Разработка конспекта урока по краеведению.
Автор: Солодилова Елена Витальевна,
учитель английского языка МБОУ СШ №45 г. Архангельска.
Урок  «География Архангельской области».Класс 7а
Тема: «География Архангельской области»
 Цели урока:
Образовательные: 1. Ознакомление с новой лексикой по теме «География»; 2. Совершенствование  навыков чтения с 
пониманием основного содержания и детального чтения; 3.  Совершенствование умения отвечать на вопросы, пользуясь 
опорным планомконспектом
Развивающие: 1. Развивать умение находить нужную информацию;2. Развивать умение систематизировать имеющиеся 
знания и на их основе составлять собственное монологическое высказывание и отвечать на вопросы 3. Развивать механизм
языковой догадки; развивать готовность учащихся к коммуникации 
Воспитательные: 1. Формирование чувства любви и гордости к родному краю; 2. Формирование познавательной 
активности и мотивации к изучению предмета «География» и информации о родном крае
Планируемые результаты: 
Предметные умения: 1) расширение лексического запаса учащихся по теме «География»; 2) чтение текста с поиском 
нужной информации; 3) детальное чтение текста; 4) умение догадываться о значении незнакомых слов из контекста и по 
сходству с русским языком; 5) умение отвечать на вопросы, пользуясь опорным планомкартой.
Личностные: формирование чувства любви и гордости к родному краю; формирование навыков продуктивной работы с 
текстом; формирование умений составлять опорный план схему к тексту и работать по нему; повышение культуры и 
уровня знаний учащихся о родном крае.Метапредметные: 
Регулятивные УУД:  развитие навыков целеполагания, осуществление регулятивных  действий самоконтроля, самооценки
в процессе коммуникативной деятельности на английском языке
Познавательные УУД: освоение ознакомительного, поискового чтения, установление логических связей, определение 
основной и второстепенной информации, умение структурировать знания
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией  
Технологическая карта урока
Этапы урока
Время
(мин.)
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые 
УУД
Планируемые 
результаты
1.Оргный 
2мин Hello, everyone. I’m 
glad to see you again.
Today we are having 
an unusual lesson. 
Look at the 
blackboard. What can
you see there? 
Also you can see the 
date: 23rd September. 
What does this date 
mean for us? Yes, 
 Pupils answer the 
questions: “We can 
see a map of the 
Arkhangelsk region.
This is the birthday 
of our region.”
 Учащиеся 
отвечают на 
вопрос, что они 
видят на доске, и 
что означает дата 
Коммуникатив
ные
регулятивные
Ответы на 
вопросы 
учителя
Познавательные 
общеучебные, 
Учебно
методическое
обеспечение
Презентация 
(слайд1,2)логические
Познавательные 
Логические, 
коммуникатив
ные
личностные
Постановка 
цели и задач 
урока
Презентация 
(слайд 3)
2. 
Целеполагание
you are right. On the 
23rd of September we 
celebrate the 80th 
anniversary. Can you 
count? When was our
region formed?
3 мин. Ok. Look at the topic 
of our lesson: 
“Geography of the 
Arkhangelsk region”. 
Give the ideas: What 
is the aim of our 
lesson? What does 
geography study? Is 
Geography your 
favorite subject? 
Draw and make up 
the mind map about 
geography.( ученики 
составляют 
ассоциограмму со 
словом 
«география»)
23 сентября. Затем 
говорят, в каком 
году была 
образована наша 
область, если мы 
празднуем 80
летний юбилей.
It was formed in 
1937.
We will learn about 
the nature, 
geographical 
position, natural 
resources, climate of
our region.  В 
тетрадях 
составляют 
ассоциограмму к 
слову география и 
проверяют свои 
записи с тем, что 
написано на 
слайде.
3. 
5 мин. To reach the aim of 
Учащиеся 
Коммуникативные Отработка 
ПрезентацияОзнакомление с
новой лексикой
4. 
Предтекстовое 
задание
34 
мин.
5. Детальное 
чтение текста
1214 
мин
the lesson we need to 
know new 
vocabulary. Look at 
the slide and repeat 
after me.
Now find English 
equivalences of the 
following words.
Before we start 
reading the text about
our region in details, 
look through it and 
try to find the 
paragraphs  relating 
to the points of our 
mind map. What 
paragraph is about 
position, nature, 
resources, climate?
Now read the text and
translate it, underline 
new words
6. 
Послетекстово
е задание
56 
мин.
We have learnt many 
facts about our 
region. Look! I’ll 
повторяют за 
учителем слова и 
выражения, затем 
читают их в парах. 
( выданы каждому 
листы с новой 
лексикой) Затем 
находят перевод 
слов.
Учащиеся находят 
абзацы в тексте, 
раскрывающие 
пункты их 
ментальной карты, 
тем самым 
составляя план 
текста.
Учащиеся читают и
переводят текст, 
подчеркивают 
новые слова
Учащиеся 
получают листочки
с картой Арх. 
Познавательные 
общеучебные
правильного 
произношения 
новых слов
(слайд 34)
Листочки с 
новой 
лексикой
Познавательные 
общеучебные
коммуникативные
Развитие 
навыков 
просмотрового
чтения
Текст на 
листочках, 
план текста 
на слайде 
появляется 
по мере 
озвучивания 
учениками
Познавательные 
общеучебные
Развитие 
навыков 
чтения
Коммуникативные
Познавательные 
общеучебные и 
Развитие 
догадки, 
умения 
схематичная 
карта
рисунокhand out sheets of 
paper with maps of 
our region.  You can 
see numbers, 
drawings, letters on 
them.
Do you understand 
their meanings?  Can 
you add any new 
facts from the text. 
Work in pairs and 
discuss your ideas
Now let’s see if you 
know enough to do 
the quiz about our 
Arkhangelsk region. 
You can use your 
maps.  Look at the 
screen. The first 
question is…For each
right answer you’ll 
get this card. Do you 
know what it is? Yes,
it is the coat of arms 
of our region.
How many cards 
have you got? Those 
логические
находить 
нужную 
информацию в 
тексте
нашей 
области 
выдаётся 
каждому 
ученику
Слайды с 
вопросами
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные 
общеучебные
Умение 
отвечать на 
вопросы, 
пользуясь 
опорной 
картой
схемой.
области и краткой 
информацией о ней
( цифры, рисунки). 
Нужно 
расшифровать, что 
они обозначают, и 
добавить новые 
факты из текста. 
Затем обсуждение 
и проверка 
правильности 
догадок.
Учащиеся 
отвечают на 
вопросы, пользуясь
своими картами в 
качестве опорного 
конспекта текста. 
За каждый 
правильный ответ 
ученики получают 
жетон, на котором 
изображен герб 
Арх. области.
Определение 
победителей 
регулятивные
7. Контроль 
понимания 
прочитанного
56 
мин.
8. Рефлексия
12 
мин.who have more cards 
are the winners. 
You’ll get excellent 
marks for the lesson. 
These cards are 
yours. Other pupils 
will have the chance 
to get them on the 
next lesson showing 
their knowledge 
about our region. 
Raise your hands   
those who has learnt 
a lot of new facts 
about the 
Arkhangelsk region. 
Color your maps and 
be ready to answer 
the questions ( to get 
“4”); to talk about the
Arkhangelsk region 
( to get “5”)
опроса. Жетоны 
остаются им на 
память. Затем 
учитель просит 
руку тех, кто 
считает, что узнал 
много нового о 
нашей области
Д/з: раскрасить 
свою карту и  
уметь отвечать на 
вопросы (базовый 
уровень); быть 
готовым рассказать
с её помощью об 
Арх. области 
(повышенный 
уровень)
9. Объяснение 
домашнего 
задания
12 
минПриложение
The Arkhangelsk region
   The Arkhangelsk region is situated in the north of the European part of Russia. It has a territory of 587,4 
thousand square kilometers which is divided into 20 districts and includes the Nenets Autonomous Area. In the 
west the region borders on the Karelian Republic, in the east – on the Komi Republic and the Tyumen Region, 
in the south on the Vologda and the Kirov Regions.
  In the north the Arkhangelsk region is washed by the seas of the Arctic Ocean: the White Sea, the Barents Sea 
and the Kara Sea.
 The largest rivers of the region are the Northern Dvina, the Pechora, the Onega and the Mezen. The main river, 
the Northern Dvina, is 744 kilometres long. It flows into the White Sea.
  The climate of the greater part of the region is moderate. The winter is cold, the summer is not hot.There are many forests in the Arkhangelsk region. They consist mainly of fir, pine and birch. In autumn the 
forests are rich in berries and mushrooms.
The Arkhangelsk region is also rich in natural resources oil, gas, diamonds.
  Seas, rivers, lakes are inhabited by various kinds of fish (cod, herring, salmon, etc.) and animals (seal, polar 
bear, deer, wolf, fox, hare, etc)
  The largest towns of the region are Arkhangelsk, Severodvinsk, Novodvinsk, Kotlas and Koryazhma.
Repeat the new words after the announcer:
To be situated in – находиться, располагаться
To be divided – быть разделенным
To include включать ( в себя)
Districts округа
To border on граничить с 
To be washed by омываться
To flow into впадать в 
Climate климат
Moderate умеренный
To consist of состоять из
Natural resources природные ресурсы
Fir ель
Pine сосна
Birch береза
To be inhabited by быть населеннымVarious kinds of – различные виды
Codтреска
Herring селедка
Salmonсемга
Sealтюлень
Deer олень
               Make up a plan of the text:
1. Geographical position and area
2. Borders
3. Seas and rivers
4. Climate
5. Forests
6. Natural resources
7. Fish and animals
8. Towns
Answer the questions to the text:
1. Where is the Arkhangelsk region situated?
2. What is the territory of the region?
3. What does the region border on?
4. What seas is the region washed by?
5. What are the main rivers of the region? Where do they flow into?6. What climate does the region have?
7. What trees can we see in the forests?
8. What natural resources is the region rich in?
9. What kinds of fish and animals can one find here?
10.
What are the largest towns of the region?
The coat of arms of the Arkhangelsk region