Автор:Гашигуллина Ольга Васильевна
Класс: 1 класс
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Обитатели водной стихии.
Цели: Познакомить учащихся с понятием кто такие рыбы, с их внешним строением;
расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей; воспитывать любовь и
бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Краткое описание: Урок окружающего мира разработан по программе «Школа
России» по курсу «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») для 1 класса и
ориентирован на работу с учебным комплектом: Плешаков А.А.Мир вокруг нас.1 кл.
В 2 ч. М.: Просвещение,
Плешаков А.А.Мир вокруг нас.1 кл . Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение.
По тематическому планированию это 10 урок по теме « Что и кто?» По типу – это
урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с обитателями водной стихии и узнаем о
них самое интересное. (Слайд № 1)
3. Работа по теме урока.
Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал Муравьишка
Вопросик, его заинтересовало, кого же увидела Стрекоза? Мудрая Черепаха
предлагает нам ответить на вопрос, отгадав загадку. ( Слайд № 2)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыбы) ( Слайд № 3)
О ком сегодня будем говорить на уроке ? (О рыбах)
Давайте попробуем ответить на вопрос: кто такие рыбы? ( Слайд № 4) (Ответы
детей)
Скажите мне: Где могут жить рыбы ? ( В воде, в реке , в пруду, в море, в озере ,
в океане) ( Слайд № 5 )
Как рыбы дышат ? ( Жабрами)
Чем покрыто тело ? (Чешуёй)
Кто знает, как рыбы передвигаются в воде ? ( С помощью плавников и хвоста)
А теперь сравним то, что мы с вами говорили с выводом : кого называют рыбами
? ( Слайд № 6) Рыбы это животные, которые живут в воде, двигаются при
помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй. Повторите, как вы запомнили.
А знаете ли вы какое строение имеет рыба? ( Слайд № 7 )
А сейчас Мудрая Черепаха предлагает вам познакомиться со строением рыб.
Посмотрите, что это за рыбка? Кто знает как она называется ?
Это краснопёрка. Кто догадался, почему её так назвали? ( У рыбки плавники
красного цвета и они похожи на пёрышки)
Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом. ( Дети читают и
называют)
4. Работа по учебнику.
Откройте учебник на странице2223. Ещё раз назовём части тела рыб.
А чем покрыто тело у большинства рыб? ( Чешуёй)
Возьмём в руки карандаш и дорисуем для рыбок чешуйки . ( Слайд № 8)
Потрудились вы на славу. Рыбки довольны своей одеждой.
А сейчас тихонечко все встали, будем рыбок изображать.
5. Физкультминутка. ( Слайд № 9)
( Показывают движения)
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Знакомство с речными и морскими рыбами.
Вы все умные ребятки отгадайтека загадки . ( Слайд № 10 )
А знаете ли вы. ( Слайд №11 )( Отгадывают кроссворд о речных рыбах )
Загадки о рыбах.
1. Драчун и забияка
живёт в воде.
Кости на спине и щука не проглотит. (Ёрш) ( слайд № 12)
2.Поймать его не просто,
Не любит рисковать.
В песок всегда зароется
И от погони скроется. (Пескарь). (Слайд № 13 )
3.Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. ( Щука) (Слайд № 14 )
4. Он всем рыбам говорил:
Я к зиме зароюсь в ил.
Буду спать в нём до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил не грязь,
А зовут меня …(Карась) ( Слайд № 15) 3
1
2
4
р
е
к
а
Какое слово у нас получилось ? ( Река ) Значит рыбы: ёрш , пескарь, щука,
карась , где обитают ? ( В реке) Это речная рыба.
Рассмотрите в учебнике речных рыб. Какую рыбу мы не назвали ? ( Сом )
А что вы знаете о соме? ( Ответы детей)
На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются
два толстых , хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка , подплыла. В тот
же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила
рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе , а рыба сом. И червяки – тоже не
червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи.
По сравнению с другими нашими рыбами сом великан. Это хищник.
Сом неповоротливый, ленивый .Гоняться за добычей не любит, предпочитает
хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или
гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.
А теперь постараемся запомнить как можно больше речной рыбы. ( Слайд № 16)
Проведём игру « Узнай рыб по силуэтам». ( Слайд № 17)
( Дети называют по порядку рыб и рассказывают , что знают про неё. ( Карась,
ёрш, щука , окунь ,сом ) ( Слайд № 18 )
А знаете ли вы других обитателей ? ( Слайд № 19)
( Отгадывают кроссворд о морских рыбах )
Загадки о рыбах.
1. Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская , как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела.
Эта рыба … (Камбала ). (Слайд № 20 )
2.
Если в шахматы играешь,
То коня ты представляешь.
На него похожа рыба,
Даже спутать их могли бы.
Всех мальков растит самец,
Он заботливый отец! Сумочка на брюшке есть, в ней детишек и не счесть.
Сумку папа раскрывает,
Деток в воду выпускает.
Этот крошечный малёк
Будущий морской…(Конёк) (Слайд № 21 )
3. Кто плывёт хвостом вперёд ? ( Горбуша ) ( Слайд № 22 )
4. Блещет в море чистом,
Спинкой серебристой. (Сельдь ) (Слайд № 23»
1
3
2
4
м
о
р
е
Какое слово у нас получилось ? ( Море) Значит рыбы: конёк , горбуша ,
камбала , сельдь , где обитают ? ( В море) Это морская рыба.
Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали ? ( Треска ,
морской окунь , акула. )
А что вы знаете об этих рыбах ? Среди этих рыб есть хищница – акула.
Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько
рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по
мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.
Рассмотрим морских рыб и постараемся их запомнить. ( Слайд №24 )
Поработайте в парах и назовите друг другу каких вы запомнили морских рыб.
А сейчас проведём игру на внимание . « Найди отличия в этих картинках».
( Слайд № 25 )
Молодцы! Справились с заданием.
7. Итог урока.
О ком сегодня говорили на уроке ? ( О рыбах )
Кто такие рыбы ? Рыбы это животные, которые живут в воде, двигаются при
помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.
Каких речных и морских рыб запомнили ?
8. Домашнее задание.
На память о рыбах – картинка. Раскрасьте её дома, чтобы ваши рыбки приплывали
к нам на урок. ( Слайд № 26 )
Презентация к уроку окружающий мир "Кто такие рыбы?"
Презентация к уроку окружающий мир "Кто такие рыбы?"
Презентация к уроку окружающий мир "Кто такие рыбы?"
Презентация к уроку окружающий мир "Кто такие рыбы?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.