тем тенденциям, которые были
свойственны для передовых стран.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
3. Буржуазия и рабочие
Буржуазия была немногочисленна (0,1% населения), но
обладала огромным экономическим потенциалом.
Источники формирования:
купечество;
представители 23го поколений разбогатевших крестьян
(Гучковы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские и др.);
мещане.
Возможности отечественной буржуазии влиять на политику
государства были крайне ограниченны.
Экономика оставалась многоукладной. Большую роль в ней
играли мануфактурные и ремесленные предприятия (около
трети выпуска всей продукции), мелкая оптовая и розничная
торговля (около 200 тыс. торговых фирм), кустарное и
мелкотоварное производство.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Фабричнозаводские рабочие
Значительная часть долго сохраняла связь с деревней. К
1913 г. лишь половина окончательно порвали эти связи.
В промышленных городах количество рабочих росло быстро.
В первое десятилетие XX в. на 5% заводов с числом занятых
более 500 человек работало 54% всех наёмных рабочих.
По уровню централизации и концентрации производства и
рабочей силы Россия превзошла все страны мира.
Повышение культурного уровня способствовало росту
политической активности.
Особенно возмущало отсутствие элементарных гражданских
прав.
До революции 19051907 гг. были лишены возможности
создавать организации для защиты своих экономических
интересов. Участие в забастовках каралось тюремным
заключением на срок от 2 до 8 месяцев (приравнивалась к
уголовному преступлению).
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Фабричный инспектор:
«Работа на заводе продолжается 12 часов в день, праздников
не имеют и работают 30 дней в месяц. Почти во всем заводе
температура воздуха страшно высокая. Работают голышом,
только покрывают голову бумажным колпаком да вокруг пояса
носят короткий фартук. В некоторых отделениях, например, в
камерах, куда приходится вкатывать тележки, нагруженные
металлическими формами, наполненными сахаром, температура
доходит до 70 градусов. Этот ад до того изменяет организм, что
в казармах, где рабочим приходится жить, они не выносят
температуры ниже 30 градусов…»
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
4. Экономическая политика правительства
Государство играло активную роль в экономической жизни
предреволюционной России.
В чем была противоречивость экономической
политики правительства? Стр. 26, абзац 2 – 3 раздела
С одной стороны, влияло на развитие индустриального
производства, содействуя железнодорожному строительству,
созданию тяжёлой индустрии, росту банков, осуществляло
протекционистскую политику.
С другой стороны, последовательно укрепляло систему
государственного управления экономикой, отстаивало
интересы дворянства, ограничивало свободу
предпринимательства, поддерживало архаичные порядки в
деревне.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Политика министра финансов С.Ю. Витте (18921903)
Сторонник ускоренной индустриализации, привлечения
иностранного капитала и протекционистской политики.
Считал развитие промышленности России возможно только
за счёт государственного вмешательства в экономику.
1895 1897 гг. – денежная реформа вводившая золотое
обращение (способствовало стабилизации курса рубля и
привлечению в Россию иностранных капиталов).
Введение винной монополии. В 1900 г. винная монополия и
железные дороги давали государству больше четверти
доходов бюджета, в 1913 г. — уже половину.
Повышены косвенные налоги — на продажу сахара, табака,
спичек, квартирную плату.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
5. Сельское хозяйство: особенности развития
Аграрный сектор оставался основной частью экономики (54
56% национального дохода).
Первое место в мире по объёму сельхозпродукции.
Экспорт зерна давал более 50% валютных поступлений.
Среди других вывозимых товаров преобладал лес, лен.
Под влиянием рыночного спроса возрастала специализация
сельского хозяйства
чернозёмная полоса: зерноводство;
северозапад: льноводство;
южные губернии: производство сахарной свёклы;
Сибирь: сливочное масло (около 90% экспорта);
Средняя Азия: хлопководство;
Крым и Черноморском побережье Кавказа — виноделие.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Работа в группах:
Дайте характеристику
1 группа: Помещичье хозяйство. Стр. 27, абзац 1 снизу
2 группа: Зажиточные крестьяне и середняки. Стр. 28, абзац 2
– 1 снизу
3 группа: Проблема малоземелья. Стр. 29, абзац 1 – 2
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
помещичье;
крестьянское.
Типы хозяйств
Помещичье хозяйство
наиболее интенсивно развивалось в Прибалтике, на степном
юге, в районах Москвы и Петербурга.
удельный вес в общем объёме сельхозпродукции падал;
крупные хозяйства приобретали характер капиталистического
производства: машины, современные агротехнические
приёмы;
высокая концентрации земельной собственности (не было ни
в одной стране мира).
Почти таким же количеством земли располагали беднейшие
крестьянские дворы.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Зажиточные крестьяне
обладали почти половиной всей надельной земли. Средний
размер позволял получать чистую прибыль для расширения
производства, аренды помещичьей земли. В их хозяйствах
широко применялся труд наёмных сезонных рабочих —
батраков.
Середняки
промежуточный слой между зажиточными крестьянами и
бедняками. Средний надел позволял прокормиться, но не
давал возможности расширить хозяйство.
Едва сводя концы с концами, середняки и бедняки особенно
страдали от периодических неурожаев, которые порождали
голод и эпидемии.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Проблема малоземелья
было не абсолютным, а относительным.
При более интенсивном земледелии (внесении удобрений,
переходе к высокоурожайным сортам, мелиорации), а также
меньшей зависимости от помещиков с имевшихся у крестьян
наделов можно было получать хороший доход.
Правительство же не вкладывало достаточных средств в
аграрный сектор. В результате тормозился переход к
передовой системе земледелия.
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Вывод
Опыт России конца XIX начала XX вв. показал, что развитие
реформ в полную силу в условиях царской власти было
практически невозможно.
А почему тогда реформы осуществились в условиях монархии,
например, в Англии, Швеции и других странах?
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Рефлексия
На уроке я узнал(а) __________________________
На уроке я работал(а) активно/ пассивно
Своей работой на уроке я доволен (довольна) или нет
Материал урока мне был понятен/ не понятен
интересен/ не интересен
Презентация к уроку истории "Россия на рубеже XIX-XX вв." (11 класс).
Домашнее задание
1. Изучить § 3
2. Устно подготовить ответы на задания на стр. 29
3. Подготовить рефераты (1015 предложений):
а). Расширение влияния Российской империи на Дальнем
Востоке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.