Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".
Оценка 4.8

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Оценка 4.8
Презентации учебные
docx
русская литература
5 кл—9 кл
03.02.2019
Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".
Презентация к уроку литературы по стихосложению поможет обучающимся наглядно разобраться в размерах стиха (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль), выполнить практическую работу, проверить сразу же свои знания, закрепить новый материал. Презентация выполнена с учётом игровых элементов для лёгкого запоминания размеров стиха.
Размеры стиха. Презентация к уроку..docx
Стихотворные размеры Добавьте объект двойным щелчком мыши Презентация к уроку подготовлена учителем  русского языка и литературы  ГБОУ ООШ с.Колодинка Белоусовой Е.А. В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и  форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его  темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это  двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У  каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению  определенные особенности. В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение  ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто  выбивая барабанную дробь. Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные  буквы), которые получились ударными. Например:  мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил  когдА не в шУтку зАнемОг… Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем  примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный  размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов,  в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» ­ это ямб.  Пример хорея: мОй весЁлый звОнкий мЯч   тЫ кудА помчАлся вскАчь   Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая  ударные и безударные слоги на бумаге. Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в  том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных  слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется  дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест. Пример дактиля:  тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники Пример амфибрахия:  конЯ на скакУ останОвит,  в горЯщую Избу войдЁт Пример анапеста:  Я люблЮ тебя жИзнь,  что самО по себЕ и не нОво Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из  которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или,  например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В  примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб.  Стихотворение С.Маршака о мяче – четырехстопный хорей.   Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать  обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого  примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы  слышим и второе, на «А». СТОПА ­ повторяющееся сочетание сильного и  слабого места в стихотворном метре, служащее  единицей длины стиха ● Для добавления структуры щелкните мышью Для добавления заголовка  щелкните мышью Добавьте объект двойным щелчком мыши Для добавления заголовка  щелкните мышью Добавьте объект двойным щелчком мыши Для добавления заголовка  щелкните мышью Добавьте объект двойным щелчком мыши В мОре хОр русАлок пЕл Для добавления текста щелкните мышью ЗемлЯ  без Ям былА б  другАя Для добавления текста щелкните мышью ЗОлотом  дАктиль блестИт на  медАлях Для добавления текста щелкните мышью ЖелЕзом гремИт амфибрАхий Для добавления текста щелкните мышью СеребрО за анАпест поЭту  вручАют Для добавления текста щелкните мышью Хорей У хорея ритм двусложный Безударный ­ на второй. Бодрой песенкой дорожной Он вдруг чудится порой, То капелью утро будит, То кукушкой прокричит… Как природа данный людям, Часто он вокруг звучит. Ямб Ямб энергичен, деловит; Как вечный демократ, Всегда он чуточку спешит, И всем поэтам рад. Но есть величия секрет,  В стихах, простых на вид: Ведь ямбом пишется сонет,­ Традиция гласит. Дактиль Дактиль задумчив и полон покоя, Взмахами пальца считая размер. Это его шестистопной строкою В мире гекзаметр прославил Гомер.  Есть в нём величия странная сила, Отзвук вопроса, дерзаний святых, И дорогой, по­старинному милый, Истинный блеск непростой красоты.  Амфибрахий Для русского слуха хорош амфибрахий, В нём есть широта и простор, Отчаянье удали в снежном размахе, Неспешный степной разговор, Бескрайних лесов потаённые чащи, В безбрежности рек – облака, Им вдруг заклинанья читающий пращур  Посмотрит в глаза сквозь века. Анапест У анапеста нрав непростой: И упрямым он слышен порой нам,  Выделяя незримой чертой Звуки в чередовании стройном. В нём приказ, утвержденье, напор… С отголоском обыденной речи. Может он рифмовать милый вздор И романсом украсить наш вечер. Задание. Определите размер стихотворений  на следующем слайде. Добавьте графический объект  двойным щелчком мыши ● Ямб ● Хорей ● Дактиль ● Амфибрахий  ● Анапест ? 1.Белеет парус одинокий  В тумане моря голубом! Что ищет он в стране далёкой?  Что кинул он в краю родном? 2.Мчатся тучи, вьются тучи;  Невидимкою луна  Освещает снег летучий;  Мутно небо, ночь мутна. 3. На севере диком стоит одиноко  На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим  Одета, как ризой, она 4.Последняя туча рассеянной бури!  Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. 5.Кроет уж лист золотой  Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой  Вешнюю леса красу... С холоду щёки горят,  Любо в лесу мне бежать,  Слышать, как сучья трещат,  Листья ногой загребать! 6.Подруга дней моих суровых,  Голубка дряхлая моя Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. 7.Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Ответы на задание 1 ямб 2 хорей 3 амфибрахий 4 амфибрахий 5 дактиль 6 ямб 7 анапест Домашнее задание. Ответьте на вопрос: Для добавления текста щелкните мышью Спасибо за внимание! Для добавления текста щелкните мышью

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".

Презентация к уроку литературы "Размеры стиха".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019