Тематический доклад для родителей
(2 класс, 2 четверть)
Тема: Школьные трудности. Как приучить ребёнка к самостоятельности»
Цель:
обсудить с родителями проблему воспитания самостоятельности у
детей младшего школьного возраста.
указать некоторые пути воспитания самостоятельности.
План доклада.
1. Личность и её воспитание.
2. Школьные трудности. Как приучить ребёнка к самостоятельности.
главная задача школы и родителей приучить ребёнка к
самостоятельности;
самостоятельность – активизатор деятельности человека;
мотивация как средство развития самостоятельности.
3. Задачи на ближайший период по воспитанию самостоятельности . 1. Личность и её воспитание.
Становление личности формируется
в системе тех общественных
отношений, которые складываются в процессе обучения, воспитания, жизни
ребёнка. Эта складывающаяся система отношений определяет образ жизни
человека и свойства его личности.
Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте,
оказывает домашняя среда. В семье проходят первые, важные для развития и
формирования годы жизни человека. Ребёнок – точное отражение той семьи,
в которой он растёт и развивается. Семья во многом определяет круг его
интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же
предоставляет и условия для развития природных задатков, формирования
личности.
Нравственные и социальные качества личности также
закладываются в семье.
Воспитание личности – задача, которую предстоит решать родителям и
начальной школе, ведь основы будущей личности закладываются в детском
возрасте. И на воспитание ребёнка оказывает влияние не только то, что
говорят родители, но и то, какой пример они подают, как они приучают его
следить за собой. Быть самостоятельным, собранным, дисциплинированным.
Это важно не только в быту. Самостоятельный ребёнок собран на уроках,
работает с интересом, в состоянии приготовить уроки без помощи родителей
или же обратиться за помощью с конкретным вопросом, а не по поводу
вообще всего задания.
2.Школьные трудности. Как приучить ребёнка к самостоятельности.
Главная задача школы и родителей – приучить ребёнка к
самостоятельности.
Наверное, перед многими родителями сейчас стоит вопрос о том, как
приучить ребёнка к самостоятельности. Зачастую многие родители считают
своим долгом выполнять с ребёнком все домашние задания, а иногда и за него
– дописать, дочертить, дорисовать. Так будет лучше, считают родители:
оценку ребёнок получит хорошую, но при этом родители забывают о том, что во время выполнения контрольной работы ребёнок будет сидеть сам, и никто
не придёт к нему решить задачу или пример.
К тому же, выполняя за ребёнка домашнее задание, вы приучаете его к
безответственности, ведь он знает, что мама сделает за него и пример, и
рисунок, и даже портфель сложит на завтрашний день. Поэтому не стоит
выполнять за ребёнка ту работу, которую он в состоянии выполнить сам.
Старайтесь
ограничить свою помощь консультацией и контролем за
выполнением. При этом контролируйте не только выполнение уроков, но и
выполнение ребёнком данных ему поручений, чтобы он знал, всё, что ему
поручено, имеет смысл и это задание может выполнить только он и никто за
него. Т.е., не выполнив задание, он подведёт и вас.
Самостоятельность – активизатор деятельности человека.
Отношение школьников к учению можно охарактеризовать таким
свойством, как активность. Активность характеризуется:
готовностью выполнять порученное дело;
стремлением к самостоятельности;
сознательным выполнением порученного задания;
стремлением повысить свою роль в выполняемом деле.
С активностью связана и самостоятельность, связанная с определением
объекта, средств деятельности, её осуществления самими учащимися без
помощи взрослых и учителей. Активность и самостоятельность школьников
неотделимы:
более активные школьники, как правило, и более
самостоятельные; недостаточная собственная активность школьника ставит
его в зависимость от других и лишает самостоятельности. Самостоятельность
постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному
учению, преодолению пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя
в умственной работе.
Мотивация как средство развития самостоятельности.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения
учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению
содержания образования. Мотивация как процесс изменения состояний и
отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются
конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать и совершать поступки. Мотивы можно определить как отношение школьника к
предмету его деятельности. В роли мотивов выступают во взаимосвязи
потребности и интересы, стремления, идеалы, установки
Различные мотивы имеют неодинаковую силу влияния на протекание и
результат обучения: широкие познавательные мотивы
более слабы в
сравнении с учебными мотивами в конкретной области, стимулирующие
проявление самостоятельности в узкой области.
Мотивы учения подразделяются на внешние и внутренние. Первые
происходят от учителей и родителей, общества, класса и приобретают форму
намёков, указаний, требований и норм, иногда даже принуждения. Их
действие зачастую встречает внутреннее сопротивление. Необходимо, чтобы
сам учащийся захотел сделать чтото и сделал это. Вот почему решающее
значение предают внутренней мотивации, т.е. истинному желанию ребёнка
чтото сделать самому. Необходимо строить свою работу с ребёнком так,
чтобы ваши желания стали и его желаниями, чтобы внешняя мотивация со
временем переросла во внутреннюю, характеризующуюся устойчивостью
мотивов, умением ставить перспективные цели, т.е. умением планировать
работу. Определять наиболее важное от несущественного и маловажного.
Ребёнок должен уметь чётко определить цель и идти к её выполнению.
3.Задачи на ближайший период по воспитанию самостоятельности.
Наши дети обучаются в начальной школе. Когда они пришли в 1 класс, в
большинстве случаев доминировала внешняя мотивация, основанная на
просьбах и пожеланиях родителей. С переходом во 2 класс дети стали иначе
относится к учёбе: их больше интересует мнение одноклассников, они более
адекватны в своей самооценке, стесняются ответить, если не уверены в
правильности своего ответа и уже не считают себя такими хорошими, какими
они считали себя в 1 классе.
Основываясь на всём этом, можно сказать, что сейчас вполне возможно
воспитывать самостоятельность учащихся, основываясь на смене мотивации и
самооценки. Не следует выполнять за ребёнка его поручения, он должен знать,
что за свои обязанности отвечает он сам и никто больше. У каждого ребёнка
дома должен быть небольшой круг его поручений и он должен точно знать,
что никто его работу за него не выполнит. Возможно, вначале будет трудно приучить ребёнка к контролю своей деятельности, но со временем это даст
свои результаты.
К тому же, нельзя забывать об изменении уровня самооценки, присущем
второклассникам ( мы говорили об этом на нашем первом собрании). Ребёнок
начинает оценивать себя более объективно, основываясь не только на своём
отношении к себе, но и больше – на отношении к себе одноклассников. Сейчас
дети уже не думают, как в 1 классе, что они всё знают, а, наоборот,
сомневаются в себе и ждут. Как их оценят окружающие.
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Жизнь животных".
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Жизнь животных".
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Жизнь животных".
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Жизнь животных".
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Жизнь животных".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.