Презентация к уроку математики "Софизмы"
Оценка 4.6

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
ppt
математика
7 кл
10.06.2018
Презентация к уроку математики "Софизмы"
Для повышения интереса учащихся полезно использовать на уроках или во внеурочной деятельности дополнительный материал. Одним из таких материалов является вопрос "Софизмы" . Софизмы - это утверждения, которые содержат в себе определенную ошибку. Решить софизм - это значит найти ошибку и объяснить её.
Проект по математике Софизмы..ppt

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
Авторы проекта::   Авторы проекта ученики 7 «А» класса ученики 7 «А» класса Марченко Сергей Марченко Сергей Пиунов Егор Пиунов Егор Место выполнения работы:  Место выполнения работы:  МБОУ СОШ № 8, г. Калуга МБОУ СОШ № 8, г. Калуга Научный руководитель: Петрунина Е. В. Петрунина Е. В. Научный руководитель:

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
«Людям, которые желают идти верной дорогой,  важно также знать и об отклонениях»  Аристотель

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
 Софизмами принято называть  утверждения, в доказательствах  которых кроются незаметные, а подчас  и довольно тонкие ошибки.

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
Софизм (от греч.«мастерство, умение, хитрая выдум ка, уловка, мудрость») — ложное высказывание , которое тем не менее,  при поверхностном рассмотрении кажется правильн ым. Софизм основан на преднамеренном , сознательном нарушении  правил логики. Софизмы были придуманы очень давно - до нашей эры, философами. Чтобы разобраться с таким явлением нужно развивать логику, которая развивается с понятием данной темы, хотя во многих примерах нет ничего заумного!

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
Цель работы:  Познакомиться с софизмами,  показать значение математических  софизмов при изучении математики

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
Задачи:  1)Дать понятие, что такое софизмы 2)Классифицировать софизмы на виды 3)Показать, как работать с софизмами

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
  Разбор софизмов, прежде всего, развивает логическое  мышление, т.е. прививает навыки правильного мышления.  Обнаружить ошибку в софизме ­ это значит осознать ее, а  осознание ошибки предупреждает от повторения ее в  других математических рассуждениях.     Развитие критического мышления позволит не только  успешно освоить точные науки, но и не оказаться  жертвой мошенников в жизни. Например, при  оформлении кредита в банке не оказаться пожизненным  его должником.

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
Софизмы классифицируются на:  1)Алгебраические 2)Геометрические 3)Логические

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
При разборе МС выделяются основные  ошибки, “прячущиеся” в МС:  1) деление на 0; 2) неправильные выводы из равенства дробей; 3) неправильное извлечение квадратного корня из квадрата выражения; 4) нарушения правил действия с именованными величинами; 5) проведение преобразований над математическими объектами, не имеющими  смысла; 6) неравносильный переход от одного неравенства к другому;  7)  выводы и вычисления по неверно построенным чертежам;

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
Рассмотрим один из популярнейших софизмов:  № 1  «2+2=5»

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
Допустим: 2+2=5  Представим это следующим образом: 21+21=5 Распишем 1 как частное равных чисел:  5 5 1=  5 5 Тогда:  5 5  5 5 2 + 2  =5  5 5  5 5  5 5  5 5 Делим обе части на 5­5, найдём 2  (5­5)+2  (5­5)=5  (5­5) 0 = 0 что и требовалось доказать.

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
В чём же ошибка? Рассмотрим строчку «1 =  » Так как 5­5=0, 1= . Ошибка! Делить на ноль нельзя!  5 5  5 5  0 0

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
Уравнение x­a=0 не имеет корней № 2   Дано уравнение: x­a=0 Разделим всё на x­a, получим: 1=0 ­ равенство неверное, следовательно исходное уравнение  не имеет корней. В чём же ошибка? Поскольку x=a ­ корень уравнения, то, разделив на  выражение x­a обе его части, мы потеряли этот корень и  потому получили неверное равенство 1=0.

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
 Это были алгебраические софизмы, теперь разберём геометрические.

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
 Ошибкам в геометрических доказательствах  Евклид посвятил целую книгу, но до наших дней  она не дошла, и нам остаётся лишь гадать о том,  какую невосполнимую утрату понесла из­за  этого элементарная математика.

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
№3 Исчезающий квадрат

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
Большой квадрат составлен из четырёх одинаковых  четырёхугольников и маленького квадрата. 

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
Если четырёхугольники развернуть, то они заполнят площадь,  занимаемую маленьким квадратом, хотя площадь большого  квадрата визуально не изменится. 

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
В чём же ошибка?  Всё просто!  Сторона и площадь нового квадрата  меньше стороны и площади того, который  был вначале.

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
Задача о треугольнике № 4 После перестановки частей  при визуальном сохранении изначальных пропорций появляется дополнительная, не занятая ни одной частью, клетка   Дан прямоугольный  треугольник 13×5 клеток,  составленный из 4 частей.

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
В чём же ошибка? Посмотри внимательно на чертежи Совпадают ли гипотенузы больших треугольников? Ошибка станет хорошо видна, если провести точное построение. На самом  деле новая фигура не является треугольником. Это ломаный  четырехугольник. Утверждение легко проверить вычислениями.  

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
Логические софизмы 

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
№ 5 «Рога»: У тебя есть то, что ты не терял. Если ты не  терял рога, то ты их имеешь.   № 6 «Лгун»: Лгун может сознаться в том, что он  обманул – он скажет правду. А человек, сказавший  правду уже не будет лгуном, а, следовательно, лгун не  будет лгуном.  № 7 «Лекарства»: Лекарства для больного – добро.  Добра нужно делать как можно больше, значит,  принимать лекарств нужно как можно больше.

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
Заключение:   Решение математических софизмов может быть как и  увлекательным занятием, так и может приносить  пользу: развитие логического и критического  мышления, разнообразие на уроках математики,  помощь в усвоении темы.

Презентация к уроку математики "Софизмы"

Презентация к уроку математики "Софизмы"
 Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2018